ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
В предшествующих главах были рассмотрены природа Бога и сотворение мира, духовные существа, созданные Богом, и Его отношение миру, выражающееся в совершении чудес и ответах на молитвы. В этом разделе мы сосредоточим наше внимание на вершине творческой деятельности Бога — сотворении человеческих существ, мужчины и женщины, которые подобны Богу в гораздо большей степени, чем любое иное творение. Прежде всего мы рассмотрим цель сотворения человека и природу человека в том виде, в каком Бог сотворил ее (гл. 21,22). Затем мы исследуем природу греха и человеческого неповиновения Богу (гл. 23). И наконец, мы изучим sonpoco Божьем плане спасения человека и об отношениях людей с Богом в рамках тех заветов, которые установил с ними Бог (гл. 24).
\ ■
А. Использование слова «человек» для обозначения человеческого рода
Прежде чем мы приступим к основной теме этой главы, необходимо кратко рассмотреть вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения всего человеческого рода (как в названии этой главы). Сегодня многие возражают против того, чтобы слово «человек» использовалось для обозначения человеческого рода в целом (и мужчин и женщин), так как это якобы оскорбительно для женшин. Те, кто придерживается этой точки зрения, для обозначения человеческого рода используют только «общие» термины, такие, как «человечество», «человеческие существа» или «личности».
Рассмотрев это возражение, я решил продолжать использовать слово «человек» (наряду с прочими, указанными выше терминами) для обозначения человеческого рода, поскольку такое словоупотребление дано нам Богом в гл. 5 Книги Бытие и, кроме того, поскольку здесь, по моему мнению, речь идет о важной богословской проблеме. В Быт. 5:1,2 читаем: «...Когда Бог сотворил
Часть Ш. Учение о человеке
человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (ср.: Быт. 1:27, курсив мой. — У. Г.). Еврейское слово, которое здесь переведено как «человек», — это D1N, то же самое слово, которым был назван Адам и которое иногда используется для обозначения мужчины, в отличие от женщины (Быт. 2:22,25; 3:12; Еккл. 7:28). Таким образом практика использования одного и того же слова для обозначения человеческих существ мужского пола и человеческого рода в целом — это практика, начало которой положено Самим Богом, и нам не следует считать ее неправильной или оскорбительной.
Нам могут возразить, что это всего лишь случайная особенность древнееврейского языка, но этот аргумент неубедителен, так как в Быт. 5:2 конкретно говорится о том, как Бог избирает имя, применимое ко всему человеческому роду в целом.
Я не считаю, что мы всегда должны дублировать библейские обороты речи или что неправильно использовать нейтральные в смысле пола обозначения человеческого рода (как, напр., в этом предложении). Я говорю только о том, что рассказ Быт. 5:2, когда Бог называет человека, указывает, что использование слова «человек» для обозначения всего человеческого рода — это благой и очень уместный выбор, которого нам не следует избегать1.
Богословская проблема заключается в вопросе, подразумевается ли в Библии лидерство мужчин в принципе, или их главенство в семье с самого начала творения. Тот факт, что Бог решил назвать человеческий род не «женщина», а «человек» (т. е. «мужчина», D4N; тем же словом был назван и Адам, см. выше. — Примеч. пер.), вероятно, имеет значение для понимания исходного плана Божьего о мужчинах и женщинах2. Конечно, вопрос о том, какое слово мы используем для обозначения человеческого рода — это не единственный аспект этой дискуссии, однако все же это один из ее аспектов, и те формы речи, которых мы придерживаемся, имеют определенное значение для современного обсуждения проблемы отношения полов3.
1 Однако вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения
человека, пне зависимости от его пола, как в высказывании «Если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23) — это другой
вопрос, так как здесь не имеется в виду весь человеческий род. В таких случаях уважи
тельное отношение к женщинам и современные формы речи побуждают нас использо
вать нейтральные выражения, напр.; «Если кто-либо хочет идти за Мною...»
2 См. гл. 22; также: Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Equality and Male Headship;
Genesis 1—3", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response lo Evangelical
Feminism, ed. John Piper and Wayne Grudem {Wheaton, 111.: Crossway, 1991, p. 98).
3 Возможно, этот факт признан также и многими из тех людей, которые возражают
против использования слова «человек» для обозначения всего человеческого рода {а имен
но феминистки, которые отрицают главенство мужчины 8 семье).
Глава 20. Сотворение человека
Б. Зачем человек был сотворен?
1. Бог не нуждался в человеке, и все же Он сотворил нас для Своей соб
ственной славы. Рассматривая в гл. !0 атрибут Бога «независимость», мы
отметили многочисленные тексты Писания, которые учат, что Бог не нуж
дается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и прочее творение
прославляем Его и тем самым приносим Ему радость. Поскольку между ли
цами Троицы вечно существовали совершенная любовь и совершенное об-
шение(Ин. 17:5, 24), Бог сотворил нас не потому, что Ему было одиноко, и
не потому, что Он нуждался в общении с другими личностями, — мы в прин
ципе не были нужны Богу.
Однако Бог сотворил нас для Своей собственной славы. Ранее мы отметили, что Бог говорит о своих сыновьях и дочерях: «Кого Я сотворил для славы Моей» (Ис. 43:7; ср.: Еф. 1:11,12, курсив мой. — У. Г.). Нам дано повеление: «Все делайте в славу Божию»(1 Кор. 10:31).
Этот факт определяет ценность нашей жизни. Когда мы впервые осознаем, что Богу незачем было творить человека и что мы не были нужны Ему, мы можем подумать, что наша жизнь вообще не имеет никакой ценности. Однако Писание говорит нам, что мы были сотворены для того, чтобы прославлять Бога, и это говорит о том, что мы имеем значение для Самого Бога. Это есть высшее определение важности и значимости нашейжизни: если мы подлинно важны для Бога в вечности, то какой большей меры важности или значимости нам остается желать?
2, В чем предназначение нашей жизни ? Тот факт, что Бог сотворил нас
для Своей собственной славы, определяет правильный ответ на этот вопрос.
Нашей целью должно быть исполнение той задачи, ради которой Бог нас
сотворил: прославлять Его. Если мы говорим о Боге, то это прекрасное опи
сание нашего предназначения. Но если мы думаем о самих себе, то с ра
достью обнаруживаем, что мы созданы для того, чтобы радоваться Богу,
наслаждаться Им и нашими с Ним отношениями. Иисус говорит: «Я при
шел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Давид
говорит Богу: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в десни
це Твоей вовек» (Пс. 15:11, курсив мой. — У. Г.). Он стремится постоянно
пребывать в доме Господа, чтобы «созерцать красоту Господню* (Пс. 26:4).
Асаф восклицает:
Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72:25,26).
Часть III. Учение о человеке
Полноту радости человек обретает, познавая Бога и наслаждаясь Его качествами. Быть в Его присутствии, наслаждаться общением с Ним — это самое большое благословение, которое только можно себе представить.
Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желал во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <,..> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83:2,3,11).
Поэтому для христианина естественно наслаждаться Господом и теми жизненными уроками, которые Он преподает нам (Рим. 5:2,3; Флп. 4:4; 1 Фес. 5:16-18; Иак. 1:2; 1 Пет. 1:6, 8; идр.)4.
Писание говорит, что, когда мы прославляем Бога и наслаждаемся Им, Бог радуется о нас. Мы питаем: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5, курсив мой. — У Г.), а Софония пророчествует, что Господь «возвеселится [о нас] радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать [о нас] с ликованием» (Соф. 3:17).
Такое понимание учения о сотворении человека ведет к важным практическим результатам. Когда мы осознаем, что Бог создал нас для того, чтобы мы Его славили, и когда мы начинаем вести себя так, как это необходимо для исполнения нашего предназначения, мы начинаем испытывать такую радость в Господе, какой прежде нам никогда не доводилось ощущать. А если мы, кроме того, начинаем понимать, что Сам Бог радуется нашему общению с Ним, наша радость становится «радостью неизреченною и пре-сдавною» (1 Пет. 1:8)5.
Кто-то может сказать, что со стороны Бога было неправильно искать Себе славы в сотворении человека. Люди, безусловно, заблуждаются, когда ищут славы для самих себя, как это очевидно из драматического примера Ирода Агриппы I. Когда он принял восклицание толпы: «Это голос Бога, а не человека» (Дсян. 12:22), «Ангел Господень поразил его зато, что он не воздал славы Богу; и он, 5ыв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Ирод умер потому, что пытался присвоить себе славу Бога, ту славу, которой Бог заслуживал, а Ирод — нет.
Но когда Бог принимает славу, у кого Он ее отбирает? Естьли кто-либо, заслуживающий славы более, чем Он? Конечно, нет! Он — Творец, Он создал все, и Он достоин всей славы. Он заслуженно принимает славу. Человек не может искать себе славы, но в этом случае то, что неправильно для человека, правильно для Бога, потому что Бог —Творец. Он прав, а не ошибается, когда
" Первый вопрос Вестминстерского Большого катехизиса формулируется так: «В чем состоит основное и наивысшее предназначение человека?» Ответ: «Основное и наивысшее предназначение человека — прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки».
s См.: W. Grudem, I Peter, p. 66.
Глава 20. Сотворение человека
принимает прославление, — ведь если бы Он не принимал хвалы от всего творения вселенной, это было бы ужасающе неверно! Двадцать четыре старца, сидящие вокруг престола Божьего, непрестанно поют:
Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).
Павел восклицает: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:36). Когда мы начинаем по достоинству оценивать природу Бога, совершенного Творца, достойного всей хвалы, то наши сердца устремляются к Нему в порыве прославления «всем сердцем... всею душею... всем разумением... и всеюкрепостию» {Мк. 12:30).
В. Человек — образ Божий
/. Значение выражения «образ Божий». Из всего созданного Богом творения только о человеке сказано, что он сотворен «по образу Божию»6. Что это означает? Мы можем использовать следующее определение: тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу и олицетворяет Бога.
Когда Бог говорит «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), это означает, что Бог собирается создать творение, которое будет похоже на Него. Как еврейское слово «образ» (П^Ы)7, так и еврейское слово «подобие» (ГЛОТ)обозначают нечто похожее, но не идентичное тому, что оно олицетворяет, «образом» чего является. Слово «образ* может быть использовано также для обозначения чего-либо, олицетворяющего что-то другое.
'Латинское выражение imago Dei, означающее «образ Божий», иногда применяется в богословских дискуссиях. В настоящей книге я его не использую.
'Слово «образ» (D7S) обозначает предмет, похожий на что-то иное и часто олицетворяющий это иное. Это слово используется для обозначения изваяний наростов и мышей (I Цар. 6:5,11), изображения воинов на стене (Иез, 23:14) и языческих идолов км статуй, которые олицетворяли божеств (Чис. 33:42; 4 Цар. 11:18; Иез. 7:27; 16:17; И др.).
Слово «подобие» (ГЛОТ) также означает предмет, похожий на что-то иное, но чаще это слово употребляется б таких контекстах, где идея схожести подчеркивается в большей степени, чем идея олицетворения или замещения (напр., бога). В еврейском тексте «подобием» названы, напр., модель или чертеж, который царь Ахаз увидел в Дамаске (4 Цар. 16:10), фигуры волов над бронзовым жертвенником (2 Пар. 4:3,4) и настенные росписи, изображавшие вавилонян на колесницах (Иез. 23:15). В еврейском тексте Пс. 57:5 яд нечестивых — это «подобнее яда змеи: мысль заключается в том, что они очень похожи по своим свойствам, однако не возникает никаких сомнений в том, что речь вдет об олицетворении или замещении.
Часть lit. Учение о человеке
Богословы приложили огромные усилия к тому, чтобы установить хотя бы один признак или небольшое количество признаков, в которых можно было бы ясно различить образ Божий8. Одни полагали, что образ Божий в человеке заключается в его способности мыслить, другие — что он виден в способности человека совершать моральный выбор и принимать собственные решения. Кто-то считал, что образ Божий заключался в первоначальной моральной чистоте человека, в его сотворении как мужчины и женщины (см.: Быт. 1:27) или в его владычестве над землей.
В этой дискуссии правильнее было бы сосредоточиться прежде всего на значении слов «образ» и «подобие». Как мы уже видели, эти слова обладали для первых читателей четким и ясным значением. Когда мы осознаем, что еврейские слова «образ» и «подобие» просто уведомляли читателя отом, что человек подобен Богу и во многом олицетворяет Бога, дискуссия о значении «образа Божия» представляется во многом лишь поиском слишком узкого и конкретного значения. Когда Писание повествуетотом, что Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), для первого читателя это означало: «Сотворим человека, подобного Нам, и чтобы он олы-цетворялшо.
Поскольку «образ» и «подобие» обладали этими значениями, Писанию не было необходимости говорить, например: «Тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу в следующем: в его интеллекте, моральной чистоте, духовной природе, власти над землей, творческих способностях, способности к этическому выбору и бессмертии» (или нечто подобное).
В таком объяснении нет необходимости, и не только потому, что у использованных терминов было ясное значение, но и потому, что подобный список просто не отвечал бы поставленной задаче: текст здесь просто утверждает, что
3 С кратким обзором различных точек зрения можно ознакомиться в работе: D. J. A. Clines, "The Image of God in Man", TB(196B), pp. 54-61. Миллард Эриксон {Millard Erickson, Christian Theology, pp. 498—510) следующим образом систематизирует основные пути решения этого вопроса, предложенные в истории церкви: 1) субстанциальная точка зрения (Лютер, Кальвин, многие ранние христианские писатели), которая в качестве отражения образа Божьего предполагает некоторые особые свойства человека (такие, как разум или духовность); 2) реляционистская точка зрения, которая подразумевает, что образ Божий в человеке связан со сферой межличностных отношений (Эмиль Брун-нер; также Карл Барт, который считал, что образ Божий в человеке заключается именно в том, что он был сотворен как мужчина ц женщина); 3) функциональный подход, с позиции которого образ Божий в нас связан с исполняемыми нами функциями; обычно подразумевается наше владычество над землей (социнианский взгляд, которого придерживаются многие современные писатели, такие, как Норман Снейт [Norman Snaith) илиЛенард Вердуин |Leonard Verduinj).
Глава 20. Сотворение человека
человек подобен Богу, а все остальное Писание дает этому утверждению подробные пояснения. Читая Писание, мы понимаем, что нельзя составить себе полного представления о богоподобии человека, не осознав до конца, Кто есть Бог в Его существе и в Его деяниях, а также кто есть человек и что он делает. Чем больше мы узнаем о Боге и человеке, тем больше схожих черт мы видим и тем полнее мы понимаем, что Писание имеет в виду, когда оно говорит, что человек сотворен по образу Божьему. Эти слова означают все то, в чем человек схоже Богом.
Понимание слов о том, что человек сотворен по образу Божьему, вытекает также из сходства между текстом Быт. 1:26, где Бог объявляет о Своем намерении сотворить человека по Своему образу и подобию, и текстом Быт. 5:3: «Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию (П1ЭТ) своему, по образу (О1?!!) своему, и нарек ему имя: Сиф» (курсив мой. — У Г.). Сиф не был идентичен Адаму, но во многом был подобен ему, как сын бывает подобен своему отцу. Этоттекст означает просто, что Сиф был похож на Адама. Здесь не уточняется, в чем конкретно Сиф был похож на Адама, и с нашей стороны неверно было бы рассуждать о том, что только лишь какая-то одна конкретная черта определяла суть того, в чем Сиф был подобен Адаму. Может быть, это были его карие глаза? Или курчавые волосы? Может, речь идет об атлетическом телосложении, серьезности или вспыльчивости? Все эти предположения бессмысленны. Очевидно, что все, в чем Сиф был подобен Адаму, является частью его схожести с Адамом, его бытия «по образу» Адама. Точно так же все, в чем человек подобен Богу, — это часть его схожести с Богом, часть того феномена, который называют «богоподобием» человека или его сотворенностью «по образу Божию».
2. Грехопадение: образ Божий искажен, но не утрачен. Возможно, нам сле-дуетспросить себя, можно ли очеловеке мыслить как о существе, подобном Богу, после того как человек согрешил? На этот вопрос мы быстро находим ответ в Книге Бытие, где Бог сразу после потопа дает Ною власть установить смертную казнь за убийство человека: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6, курсив мой. — У. Г.). Несмотря на то что люди грешны, в них остается еще достаточно подобия Богу, так что убийство другого человека («пролитие крови» втер-мшологии Ветхого Завета означает акт взятия человеческой жизни) является нападением на ту часть творения, которая в наибольшей степени похожа на Бога, итакие действия можно оценить как попытку или стремление (если бы это было возможно) нападения на Самого Бога9. Человек все еще богоподобен. В Новом
9 Подробный анализэтого отрывка см.: John Murray, Principles of Conduct (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), pp. 109-113.
Часть III. Учение о человеке
Завете мы видим подтверждение этому, когда в Иак. 3:9 читаем о том, что все люди, а не только верующие, «сотворены по подобию Божию».
Однако после грехопадения человек уже не в такой степени подобен Богу, как прежде. Его моральная чистота была утрачена, и его греховность, безусловно, не отражает Божьей святости. Его интеллект заражен ложью и непониманием; его речь не прославляет непрестанно Бога; его социальные отношения управляются эгоизмом, а нелюбовью, и т. д. Несмотря нато что человек и сейчас богоподобен, в каждом аспекте своей жизни он исказил или утратил наешь своего подобия Богу. Иными словами, «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Таким образом, мы и после грехопадения остаемся подобными Богу — мы и сейчас похожи на Бога и олицетворяем Его, — но образ Божий в нас искажен; мы менее богоподобны, чем до прихода греха в мир.
Поэтому очень важно, чтобы мы черпали свое понимание сути образа Божьего, не просто наблюдая за современными человеческими существами, а из библейских указаний на природу Адама и Евы, какими их сотворил Боги когда все, сотворенное Богом, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Подлинная природа богоподобия человека проявлялась также в земной жизни Христа. Совершенство нашей человеческой природы не проявится на земле до тех пор, пока Христос не возвратится и мы не обретем все те блага спасения, которые Он заслужил для нас.
3. Искупление во Христе: постепенное открытие богоподобия. Новьгй Завет показывает нам, что наше искупление во Христе означает, что даже в этой жизни мы можем постепенно возрастать в нашем подобии Богу. Например, Павел говорит, что, как христиане, мы облеклись в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Возрастая в понимании Бога, Его Слова и Его мира, мы все в большей степени уподобляем наше мышление Богу. Таким образом мы «обновляемся в познании» и становимся все более подобными Богу в нашем мышлении. Так развивается жизнь каждого христианина. Поэтому Павел также может сказать, что мы «преображаемся в тот же образ [греч. e'ikw] от славы в славу» (2 Кор. 3:18)10. В течение всей нашей жизни, возрастая в христианской зрелости, мы возрастаем в подобии Богу. В частности, мы возрастаем в подобии Христу в нашей жизни и в нашем характере. Ведь это та цель, ради которой Бог искупил нас — «быть подобными образу Сына» Божьего (Рим. 8:29) и, таким образом, в моральных качествах стать совершенным подобием Христа.
10 В этом стихе Павел прямо говорит, что мы изменяемся в образ Христа, а четырьмя стихами ниже говорит, что Христос — образ Бога (2 Кор. 4:4; в обоих стихах слово АкЩ.
Глава 20. Сотворение человека
4. Возвращение Христа; полное восстановление образа Божьего. Новый
Завет дает нам обетование, что подобно тому, как мы были подобны Адаму
(подвержены смерти и греху), мы уподобимся и Христу (будем морально чис
ты и никогда более не подвергнемся смерти): «И как мы носили образ перст-
ного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49)". Полная мера нашей
сотворенное™ по образу Божьему не видна ни в жизни Адама, который со
грешил, ни в нашей жизни, так как мы несовершенны. Но в Новом Завете
подчеркивается мысль, что Божий план сотворения человека по Его образу
полностью реализовался в личности Иисуса Христа. Он есть «образ Бога»
(2 Кор.4:4); «образБога невидимого, рожденный прежде всякойтвари» (Кол. 1:15).
В Иисусе мы видим подобие человека Богу п первозданном виде, и мы испы
тываем радость от того, что Бог предназначил нас «быть подобными образу
Сына Своего» (Рим. 8:29; ср.: 1 Кор. 15:49, курсив мой. — У. Г.): «Когда откро
ется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2, курсив мой. — У Г.)-
5. Конкретные аспекты нашего подобия Богу. Хотя выше мы говорили о
том, что очень трудно определить все аспекты, в которых мы подобны Богу,
тем не менее мы можем упомянуть о многих аспектах нашего существования,
которые свидетельствуют о том, что мы в большей степени, чем прочее творе
ние, подобны Богу12.
1) Моральные аспекты: 1) Мы — творения, несущие моральную ответ
ственность перед Богом за наши действия. 2) Мы обладаем внутренним пони
манием добра и зла, что отличает нас от животных (которые обладают в очень
незначительной степени или вообще не обладают чувством морали или спра
ведливости, но просто движимы страхом наказания или надеждой на поощ
рение). Когда мы действуем в соответствии с моральными стандартами Бога,
наше подобие Богу отражается 3) и нашей святости и праведности перед ним,
но, напротив, наше неподобие Богу проявляется каждый раз, когда мы согре
шаем.
2) Духовные аспекты. 4) Мы обладаем не только физическим телом, ной
нематериальнымдухом, и потому мы можем совершать действия, значимые
1' Новозаветное слово «образ» (г'иейе) имеет значение, сходное со своим ветхозаветным соответствием (см. выше). Оно обозначает нечто подобное или очень похожее на нечто олицетворяемое. Один из любопытных случаев его употребления — это обозначение изображения кесаря на римской монете. Иисус спросил фарисеев: «Чье это изображение О'^ЭрЗВ) и надпись?» Те ответили: «Кесаревы» (Мф. 22:20,21). Образ здесь похож на кесаря и олицетворяет его. (Греческое слово homoioma, «подобие», не употребляется в Новом Завете для обозначения подобия челонека Богу.)
|! Однако ангелы также в значительной степени подобны Богу В этих аспектах.
Часть III. Учение о человеке
в нематериальной — духовной — сфере бытия. Это означает, что мы обладаем 5) духовной жизнью, которая дает нам возможность общаться с Богом на личностном уровне, молиться Ему, прославлять Его и слышать Его13. Ни одно животное никогда не сможет молиться о спасении родственника или друга! С тем, что мы обладаем духовной жизнью, связан и тот факт, что мы обладаем 6) бессмертием; мы не прекратим существовать, но будем жить вечно.
3) Интеллектуальные аспекты.7) Мы обладаем способностью рассуждать, логически мыслить и учиться. Это отделяет нас от животного мира. Иногда животные обнаруживают поведение, которое говорит о том, что в физическом мире они способны решать определенные задачи, но они, несомненно, не обладают абстрактным мышлением — не существует ничего подобного «истории философской мысли собак», и ни одно из животных со времен творения не преуспело в решении этических или философских проблем. Шимпанзе не сядут за стол и не станут спорить о Троице или о преимуществах кальвинизма или армии ианско го учения! Даже в развитии наш их физических и технических навыков мы сильно отличаемся от животных. Бобры сегодня строят те же самые дамбы, которые они строилитысячи поколений назад, птицы строят в точности такие же гнезда, а пчелы строят все такие же ульи. Мы же постоянно совершенствуем нашу технологию как в сельском хозяйстве, так и в науке, и вообще во всякой отрасли знания.
8) От животных нас отличает то, что мы используем сложный, абстрактный язык. Когда моему сыну было только четыре года, я мог попроситьего пойти и принести из подвала большую красную дрель. Если даже он никогда ее прежде не видел, он легко мог осуществить эту задачу, потому что он знал значение слов «пойти», «принести», «большая», «красная» и «дрель». Он мог бы принести и маленький коричневый молоток, и черное ведро, которое стояло за верстаком, или любой другой из десятков предметов, которые он, может быть, никогда прежде не видел, но мог представить себе, когда я называл их несколькими короткими словами. Ни одно шимпанзе за всю историю не было способно выполнить подобную задачу — не путем поощрения и повторения, а через словесное описание предмета, которое животное прежде не видело. А вотчеты-рехлетние малыши вполне на это способны, и мы даже не обращаем на это внимания. Большинство восьмилетних детей могут самостоятельно написать дедушке и бабушке письмо о том, как они ходили в зоопарк, или переехать в другую страну и выучить любой иностранный язык, и мы считаем это совершенно нормальным явлением. Но ни одно животное не сможет написать письмасво-
13 Следует сказать и еще об одном факте. Хота это и не один из признаков нашего подобия Богу, но то, что Христос искупил нас, отделяет нас от любого другого творения Божьего. Это скорее следствие нашего подобия Богу и любви Бога к нам, чем один из аспектов богоподобности.
Глава 20. Сотворение человека
им дедушке и бабушке, или назвать настоящее, прошедшее и будущее время хотьодного французского глагола, или прочесть детектив и понять, о чем в нем вдет речь, или понять значение хотя бы одного стиха Библии. Дети могут проделывать все это, и тем самым они показывают, что они настолько более развиты, чем весь животный мир, что просто начинаешь изумляться, как можно было подумать, что люди — это лишь одна из разновидностей животных.
9) Еще один аспект, отличающий людей от животных, заключается в том,
что мы осознаем далекое будущее, и даже обладаем внутренним пониманием,
что мы будем жить и после нашей физической смерти, и это чувство многих
людей подталкивает к покаянию перед смертью (Бог «вложил мир [ПТЩ>„веч
ность" или „будущее". — Примеч. пер.\ в сердце их», Еккл. 3:11).
10) Наше сходство с Богом проявляется также в том, что человек обладает
способностью к творчеству в таких сферах, как живопись, музыка, литерату
ра, и к исследовательской изобретательности — в науке и технологии. Не сле
дует думать, что творчество — это лишь произведения всемирно известных
.музыкантов или артистов; оно находит свое выражение также в сценках, ко
торые разыгрывают дети, в мастерстве, с которым приготовлен обед, украшен
лом, устроен сад, или в изобретательности, которую обнаруживает каждый
человек, который чинит какой-нибудь сломавшийся прибор.
Перечисленные выше аспекты нашей схожести с Богом — это аспекты, в которых мы отличаемся от животных абсоя/о/лна, а не просто отчасти. Но есть и другие сферы, в которых мы отличаемся от животных в значительной степени, и они также могут служить примером нашей схожести с Богом,
И) В эмоциональной сфере наше подобие Богу видно в огромном разнообразии эмоций, в их силе и сложности. Конечно, животные проявляют какие-то эмоции (каждый человек, когда-нибудь державший в доме собаку, может вспомнить очевидные проявления радости, печали, страха наказания, если животное совершило что-то неправильное, злобы, если на «ее» территорию вторгается другое животное, или ласки). Однако в разнообразии эмоций, которые мы испытываем, мы резко отличаемся от остальной части творения. Например, после бейсбольного матча, в котором участвовал мой сын, я одновременно могу испытывать грусть оттого, что его команда прои грала, радость оттого, что мой сын играл хорошо, гордость оттого, что он хороший спортсмен, благодарность Богу за то, что Он даровал мне сына, веселье от песни шлы, которая весь день звучит в моей голове, и тревогу по поводу того, что мы опаздываем на обед! Очень сомнительно, чтобы животные могли испытывать столь сложные эмоции.
4) Социальные аспекты.В дополнение к нашей уникальной способности общаться с Богом (о которой мы говорили выше), в сфере социальных отношений существуют и другие аспекты, которые свидетельствуют о нашем подобии Богу.
Часть III. Учение о человеке
12) Хотя животные, несомненно, обладают определенным чувством общ
ности, все же глубина межличностной гармонии, которая проявляется у лю
дей в браке и в семье, если они построены в соответствии с божественными
принципами, и в церкви, если ее члены пребывают в общении с Господом и
друг с другом, гораздо более велика, чем межличностная гармония, которую
мы можем наблюдать у животных. В семье и в церкви мы также превосходим
ангелов, которые не вступают в брак, не рождают детей и не живут совместно
с возрожденными в Боге сыновьями и дочерями.
13) В самом браке мы отражаем природу Бога тем фактом, что, как мужчи
ны и женщины, мы обладаем равной степенью значимости, но различными ро
лями, которые установлены с того времени, как Бог сотворил нас (см. гл. 21).
14) Человек также подобен Богу в своем отношении к прочему творению.
Человеку дано право властвовать над творением, а когда возвратится Христос—
даже участвовать в суде над ангелами (1 Кор. 6:3; Быт. 1:26,28; Пс. 8:6-8).
5) Физические аспекты.Заключена ли в наших человеческих телах хотя бы какая-то часть богоподобна? Нам не следует думать, что наличие у нас физических тел подразумевает, что и Бог обладает телом; ведь «Бог есть дух» (Ин. 4:24), и мыслить о Нем или изображать Его в материальном или физическом теле—грех (см.: Исх. 20:4; Пс. 115:3-8; Рим. 1:23)14. Но существуют ли такие черты, в которых наши физические тела отражают часть свойств Бога и тем самым показывают, что значит быть сотворенным по образу Божьему? В определенном смысле это, безусловно, так. Например, наши физические тела дают нам способность видеть с помощью глаз. Это качество богоподобно, так как Сам Бог видит, и видит гораздо дальше, чем мы, хотя зрение Бога не связано с физическими глазами, подобными нашим. Наши уши дают вам способность слышать, и это качество богоподобно, хотя у Бога нет физических ушей. Наши уста дают нам способность говорить, в отражение того факта, что Бог есть Бог говорящий. Наши чувства вкуса, осязания и обоняния дают нам способность понимать Божье творение и наслаждаться им, и это является отражением того факта, что Бог понимает Свое творение и наслаждается им, хотя и иным, великим образом.
Важно помнить, что сам человек сотворен по образу Божьему, а не только его дух или его разум. Наши физические тела, безусловно, являются очень важной частью нашего существования и, преобразившись после возвращения Христа, они останутся частью нашего существования навечно (см.: 1 Кор. 15:43-45, 51—55). Таким образом, наши физические тела были сотворены в качестве подходящего инструмента, с помощью которого наша человеческая природа, сотворенная подобной природе Бога, получает физическое выражение. Ведь практически все, что мы делаем, совершается через исполь-
14 О духовности Бога см. также и гл. 11.
\
Глава 20. Сотворение человека
зование наших физических тел — наше мышление, наше моральное суждение, наши молитвы и хвала, наши проявления любви к другим людям и заботы о них — все это осуществляется через дарованные нам Богом физические тела. Таким образом, если мы ясно указываем на тот факт, что у Бога нет физического тела, мы можем сказать, что 15) наши физические тела также отражают различные аспекты природы Бога. Кроме того, большая часть физических движений и проявление дарованных Богом навыков совершается через использование тела. И, безусловно, ] 6) дарованная Богом физическая способность вынашиватьирождать детей, которые подобны нам (см.: Быт. 5:3), — это отражение способности Бога творить подобных Ему человеческих существ.
В отношении последних нескольких пунктов следует сказать, что эти отличия человеческих существ от прочей части творения не являются абсолютными, это лишь различия, проявляющиеся в очень высокой степени. Мы упоминали отом, что животные могут испытывать некоторые эмоции. Существуют сведения отом, что в сообществахживотных есть лидеры, чей авторитет признают другие члены сообщества. Более того, «e/co/wo/w сходство есть даже втех различиях, которые мы считаем абсолютными: животные в некоторой степени способны к рассуждению и могут общаться друг с другом различными способами, которые можно назвать «языком» в очень примитивном смысле этого слова. Это не должно удивлять нас: если Бог все творение создал таким образом, чтобы оно так или иначе отражало Его природу, то нечто подобного нам и следовало ожидать. Ведь более сложные и высокоразвитые формы животных вденные дети заслуживают защиты и уважения со стороны остальных людей. Если мы отрицаем наш уникальный статус носителей образа Божьего, мы неизбежно начнем от-
Глава 20, Сотворение человека
рииать ценность человеческой жизни, начнем склоняться к тому, чтобы считать человека просто высокоразвитой формой животного и относиться к другим именно так. Мы также во многом утратим смысл нашей жизни.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Что, в соответствии с Писанием, должно быть главной целью вашей жиз
ни? Если вы задумываетесь об основных задачах, стоящих перед вами в жизни (в
отношениях с друзьями, в браке, в образовании, в работе, в том, как вы использу
ете деньги, в отношениях в церкви), действуете ли вы так, будто ваша цель имен
но та, которая указана в Писании? Может быть, вы действуете так, словно бы у
вас иные цели (возможно, вы не ставили их перед собой осознанно)? Можете ли
вы сказать, что ваше поведение в течение дня в целом радует Бога?
2. Что вы чувствуете, когда думаете о том, что вы, человек, в большей степени
подобны Богу, чем любое другое творение в мире? К какому поведению побужда
ет вас осознание этого факта?
3. Полагаете ли вы, что где-то во вселенной есть более разумные, в большей
степени подобные Богу существа? Что говорит о важности человеческих существ
в очах Божьих тот факт, что Иисус стал человеком, а не каким-либо другим творе
нием?
4. Как вы думаете, Бог создал нас таким образом, чтобы мы становились сча
стливее или несчастнее по мере того, как мы все в большей степени становимся
подобными Ему? Когда вы просматриваете список тех сфер, в которых мы можем
в большей степени уподобиться Богу, можете ли вы назвать один или два аспекта,
в которых подобие Богу принесло вам радость? В каких сферах вы хотели бы воз
расти в подобии Богу сейчас?
5. Вес люди или только христиане созданы по образу Божьему? Что иы дума
ете в снязи с этим по поводу ваших отношений с нехристианами?
6. Как вы считаете, может ли осознание сотворенности человека по образу
Божьему изменить ваше отношение к людям других рас, другого возраста, к кале
кам, к некрасивым людям?
Специальные термины
образ Божий подобие imago Dei
Часть III. Учение о человеке
Библиография