Б. Происхождение греха
Как произошел грех? Откуда он явился в мир? Во-первых, мы должны ясно сказать, что Сам Бог не грешил и что Бог не несет ответственности за грех. Согрешил человек, согрешили ангелы, и в обоих случаях они сделали это добровольно. Возлагать вину за грех на Бога означало бы лгать на качества Бога. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Авраам вопрошает: «Судия всей земли поступитли неправосудно?» Елиуй справедливо говорит: «Неможетбытьу Бога неправда илиу Вседержителя неправосудие» (Иов. 34:10). Фактически, Бог не может даже желать чего-то неправильного: «Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).
И все же мы должны остерегаться противоположной ошибки. Мы были бы неправы, если бы утверждали, что в мире вечно существует злая сила, равная Ему по мощи. Подобное утверждение привело бы нас ктгризнанию так
Часть III. Учение о человеке
назы Баемого «дуализма» во вселенной, т. е. к признанию двух в равной степени высших сил: одной доброй, а другой злой'. Мы также никогда не должны думать, что грех удивил Бога, бросил вызов Его всемогуществу или Его провиденциальному контролю над миром. Мы никогда и не должны говорить, что Сам Бог согрешил или что на Него следует возлагать вину за грех. Но мы все же должны утверждать, что Бог, «совершающий все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), Который «по воле Своей... действует как в небесном воинстве, так и уживуших на земле, и нет никого, кто могбы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32), этот Бог определил, что грех войдет в мир. Конечно, Бог ие радуется греху, хотя Он определил, что грех войдетв мир через выбор воли моральных творений4.
Еще до неповиновения Адама и Евы грех присутствовал в ангельском мире — после падении сатаны и бесов5. Но что касается человеческого рода, то первым был грех Адама и Евы в Эдемском саду (Быт. 3:1-19). То, как они ели плоды дерева познания добра и зла, во многом типично для греха в целом. Во-первых, их грех задел самую основу знания, так как он дал иной ответ на вопрос; «Что есть истина?» Бог сказал, что Адам и Ева умрут, если вкусят от древа (Быт. 2:17), а змей сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Ева решила поставить под сомнение правдивость слова Божьего и провела эксперимент, целью которого было выяснить, правду ли говорил Бог.
Во-вторых, грех задел основу моральных стандартов, так как он дал иной ответ на вопрос: «Что правильно?» Бог сказал, что морально для Адама и Евы было не есть плодов с этого дерева (Быт. 2; 17). Но змей подал идею о том, что правильно было бы вкусить от этих плодов, и сказал, что тогда Адам и Ева станут «как боги» (Быт. 3:5; или, по английской версии, на которую опирается автор, «как Бог». — Примеч. пер.). Вместо того чтобы предоставить Слову Божьему определить, что правильно, а что нет, Ева поверила своей собственной оценке. Она увидела, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание», и поэтому она «взяла плодов его, и ела» (Бьп. 3:6),
В-третьих, грехдал иной ответ на вопрос: «Кто я?» Правильный ответ заключался в том, что Адам и Ева были творениями Бога, они зависил и от Него и всегда подчинялись Ему, как их Творцу и Господу. Но Ева, аза ней и Адам, подчинились искушению быть «как Бог», пытаясь тем самым поставить себя на место Бога.
Важно, чтобы мы настаивали на исторической подлинности повествования о падении Адама и Евы. Рассказ о творении Адама и Евы связан с осталь-
! Вопрос о дуализме рассматривается Б гл. 14.
" Более полно вопрос о связи провидения Божьего и зла рассматривается е гл. 15. Бог есть «Еог, не любящий беззакония» (Пс. 5:5), «нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» {Пс. 10:5), так что Бог, безусловно, не радуется греху; и все же, ради Своих собственных целей и способом, который остается для нас тайной, Бог повелел, чтобы грех вошел в мир. f-y. 'Вопрос о грехопадении ангелок рассматривается в гл. 19.
Глава 23. Грех
ной частью исторического повествования Книги: Бытие6, так«■рассказ о палении человека, который следует за историей сотворения человека, представлен автором как непосредственная история. Более того, новозаветные авторы, обращаясь к этой истории, утверждают, что «одним человеком грех вошел в мир» (Рим. 5:12), и настаивают, что «суд за одно преступление [послужил] к осуждению» (Рим. 5: !6) и что «змей хитростью своею прельстил Еву» (2 Кор. 11:3; ср.: 1 Тим. 2:14). Змей был, несомненно, реальным, физическим змеем, но к Еве он обращался по внушению говорившего через нв$& сатаны (ср.: Быт. 3:15 и Рим. 16:20; также: Чис. 2:28-30; Отк. 12:9; 20:2).
И наконец, мы должны отметить, что всякий грех в конечном счете иррационален. Сатана напрасно восставал на Бога, ожидая, что сможет вознестись превыше Его. Также в случае с Адамом и Евой, когда они вступили на путь неповиновения Творцу, нелогично было полагать, что они получат от этого какую-то пользу. Эти поступки были безумными. Упорство сатаны в противлении Богу до сегодняшнего дня остается безумным выбором, так же как решение любого человека оставаться в состоянии противления Богу. Не мудрец, а «безумец» был тот человек, который «сказал... в сердце своем: „нет Бога"» (Пс. 13:1). В Книге Притчей именно о безумце говорится, что он впадает во всевозможные грехи (см.: Прит. 10:23; 12:15; 14:7,16; 15:5; 18:2 и др.). Люди иногда убеждают себя, что для совершения греха у них есть серьезные основания, но если рассмотреть их аргументы с позиции истины, можно увидеть, что в каждом случае их греховный поступок не имеет смысла.
В. Учение об унаследованном грехе7
Как грех Адама влияет на нас? Писание учит, что мы наследуем грех от Адамадвояким образом.
6 См. также гл. 14 о том, что нам необходимо настаивать на историчности Адама и
Евы как конкретных личностей.
7 Я применяю здесь выражение «унаследованный грех», а не более распространен
ный термин -«первородный грех», поскольку выражение «первородный грех» слишком
легко может быть понято как обозначение первого греха Адама, а не того греха, который
вменен нам вследствие падения Адама (что традиционно и понимается под этими слова
ми). Выражение «унаследованный грех» гораздо легче понять без дополнительных пояс
нений, и оно в гораздо меньшей степени дает повод для неверных толкований. Мне мо
гут возразить, что, если быть совсем точным, мы не «наследуемо грех, он вменяется нам
непосредственно Самим Богом, и мы приобретаем его не по наследованию от наших
родителей, как это происходит в случае со склонностью к греховным поступкам (кото
рую традиционно называют «первородным осквернением» и которая здесь обозначена
как «унаследованная испорченность»). Однако тот факт, что наша законная вина унас
ледована непосредственно от Адама, а не через череду поколений предков, не дает осно
ваний отрицать наследственный характер этой вины: вина лежит на нас, потому что она
лежала на нашем праотце, Адаме, и мы наследуем ее от него.
Часть III. Учение о человеке
1. Унаследованная вина: мы признаны виновными вследствие греха Адама.
Павел поясняет последствия Адамова греха следующим образом: «Посему... одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили* (Рим. 5:12). Контекст показывает, что Павел говорит не о «текущих» грехах, которые люди совершают каждый день, так как весьабзац (Рим. 5:12-21) основан на сравнении Адама с Христом. И когда Павел говорит: «Так [греч. obzwg, „таким образом"; т. е. через грех Адама] и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», он говорит, что через грех Адама «все согрешили»1*.
Выражение «все согрешили» означает, что, когда Адам проявил неповиновение, Бог помыслил обо всех нас так, словно это мы согрешили. Эта идея раскрывается в следующих двух стихах:
Ибо и до закона грех был и мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несо-грешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего (Рим. 5:13,14).
Здесь Павел указывает на тот факт, что со времен Адама до времени Моисея у людей не было записанных законов Божьих. Хотя их грех и «не вменялся» им (как нарушение закона), они все же умерли. Тот факт, что они умерли, является прекрасным доказательством того, что Бог считал людей виновными на основании греха Адама.
М ысль о том, что Бог считал нас виновными из-за греха Адама, получает дальнейшее подтверждение в Рим: 5:18,19:
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так И послушанием одного сделаются праведными многие (курсив мой. — У, Г.).
" Здесь Павел открыто говорит, что через прегрешение одного человека «многие сделались [греч. шге.ахШцаау, также аорист изъявительного наклонения, обозначающий завершенное действие в прошлом] грешными». Когда Адам согрешил, Бог помыслил обо всех потомках Адама как о грешниках. Хотя мы еще не существовали, Бог, глядя в будущее и зная, что мы будем существовать, начал думать о нас, как о тех, кто виновен, подобно Адаму. Такое
8 Аорист изъявительного наклонения fytaptov в историческом повествовании обозначает завершенное действие в прошлом. Здесь Павел говорит, что нечто произошло и завершилось в прошлом, а именно что «все согрешили». При этом в действительности не все люди совершили греховные действия к тому моменту, когда Павел писал это послание, так как многие еще не родились, а многие другие умерли во младенчестве, не успев совершить осознанных грехов. Поэтому Павел, безусловно, имеет в виду, что, когда Адам согрешил, Бог принял как.исгану tov чадвс.е.люди согрешили в. Адаме.
Глава 23. Грех
понимание согласуется также с утверждением Павла о том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Конечно, многие из нас даже еще не существовали, когда Христос умер. Но все же Бог рассматривал нас как грешников, нуждавшихся в спасении.
Из этих стихов следует сделать вывод, что во время искушения в Эдемском саду Адам представлял весь человеческий род. В качестве нашего представителя Адам согрешил, и Бог признал виновными и нас так же, как Адама. (Иногда в этой связи употребляется специальный термин — глагол «вменить», что означает — «помыслить о чем-либо как о принадлежащем кому-либо, и тем самым сделать так, что это в действительности начинает принадлежать указанному человеку».) Бог счел, что вина Адама принадлежит и нам, и, поскольку Бог есть наивысший Судья всего, что происходит в мире, а Его помыслы всегда истинны, вина Адамадействительно лежит и на нас. Бог по праву вменил нам вину Адама.
Иногда учение об унаследованном от Адама грехе называют учением о «первородном грехе». Как я уже сказал, я не использую этого термина. Если он всеже применяется, то следует помнить отом, что грех, о котором говорится в данном случае, это не первый грех Адама, а вина и склонность к греху, с которыми мы родились. Он является «первородным» в том плане, что мы обладаем им с самого начала нашего существования как личности, но все же в виду имеется наш грех, а не грех Адама.
Когда впервые сталкиваешься с идеей о том, что мы были признаны виновными из-за греха Адама, хочется протестовать, так как это кажется несправедливым. Ведь мы не принимали решения в пользу греха, не так ли? Но тогда почему нас считают виновными? Справедливо ли это со стороны Бога?
В ответ можно сказать следующее:
1) Каждый человек, утверждающий, что это несправедливо, добровольно
совершил множество грехов, за которые Богтакже признает нас виновными.
Они и составят главную основу нашего осуждения в последний день, ибо Бог
«воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:6, курсив мой. — У Г.), и «кто неправо
поступит, тот получит по своей неправде» {Кол. 3:25, курсив мой. — У Г.).
2) Кроме того, многие рассуждают так: «Окажись мы на месте Адама, мы
бытоже согрешили, и наше последуюшее сопротивление Богу доказывает это».
Возможно, так оно и есть, но этот аргумент не представляется убедительным,
так как в нем слишком м ногое основано на предположениях о том, что могло
или не могло бы иметь место лишь теоретически. Такая неопределенность едва
ли избавит от чувства несправедл ивости.
3) Самым убедительным ответом на это возражение был бы следующий.
Если мы считаем несправедливым, что нам вменяется грех Адама, то мы не
должны претендовать и на праведность перед Богом, которая вменяется нам
через Христа. Так как в этом случае Бог использовал точно такой же способ
(см.: Рим. 5:12—21): «Ибо, как непослушанием одного человека сделались
Часть III. Учение о человеке
многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (ст. 19). Адам, наш первый представитель, согрешил, и Бог счел нас виновными. Но Христос, представитель всех тех, кто верит в Него, был послушен Богу совершенным образом, и Бог счел нас праведными. Бог рассматривает человеческий род как органическое целое, как единство, представленное его главой — Адамом. И новая раса христиан, тех, кто возрожден Христом, тоже воспринимается Богом как органическое целое, как единство, представленное Христом, — главой Его народа.
Однако не все евангельские богословы согласны с тем, что мы признаны виновными на основании греха Адама. Многие богословы, в особенности ар-миниане, считают, что это было бы несправедливо со стороны Бога, и не верят, что именно такое учение представлено в Рим. 59. Тем не менее евангельские исследователи согласны, что мы получаем предрасположенность к греху, наследуя ее от Адама. К этой теме мы сейчас и переходим.
2. Унаследованная испорченность: из-за греха Адама наша природа греховна. В дополнение к «официальной» вине, которую Бог вменяет нам за грех Адама, мы наследуем также и греховную природу, как следствие этого греха. Эту унаследованную греховную природу иногда называют «первородным грехом», или, более точно, «первородным осквернением». Я использую термин «унаследованная испорченность», так как мне кажется, что он более точно передает содержание рассматриваемого явления.
Давид говорит: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Некоторые исследователи ошибочно полагают, что здесь имеется в виду грех матери Давида, но это неверно, так как контекст не имеет никакого отношения к матери Давида. В этом логическом отрывке Давид исповедует свой личный грех. Он говорит:
Помилуй меня Боже... изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего... ибо беззакония мои я сознаю... Тебе, Тебе единому согрешил я {Пс. 50:3-6, курсив мой. — У. Г.).
Давид ошеломлен осознанием своего греха; оглядываясь на свою жизнь, он понимает, что был грешен с самого начала. Он обладал греховной природой столько времени, сколько мог вспомнить себя. Его, фактически, «во грехе родима... мать» (Пс. 50:7). Еще до того, как он родился, у него уже была склонность к греху. Он утверждает, что в момент зачатия, был наделен греховной природой, ибо он был «вбеззаконии зачато (Пс. 50:7). Здесь мы видим ясное утверждение о внутренней склонности к греху, присущей человеку, которая входит в нашу жизнь с самого начала. Схожее утверждение встречаем также в Пс. 57:4: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь».
9 См., напр.: Н. Orton Wiley, Christian Theology, 3 vols. (Kansas City, Mo.: Beacon Hill
________ ??■?■?;■■-''Глава23. Грех ^_______ __„
Таким образом, нашей природе свойственна склонность к греху. Павелутверждает, что до того, как мы стали христианами, мы «были по природе чалами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3). Любой человек, вырастивший детей, может подтвердить на основании собственного опыта тот факт, что все мы рождаемся со склонностью к греху. Детей не надо учить хулиганить; они сами это умеют. Мы, как родители, должны учить их благим поступкам, воспитывать их«вучениии наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
Эта унаследованная склонность не означает, что все люди настолько плохи, насколько это возможно. Гражданский закон, воспитание семьи и общества и человеческая совесть (Рим. 2:14,15) ограничивают греховные склонности нашего сердца. Поэтому по Божьей «обшей благодати» (т. е. по незаслуженной благосклонности, которую Ондаруст всем человеческим существам) люди смогли совершить много добра в сфере образования, развития цивилизации, в научном и технологическом прогрессе, в сфере прекрасного и в развитии искусства, в законотворчестве и в проявлениях доброты по отношению к ближним"1. Фактически, чем сильнее христианское влияние в обществе в целом, тем яснее проявится влияние «общей благодати» и в жизни неверующих. Но, несмотря на способность совершать добро, наша унаследованная испорченность, наша склонность к греху, которую мы получили от Адама, означает, что мы не способны совершить ничего угодного Богу. Это проявляется двояким образом.
1) В нашей природе полностью отсутствует духовное благо.Нельзя сказать, что какая-то часть нашего существа греховна, а какая-то нет. Грехом охвачена вся наша внутренняя сущность — наш интеллект, наши эмоции и устремления, наше сердце (как центр наших устремлений и принятия решений), наши цели и мотивы и даже наши физические тела. Павел говорит: «Знаю, что не живет во мне,тоесть, в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18); «Для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). Кроме того, Иеремия говорит нам, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). В этих текстах Писание не отрицает, что неверующие в каком-то смысле могут совершать добро в человеческом обществе. Писание отрицает, что они могут совершать духовное добро или быть благими в контексте взаимоотношений с Богом. Вне действия Христа в нашей жизни мы подобны неверующим, которые «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Бо-жией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4: IS)11.
'"Об общей благодати см. в гл. 30.
11 Это полное отсутствие духовного блага и неспособность совершать добро перед Ьогом традиционно называют «подпой греховностью», но я не использую здесь этого выражения, так как оно легко может быть неверно истолковано. Может создаться впечатление, что неверующие не совершают блага ни в каком смысле, тогда как подобное понимание не содержится ни в самом термине,, ни в указанном учении в целом.
Часть [П. Учение о человеке
2) Наши поступки абсолютно лишены духовного блага в глазах Бога.Эта
концепция связана с предыдущей. Мы, как грешники, не только не имеем никакого духовного блага в нас сам их, мы также лишены способности совершать нашими собственными силами такие действия, которые сами по себе были бы угодны Богу. Павел говорит, что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8, курсив мой. — У. /".). Кроме того, по поводу духовного плода для Царства Божьего и дел, угодных Богу, Иисус говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Неверующие неугодны Богу уже просто потому, что их поступки проистекают не из веры а БогаинеизлюбвикНему (не говоря уже обо всех остальных причинах), а «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Павел объясняет своим читателям, что, когда они были неверующими, они были мертвы «по преступлениям и грехам... в которых... некогда жили» (Еф. 2:1,2). Неверующие порабощены греху, так как «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). С человеческой точки зрения, люди могли бы сделать много доброго, но Исайя говорит: «Вся праведность наша -как запачканная одежда» {Ис. 64:6; ср.: Рим. 3:9—20). Неверующие даже неспособны правильно понять истину о Боге, так как «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Мы также не можем прийти к Богу нашей собственной силой; Иисус говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44). Но если мы совершенно неспособны совершать духовное благо в очах Божьих, то обладаем ли мы какой-то свободой выбора? Безусловно, люди, которые пребывают вне Христа, все же совершают волевой выбор — т. е. они решают, что они желают сделать, а затем делают это. В этом смысле определенная «свобода» выбора у них остается п. И все же, по причине их неспособности совершать благо и отходить от их фундаментального противления Богу и их фундаментального предпочтения греха, неверующие не обладают свободой в самом важном Измерении, т. е. свободой совершать добро и делать то, что угодно Богу.
Значение этой доктрины для нашей жизни очевидно. Ведь если Богдает кому-либо желание покаяться и веровать в Христа, то он не должен медлить и ожесточать свое сердце (ср,: Евр. 3:7,8; 12:17). Эта способность к покаянию и желание веровать в Бога несвойственны нам по природе и даруются Духом Святым; но это не будет длиться вечно: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:15),