X. О свободной воле

Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может измениться и подготовить себя к вере своими собственными естественными силами и добрыми делами и воззвать к Богу. По той причине, что у нас нет возможности делать добрые дела, приятные и угодные Богу, без Божьей благо­дати, мы можем иметь добрую волю только через Христа, направляющего нас и действующего в нас, когда мы имеем эту добрую волю. ,г) , .;

XI. Об оправдании человека

Мы считаемся оправданными перед Богом благодаря нашему Господу и
Спасителю Иисусу Христу только верой, а не нашими собственными делами
или заслугами. То, что мы оправданы только верой, составляет самую благо­
творную доктрину и дает великое утешение, о чем более подробно говорится в
Гомилии об оправдании. ,.

XII. О добрых делах

Добрые дела, которые являются плодами веры и совершаются после оправдания, не могут искупить наши грехи и помочь нам выдержать суро­вость Божьего суда. Однако они действительно приятны и угодны Богу во Христе и обязательно вырастают из истинной и живой веры; по ним живая вера узнается так же наглядно, как дерево узнается по его плодам.

XIII. О делах до оправдания

Дела, совершенные до обретения Христовой благодати и воздействия Его Духа, не угодны Богу, поскольку они не произрастают из веры в Иисуса Хрис­та; кроме того, они не подготавливают человека к получению благодати и не заслуживают (вопреки утверждениям некоторых ученых мужей) благодати соответствия. Напротив, поскольку они совершены не по воле и повелению Бога, мы нисколько не сомневаемся, что они имеют греховную природу.