ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предшествующих главах были рассмотрены природа Бога и сотворение мира, духовные существа, созданные Богом, и Его отношение миру, выража­ющееся в совершении чудес и ответах на молитвы. В этом разделе мы сосре­доточим наше внимание на вершине творческой деятельности Бога — сотво­рении человеческих существ, мужчины и женщины, которые подобны Богу в гораздо большей степени, чем любое иное творение. Прежде всего мы рассмот­рим цель сотворения человека и природу человека в том виде, в каком Бог со­творил ее (гл. 21,22). Затем мы исследуем природу греха и человеческого не­повиновения Богу (гл. 23). И наконец, мы изучим sonpoco Божьем плане спа­сения человека и об отношениях людей с Богом в рамках тех заветов, которые установил с ними Бог (гл. 24).


\ ■


А. Использование слова «человек» для обозначения человеческого рода

Прежде чем мы приступим к основной теме этой главы, необходимо крат­ко рассмотреть вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения всего человеческого рода (как в названии этой главы). Сегодня многие возражают против того, чтобы слово «человек» использовалось для обозначения человеческого рода в целом (и мужчин и женщин), так как это якобы оскорбительно для женшин. Те, кто придерживается этой точки зре­ния, для обозначения человеческого рода используют только «общие» терми­ны, такие, как «человечество», «человеческие существа» или «личности».

Рассмотрев это возражение, я решил продолжать использовать слово «че­ловек» (наряду с прочими, указанными выше терминами) для обозначения человеческого рода, поскольку такое словоупотребление дано нам Богом в гл. 5 Книги Бытие и, кроме того, поскольку здесь, по моему мнению, речь идет о важной богословской проблеме. В Быт. 5:1,2 читаем: «...Когда Бог сотворил



Часть Ш. Учение о человеке


человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (ср.: Быт. 1:27, курсив мой. — У. Г.). Еврейское слово, которое здесь переведено как «чело­век», — это D1N, то же самое слово, которым был назван Адам и которое иногда используется для обозначения мужчины, в отличие от женщины (Быт. 2:22,25; 3:12; Еккл. 7:28). Таким образом практика использования одного и того же слова для обозначения человеческих существ мужского пола и человеческого рода в целом — это практика, начало которой положено Самим Богом, и нам не следует считать ее неправильной или оскорбительной.

Нам могут возразить, что это всего лишь случайная особенность древне­еврейского языка, но этот аргумент неубедителен, так как в Быт. 5:2 конкрет­но говорится о том, как Бог избирает имя, применимое ко всему человеческо­му роду в целом.

Я не считаю, что мы всегда должны дублировать библейские обороты речи или что неправильно использовать нейтральные в смысле пола обозначения человеческого рода (как, напр., в этом предложении). Я говорю только о том, что рассказ Быт. 5:2, когда Бог называет человека, указывает, что использо­вание слова «человек» для обозначения всего человеческого рода — это бла­гой и очень уместный выбор, которого нам не следует избегать1.

Богословская проблема заключается в вопросе, подразумевается ли в Библии лидерство мужчин в принципе, или их главенство в семье с самого начала творения. Тот факт, что Бог решил назвать человеческий род не «жен­щина», а «человек» (т. е. «мужчина», D4N; тем же словом был назван и Адам, см. выше. — Примеч. пер.), вероятно, имеет значение для понимания исход­ного плана Божьего о мужчинах и женщинах2. Конечно, вопрос о том, какое слово мы используем для обозначения человеческого рода — это не единствен­ный аспект этой дискуссии, однако все же это один из ее аспектов, и те фор­мы речи, которых мы придерживаемся, имеют определенное значение для со­временного обсуждения проблемы отношения полов3.

1 Однако вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения
человека, пне зависимости от его пола, как в высказывании «Если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23) — это другой
вопрос, так как здесь не имеется в виду весь человеческий род. В таких случаях уважи­
тельное отношение к женщинам и современные формы речи побуждают нас использо­
вать нейтральные выражения, напр.; «Если кто-либо хочет идти за Мною...»

2 См. гл. 22; также: Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Equality and Male Headship;
Genesis 1—3", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response lo Evangelical
Feminism,
ed. John Piper and Wayne Grudem {Wheaton, 111.: Crossway, 1991, p. 98).

3 Возможно, этот факт признан также и многими из тех людей, которые возражают
против использования слова «человек» для обозначения всего человеческого рода {а имен­
но феминистки, которые отрицают главенство мужчины 8 семье).


Глава 20. Сотворение человека



Б. Зачем человек был сотворен?

1. Бог не нуждался в человеке, и все же Он сотворил нас для Своей соб­
ственной славы.
Рассматривая в гл. !0 атрибут Бога «независимость», мы
отметили многочисленные тексты Писания, которые учат, что Бог не нуж­
дается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и прочее творение
прославляем Его и тем самым приносим Ему радость. Поскольку между ли­
цами Троицы вечно существовали совершенная любовь и совершенное об-
шение(Ин. 17:5, 24), Бог сотворил нас не потому, что Ему было одиноко, и
не потому, что Он нуждался в общении с другими личностями, — мы в прин­
ципе не были нужны Богу.

Однако Бог сотворил нас для Своей собственной славы. Ранее мы отмети­ли, что Бог говорит о своих сыновьях и дочерях: «Кого Я сотворил для славы Моей» (Ис. 43:7; ср.: Еф. 1:11,12, курсив мой. — У. Г.). Нам дано повеление: «Все делайте в славу Божию»(1 Кор. 10:31).

Этот факт определяет ценность нашей жизни. Когда мы впервые осозна­ем, что Богу незачем было творить человека и что мы не были нужны Ему, мы можем подумать, что наша жизнь вообще не имеет никакой ценности. Одна­ко Писание говорит нам, что мы были сотворены для того, чтобы прославлять Бога, и это говорит о том, что мы имеем значение для Самого Бога. Это есть высшее определение важности и значимости нашейжизни: если мы подлин­но важны для Бога в вечности, то какой большей меры важности или значи­мости нам остается желать?

2, В чем предназначение нашей жизни ? Тот факт, что Бог сотворил нас
для Своей собственной славы, определяет правильный ответ на этот вопрос.
Нашей целью должно быть исполнение той задачи, ради которой Бог нас
сотворил: прославлять Его. Если мы говорим о Боге, то это прекрасное опи­
сание нашего предназначения. Но если мы думаем о самих себе, то с ра­
достью обнаруживаем, что мы созданы для того, чтобы радоваться Богу,
наслаждаться Им и нашими с Ним отношениями. Иисус говорит: «Я при­
шел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Давид
говорит Богу: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в десни­
це Твоей вовек» (Пс. 15:11, курсив мой. — У. Г.). Он стремится постоянно
пребывать в доме Господа, чтобы «созерцать красоту Господню* (Пс. 26:4).
Асаф восклицает:

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72:25,26).


Часть III. Учение о человеке


Полноту радости человек обретает, познавая Бога и наслаждаясь Его ка­чествами. Быть в Его присутствии, наслаждаться общением с Ним — это самое большое благословение, которое только можно себе представить.

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желал во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <,..> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83:2,3,11).

Поэтому для христианина естественно наслаждаться Господом и теми жизненными уроками, которые Он преподает нам (Рим. 5:2,3; Флп. 4:4; 1 Фес. 5:16-18; Иак. 1:2; 1 Пет. 1:6, 8; идр.)4.

Писание говорит, что, когда мы прославляем Бога и наслаждаемся Им, Бог радуется о нас. Мы питаем: «Как жених радуется о невесте, так будет ра­доваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5, курсив мой. — У Г.), а Софония пророче­ствует, что Господь «возвеселится [о нас] радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать [о нас] с ликованием» (Соф. 3:17).

Такое понимание учения о сотворении человека ведет к важным прак­тическим результатам. Когда мы осознаем, что Бог создал нас для того, что­бы мы Его славили, и когда мы начинаем вести себя так, как это необходи­мо для исполнения нашего предназначения, мы начинаем испытывать та­кую радость в Господе, какой прежде нам никогда не доводилось ощущать. А если мы, кроме того, начинаем понимать, что Сам Бог радуется нашему общению с Ним, наша радость становится «радостью неизреченною и пре-сдавною» (1 Пет. 1:8)5.

Кто-то может сказать, что со стороны Бога было неправильно искать Себе славы в сотворении человека. Люди, безусловно, заблуждаются, когда ищут славы для самих себя, как это очевидно из драматического примера Ирода Агриппы I. Когда он принял восклицание толпы: «Это голос Бога, а не чело­века» (Дсян. 12:22), «Ангел Господень поразил его зато, что он не воздал сла­вы Богу; и он, 5ыв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Ирод умер потому, что пытался присвоить себе славу Бога, ту славу, которой Бог заслуживал, а Ирод — нет.

Но когда Бог принимает славу, у кого Он ее отбирает? Естьли кто-либо, заслуживающий славы более, чем Он? Конечно, нет! Он — Творец, Он создал все, и Он достоин всей славы. Он заслуженно принимает славу. Человек не может искать себе славы, но в этом случае то, что неправильно для человека, правильно для Бога, потому что Бог —Творец. Он прав, а не ошибается, когда

" Первый вопрос Вестминстерского Большого катехизиса формулируется так: «В чем состоит основное и наивысшее предназначение человека?» Ответ: «Основное и наи­высшее предназначение человека — прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки».

s См.: W. Grudem, I Peter, p. 66.


 


Глава 20. Сотворение человека



принимает прославление, — ведь если бы Он не принимал хвалы от всего тво­рения вселенной, это было бы ужасающе неверно! Двадцать четыре старца, сидящие вокруг престола Божьего, непрестанно поют:

Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).

Павел восклицает: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:36). Когда мы начинаем по достоинству оценивать природу Бога, совершенного Творца, достойного всей хвалы, то наши сердца устрем­ляются к Нему в порыве прославления «всем сердцем... всею душею... всем разумением... и всеюкрепостию» {Мк. 12:30).

В. Человек — образ Божий

/. Значение выражения «образ Божий». Из всего созданного Богом творе­ния только о человеке сказано, что он сотворен «по образу Божию»6. Что это означает? Мы можем использовать следующее определение: тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу и оли­цетворяет Бога.

Когда Бог говорит «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), это означает, что Бог собирается создать творение, ко­торое будет похоже на Него. Как еврейское слово «образ» (П^Ы)7, так и ев­рейское слово «подобие» (ГЛОТ)обозначают нечто похожее, но не идентич­ное тому, что оно олицетворяет, «образом» чего является. Слово «образ* мо­жет быть использовано также для обозначения чего-либо, олицетворяющего что-то другое.

'Латинское выражение imago Dei, означающее «образ Божий», иногда применяется в богословских дискуссиях. В настоящей книге я его не использую.

'Слово «образ» (D7S) обозначает предмет, похожий на что-то иное и часто оли­цетворяющий это иное. Это слово используется для обозначения изваяний наростов и мышей (I Цар. 6:5,11), изображения воинов на стене (Иез, 23:14) и языческих идолов км статуй, которые олицетворяли божеств (Чис. 33:42; 4 Цар. 11:18; Иез. 7:27; 16:17; И др.).

Слово «подобие» (ГЛОТ) также означает предмет, похожий на что-то иное, но чаще это слово употребляется б таких контекстах, где идея схожести подчеркивается в боль­шей степени, чем идея олицетворения или замещения (напр., бога). В еврейском тексте «подобием» названы, напр., модель или чертеж, который царь Ахаз увидел в Дамаске (4 Цар. 16:10), фигуры волов над бронзовым жертвенником (2 Пар. 4:3,4) и настен­ные росписи, изображавшие вавилонян на колесницах (Иез. 23:15). В еврейском тек­сте Пс. 57:5 яд нечестивых — это «подобнее яда змеи: мысль заключается в том, что они очень похожи по своим свойствам, однако не возникает никаких сомнений в том, что речь вдет об олицетворении или замещении.



Часть lit. Учение о человеке


 


Богословы приложили огромные усилия к тому, чтобы установить хотя бы один признак или небольшое количество признаков, в которых можно было бы ясно различить образ Божий8. Одни полагали, что образ Божий в человеке заключается в его способности мыслить, другие — что он виден в способнос­ти человека совершать моральный выбор и принимать собственные решения. Кто-то считал, что образ Божий заключался в первоначальной моральной чи­стоте человека, в его сотворении как мужчины и женщины (см.: Быт. 1:27) или в его владычестве над землей.

В этой дискуссии правильнее было бы сосредоточиться прежде всего на значении слов «образ» и «подобие». Как мы уже видели, эти слова обладали для первых читателей четким и ясным значением. Когда мы осознаем, что ев­рейские слова «образ» и «подобие» просто уведомляли читателя отом, что че­ловек подобен Богу и во многом олицетворяет Бога, дискуссия о значении «об­раза Божия» представляется во многом лишь поиском слишком узкого и кон­кретного значения. Когда Писание повествуетотом, что Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), для первого читателя это означало: «Сотворим человека, подобного Нам, и чтобы он олы-цетворялшо.

Поскольку «образ» и «подобие» обладали этими значениями, Писанию не было необходимости говорить, например: «Тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу в следующем: в его интеллекте, моральной чистоте, духовной природе, власти над землей, твор­ческих способностях, способности к этическому выбору и бессмертии» (или нечто подобное).

В таком объяснении нет необходимости, и не только потому, что у исполь­зованных терминов было ясное значение, но и потому, что подобный список просто не отвечал бы поставленной задаче: текст здесь просто утверждает, что

3 С кратким обзором различных точек зрения можно ознакомиться в работе: D. J. A. Clines, "The Image of God in Man", TB(196B), pp. 54-61. Миллард Эриксон {Millard Erickson, Christian Theology, pp. 498—510) следующим образом систематизирует основные пути решения этого вопроса, предложенные в истории церкви: 1) субстанциальная точ­ка зрения (Лютер, Кальвин, многие ранние христианские писатели), которая в качестве отражения образа Божьего предполагает некоторые особые свойства человека (такие, как разум или духовность); 2) реляционистская точка зрения, которая подразумевает, что образ Божий в человеке связан со сферой межличностных отношений (Эмиль Брун-нер; также Карл Барт, который считал, что образ Божий в человеке заключается именно в том, что он был сотворен как мужчина ц женщина); 3) функциональный подход, с позиции которого образ Божий в нас связан с исполняемыми нами функциями; обычно подразумевается наше владычество над землей (социнианский взгляд, которого придер­живаются многие современные писатели, такие, как Норман Снейт [Norman Snaith) илиЛенард Вердуин |Leonard Verduinj).


 


       
 
   
 


Глава 20. Сотворение человека

человек подобен Богу, а все остальное Писание дает этому утверждению под­робные пояснения. Читая Писание, мы понимаем, что нельзя составить себе полного представления о богоподобии человека, не осознав до конца, Кто есть Бог в Его существе и в Его деяниях, а также кто есть человек и что он делает. Чем больше мы узнаем о Боге и человеке, тем больше схожих черт мы видим и тем полнее мы понимаем, что Писание имеет в виду, когда оно говорит, что человек сотворен по образу Божьему. Эти слова означают все то, в чем человек схоже Богом.

Понимание слов о том, что человек сотворен по образу Божьему, вытекает также из сходства между текстом Быт. 1:26, где Бог объявляет о Своем намере­нии сотворить человека по Своему образу и подобию, и текстом Быт. 5:3: «Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию (П1ЭТ) своему, по образу 1?!!) своему, и нарек ему имя: Сиф» (курсив мой. — У Г.). Сиф не был идентичен Адаму, но во многом был подобен ему, как сын бывает подобен своему отцу. Этоттекст означает просто, что Сиф был похож на Адама. Здесь не уточняет­ся, в чем конкретно Сиф был похож на Адама, и с нашей стороны неверно было бы рассуждать о том, что только лишь какая-то одна конкретная черта определяла суть того, в чем Сиф был подобен Адаму. Может быть, это были его карие глаза? Или курчавые волосы? Может, речь идет об атлетическом телосложении, серьезности или вспыльчивости? Все эти предположения бес­смысленны. Очевидно, что все, в чем Сиф был подобен Адаму, является частью его схожести с Адамом, его бытия «по образу» Адама. Точно так же все, в чем человек подобен Богу, — это часть его схожести с Богом, часть того феномена, который называют «богоподобием» человека или его сотворенностью «по об­разу Божию».

2. Грехопадение: образ Божий искажен, но не утрачен. Возможно, нам сле-дуетспросить себя, можно ли очеловеке мыслить как о существе, подобном Богу, после того как человек согрешил? На этот вопрос мы быстро находим ответ в Книге Бытие, где Бог сразу после потопа дает Ною власть установить смерт­ную казнь за убийство человека: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6, кур­сив мой. — У. Г.). Несмотря на то что люди грешны, в них остается еще доста­точно подобия Богу, так что убийство другого человека («пролитие крови» втер-мшологии Ветхого Завета означает акт взятия человеческой жизни) является нападением на ту часть творения, которая в наибольшей степени похожа на Бога, итакие действия можно оценить как попытку или стремление (если бы это было возможно) нападения на Самого Бога9. Человек все еще богоподобен. В Новом

9 Подробный анализэтого отрывка см.: John Murray, Principles of Conduct (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), pp. 109-113.



Часть III. Учение о человеке


 


Завете мы видим подтверждение этому, когда в Иак. 3:9 читаем о том, что все люди, а не только верующие, «сотворены по подобию Божию».

Однако после грехопадения человек уже не в такой степени подобен Богу, как прежде. Его моральная чистота была утрачена, и его греховность, безус­ловно, не отражает Божьей святости. Его интеллект заражен ложью и непони­манием; его речь не прославляет непрестанно Бога; его социальные отноше­ния управляются эгоизмом, а нелюбовью, и т. д. Несмотря нато что человек и сейчас богоподобен, в каждом аспекте своей жизни он исказил или утратил наешь своего подобия Богу. Иными словами, «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Таким образом, мы и после грехопадения остаемся подобными Богу — мы и сейчас похожи на Бога и оли­цетворяем Его, — но образ Божий в нас искажен; мы менее богоподобны, чем до прихода греха в мир.

Поэтому очень важно, чтобы мы черпали свое понимание сути образа Божьего, не просто наблюдая за современными человеческими существами, а из библейских указаний на природу Адама и Евы, какими их сотворил Боги когда все, сотворенное Богом, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Подлинная природа богоподобия человека проявлялась также в земной жизни Христа. Совершенство нашей человеческой природы не проявится на земле до тех пор, пока Христос не возвратится и мы не обретем все те блага спасения, которые Он заслужил для нас.

3. Искупление во Христе: постепенное открытие богоподобия. Новьгй Завет показывает нам, что наше искупление во Христе означает, что даже в этой жизни мы можем постепенно возрастать в нашем подобии Богу. На­пример, Павел говорит, что, как христиане, мы облеклись в нового челове­ка, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Возрастая в понимании Бога, Его Слова и Его мира, мы все в большей сте­пени уподобляем наше мышление Богу. Таким образом мы «обновляемся в познании» и становимся все более подобными Богу в нашем мышлении. Так развивается жизнь каждого христианина. Поэтому Павел также мо­жет сказать, что мы «преображаемся в тот же образ [греч. e'ikw] от славы в славу» (2 Кор. 3:18)10. В течение всей нашей жизни, возрастая в христиан­ской зрелости, мы возрастаем в подобии Богу. В частности, мы возрастаем в подобии Христу в нашей жизни и в нашем характере. Ведь это та цель, ради которой Бог искупил нас — «быть подобными образу Сына» Божьего (Рим. 8:29) и, таким образом, в моральных качествах стать совершенным подобием Христа.

10 В этом стихе Павел прямо говорит, что мы изменяемся в образ Христа, а четырьмя стихами ниже говорит, что Христос — образ Бога (2 Кор. 4:4; в обоих стихах слово АкЩ.


 


Глава 20. Сотворение человека



                       
 
         
 
 
 
   
 



4. Возвращение Христа; полное восстановление образа Божьего. Новый
Завет дает нам обетование, что подобно тому, как мы были подобны Адаму
(подвержены смерти и греху), мы уподобимся и Христу (будем морально чис­
ты и никогда более не подвергнемся смерти): «И как мы носили образ перст-
ного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49)". Полная мера нашей
сотворенное™ по образу Божьему не видна ни в жизни Адама, который со­
грешил, ни в нашей жизни, так как мы несовершенны. Но в Новом Завете
подчеркивается мысль, что Божий план сотворения человека по Его образу
полностью реализовался в личности Иисуса Христа. Он есть «образ Бога»
(2 Кор.4:4); «образБога невидимого, рожденный прежде всякойтвари» (Кол. 1:15).
В Иисусе мы видим подобие человека Богу п первозданном виде, и мы испы­
тываем радость от того, что Бог предназначил нас «быть подобными образу
Сына Своего»
(Рим. 8:29; ср.: 1 Кор. 15:49, курсив мой. — У. Г.): «Когда откро­
ется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2, курсив мой. — У Г.)-

5. Конкретные аспекты нашего подобия Богу. Хотя выше мы говорили о
том, что очень трудно определить все аспекты, в которых мы подобны Богу,
тем не менее мы можем упомянуть о многих аспектах нашего существования,
которые свидетельствуют о том, что мы в большей степени, чем прочее творе­
ние, подобны Богу12.

 

1) Моральные аспекты: 1) Мы — творения, несущие моральную ответ­
ственность перед Богом за наши действия. 2) Мы обладаем внутренним пони­
манием добра и зла, что отличает нас от животных (которые обладают в очень
незначительной степени или вообще не обладают чувством морали или спра­
ведливости, но просто движимы страхом наказания или надеждой на поощ­
рение). Когда мы действуем в соответствии с моральными стандартами Бога,
наше подобие Богу отражается 3) и нашей святости и праведности перед ним,
но, напротив, наше неподобие Богу проявляется каждый раз, когда мы согре­
шаем.

2) Духовные аспекты. 4) Мы обладаем не только физическим телом, ной
нематериальнымдухом, и потому мы можем совершать действия, значимые

1' Новозаветное слово «образ» (г'иейе) имеет значение, сходное со своим ветхозавет­ным соответствием (см. выше). Оно обозначает нечто подобное или очень похожее на нечто олицетворяемое. Один из любопытных случаев его употребления — это обозначе­ние изображения кесаря на римской монете. Иисус спросил фарисеев: «Чье это изобра­жение О'^ЭрЗВ) и надпись?» Те ответили: «Кесаревы» (Мф. 22:20,21). Образ здесь по­хож на кесаря и олицетворяет его. (Греческое слово homoioma, «подобие», не употребля­ется в Новом Завете для обозначения подобия челонека Богу.)

|! Однако ангелы также в значительной степени подобны Богу В этих аспектах.



Часть III. Учение о человеке


 


в нематериальной — духовной — сфере бытия. Это означает, что мы облада­ем 5) духовной жизнью, которая дает нам возможность общаться с Богом на личностном уровне, молиться Ему, прославлять Его и слышать Его13. Ни одно животное никогда не сможет молиться о спасении родственника или друга! С тем, что мы обладаем духовной жизнью, связан и тот факт, что мы облада­ем 6) бессмертием; мы не прекратим существовать, но будем жить вечно.

3) Интеллектуальные аспекты.7) Мы обладаем способностью рассуждать, логически мыслить и учиться. Это отделяет нас от животного мира. Иногда животные обнаруживают поведение, которое говорит о том, что в физическом мире они способны решать определенные задачи, но они, несомненно, не об­ладают абстрактным мышлением — не существует ничего подобного «исто­рии философской мысли собак», и ни одно из животных со времен творения не преуспело в решении этических или философских проблем. Шимпанзе не сядут за стол и не станут спорить о Троице или о преимуществах кальви­низма или армии ианско го учения! Даже в развитии наш их физических и тех­нических навыков мы сильно отличаемся от животных. Бобры сегодня строят те же самые дамбы, которые они строилитысячи поколений назад, птицы стро­ят в точности такие же гнезда, а пчелы строят все такие же ульи. Мы же посто­янно совершенствуем нашу технологию как в сельском хозяйстве, так и в на­уке, и вообще во всякой отрасли знания.

8) От животных нас отличает то, что мы используем сложный, абстракт­ный язык. Когда моему сыну было только четыре года, я мог попроситьего пой­ти и принести из подвала большую красную дрель. Если даже он никогда ее прежде не видел, он легко мог осуществить эту задачу, потому что он знал зна­чение слов «пойти», «принести», «большая», «красная» и «дрель». Он мог бы принести и маленький коричневый молоток, и черное ведро, которое стояло за верстаком, или любой другой из десятков предметов, которые он, может быть, никогда прежде не видел, но мог представить себе, когда я называл их несколь­кими короткими словами. Ни одно шимпанзе за всю историю не было способ­но выполнить подобную задачу — не путем поощрения и повторения, а через словесное описание предмета, которое животное прежде не видело. А вотчеты-рехлетние малыши вполне на это способны, и мы даже не обращаем на это вни­мания. Большинство восьмилетних детей могут самостоятельно написать де­душке и бабушке письмо о том, как они ходили в зоопарк, или переехать в дру­гую страну и выучить любой иностранный язык, и мы считаем это совершенно нормальным явлением. Но ни одно животное не сможет написать письмасво-

13 Следует сказать и еще об одном факте. Хота это и не один из признаков нашего подобия Богу, но то, что Христос искупил нас, отделяет нас от любого другого творения Божьего. Это скорее следствие нашего подобия Богу и любви Бога к нам, чем один из аспектов богоподобности.


 


 


 

 


                                 
 
 
   
   
 
       
         
   
 
 
 
   


Глава 20. Сотворение человека

им дедушке и бабушке, или назвать настоящее, прошедшее и будущее время хотьодного французского глагола, или прочесть детектив и понять, о чем в нем вдет речь, или понять значение хотя бы одного стиха Библии. Дети могут проде­лывать все это, и тем самым они показывают, что они настолько более развиты, чем весь животный мир, что просто начинаешь изумляться, как можно было подумать, что люди — это лишь одна из разновидностей животных.

9) Еще один аспект, отличающий людей от животных, заключается в том,
что мы осознаем далекое будущее, и даже обладаем внутренним пониманием,
что мы будем жить и после нашей физической смерти, и это чувство многих
людей подталкивает к покаянию перед смертью (Бог «вложил мир [ПТЩ>„веч­
ность" или „будущее". — Примеч. пер.\ в сердце их», Еккл. 3:11).

10) Наше сходство с Богом проявляется также в том, что человек обладает
способностью к творчеству в таких сферах, как живопись, музыка, литерату­
ра, и к исследовательской изобретательности — в науке и технологии. Не сле­
дует думать, что творчество — это лишь произведения всемирно известных
.музыкантов или артистов; оно находит свое выражение также в сценках, ко­
торые разыгрывают дети, в мастерстве, с которым приготовлен обед, украшен
лом, устроен сад, или в изобретательности, которую обнаруживает каждый
человек, который чинит какой-нибудь сломавшийся прибор.

Перечисленные выше аспекты нашей схожести с Богом — это аспекты, в которых мы отличаемся от животных абсоя/о/лна, а не просто отчасти. Но есть и другие сферы, в которых мы отличаемся от животных в значительной степе­ни, и они также могут служить примером нашей схожести с Богом,

И) В эмоциональной сфере наше подобие Богу видно в огромном разно­образии эмоций, в их силе и сложности. Конечно, животные проявляют ка­кие-то эмоции (каждый человек, когда-нибудь державший в доме собаку, мо­жет вспомнить очевидные проявления радости, печали, страха наказания, если животное совершило что-то неправильное, злобы, если на «ее» территорию вторгается другое животное, или ласки). Однако в разнообразии эмоций, ко­торые мы испытываем, мы резко отличаемся от остальной части творения. Например, после бейсбольного матча, в котором участвовал мой сын, я одно­временно могу испытывать грусть оттого, что его команда прои грала, радость оттого, что мой сын играл хорошо, гордость оттого, что он хороший спорт­смен, благодарность Богу за то, что Он даровал мне сына, веселье от песни шлы, которая весь день звучит в моей голове, и тревогу по поводу того, что мы опаздываем на обед! Очень сомнительно, чтобы животные могли испыты­вать столь сложные эмоции.

4) Социальные аспекты.В дополнение к нашей уникальной способности общаться с Богом (о которой мы говорили выше), в сфере социальных отно­шений существуют и другие аспекты, которые свидетельствуют о нашем подобии Богу.



Часть III. Учение о человеке


 


12) Хотя животные, несомненно, обладают определенным чувством общ­
ности, все же глубина межличностной гармонии, которая проявляется у лю­
дей в браке и в семье, если они построены в соответствии с божественными
принципами, и в церкви, если ее члены пребывают в общении с Господом и
друг с другом, гораздо более велика, чем межличностная гармония, которую
мы можем наблюдать у животных. В семье и в церкви мы также превосходим
ангелов, которые не вступают в брак, не рождают детей и не живут совместно
с возрожденными в Боге сыновьями и дочерями.

13) В самом браке мы отражаем природу Бога тем фактом, что, как мужчи­
ны и женщины, мы обладаем равной степенью значимости, но различными ро­
лями, которые установлены с того времени, как Бог сотворил нас (см. гл. 21).

14) Человек также подобен Богу в своем отношении к прочему творению.
Человеку дано право властвовать над творением, а когда возвратится Христос—
даже участвовать в суде над ангелами (1 Кор. 6:3; Быт. 1:26,28; Пс. 8:6-8).

5) Физические аспекты.Заключена ли в наших человеческих телах хотя бы какая-то часть богоподобна? Нам не следует думать, что наличие у нас физических тел подразумевает, что и Бог обладает телом; ведь «Бог есть дух» (Ин. 4:24), и мыслить о Нем или изображать Его в материальном или физи­ческом теле—грех (см.: Исх. 20:4; Пс. 115:3-8; Рим. 1:23)14. Но существуют ли такие черты, в которых наши физические тела отражают часть свойств Бога и тем самым показывают, что значит быть сотворенным по образу Божьему? В определенном смысле это, безусловно, так. Например, наши физические тела дают нам способность видеть с помощью глаз. Это качество богоподобно, так как Сам Бог видит, и видит гораздо дальше, чем мы, хотя зрение Бога не свя­зано с физическими глазами, подобными нашим. Наши уши дают вам спо­собность слышать, и это качество богоподобно, хотя у Бога нет физических ушей. Наши уста дают нам способность говорить, в отражение того факта, что Бог есть Бог говорящий. Наши чувства вкуса, осязания и обоняния дают нам способность понимать Божье творение и наслаждаться им, и это являет­ся отражением того факта, что Бог понимает Свое творение и наслаждается им, хотя и иным, великим образом.

Важно помнить, что сам человек сотворен по образу Божьему, а не только его дух или его разум. Наши физические тела, безусловно, являются очень важной частью нашего существования и, преобразившись после возвра­щения Христа, они останутся частью нашего существования навечно (см.: 1 Кор. 15:43-45, 51—55). Таким образом, наши физические тела были сотво­рены в качестве подходящего инструмента, с помощью которого наша чело­веческая природа, сотворенная подобной природе Бога, получает физическое выражение. Ведь практически все, что мы делаем, совершается через исполь-


 


 

14 О духовности Бога см. также и гл. 11.


\



Глава 20. Сотворение человека



 


 

зование наших физических тел — наше мышление, наше моральное сужде­ние, наши молитвы и хвала, наши проявления любви к другим людям и забо­ты о них — все это осуществляется через дарованные нам Богом физические тела. Таким образом, если мы ясно указываем на тот факт, что у Бога нет фи­зического тела, мы можем сказать, что 15) наши физические тела также отра­жают различные аспекты природы Бога. Кроме того, большая часть физичес­ких движений и проявление дарованных Богом навыков совершается через использование тела. И, безусловно, ] 6) дарованная Богом физическая спо­собность вынашиватьирождать детей, которые подобны нам (см.: Быт. 5:3), — это отражение способности Бога творить подобных Ему человеческих существ.

В отношении последних нескольких пунктов следует сказать, что эти от­личия человеческих существ от прочей части творения не являются абсолют­ными, это лишь различия, проявляющиеся в очень высокой степени. Мы упо­минали отом, что животные могут испытывать некоторые эмоции. Существу­ют сведения отом, что в сообществахживотных есть лидеры, чей авторитет признают другие члены сообщества. Более того, «e/co/wo/w сходство есть даже втех различиях, которые мы считаем абсолютными: животные в некоторой степени способны к рассуждению и могут общаться друг с другом различны­ми способами, которые можно назвать «языком» в очень примитивном смыс­ле этого слова. Это не должно удивлять нас: если Бог все творение создал та­ким образом, чтобы оно так или иначе отражало Его природу, то нечто подоб­ного нам и следовало ожидать. Ведь более сложные и высокоразвитые формы животных вденные дети заслу­живают защиты и уважения со стороны остальных людей. Если мы отрицаем наш уникальный статус носителей образа Божьего, мы неизбежно начнем от-


Глава 20, Сотворение человека



рииать ценность человеческой жизни, начнем склоняться к тому, чтобы счи­тать человека просто высокоразвитой формой животного и относиться к дру­гим именно так. Мы также во многом утратим смысл нашей жизни.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что, в соответствии с Писанием, должно быть главной целью вашей жиз­
ни? Если вы задумываетесь об основных задачах, стоящих перед вами в жизни (в
отношениях с друзьями, в браке, в образовании, в работе, в том, как вы использу­
ете деньги, в отношениях в церкви), действуете ли вы так, будто ваша цель имен­
но та, которая указана в Писании? Может быть, вы действуете так, словно бы у
вас иные цели (возможно, вы не ставили их перед собой осознанно)? Можете ли
вы сказать, что ваше поведение в течение дня в целом радует Бога?

2. Что вы чувствуете, когда думаете о том, что вы, человек, в большей степени
подобны Богу, чем любое другое творение в мире? К какому поведению побужда­
ет вас осознание этого факта?

3. Полагаете ли вы, что где-то во вселенной есть более разумные, в большей
степени подобные Богу существа? Что говорит о важности человеческих существ
в очах Божьих тот факт, что Иисус стал человеком, а не каким-либо другим творе­
нием?

4. Как вы думаете, Бог создал нас таким образом, чтобы мы становились сча­
стливее или несчастнее по мере того, как мы все в большей степени становимся
подобными Ему? Когда вы просматриваете список тех сфер, в которых мы можем
в большей степени уподобиться Богу, можете ли вы назвать один или два аспекта,
в которых подобие Богу принесло вам радость? В каких сферах вы хотели бы воз­
расти в подобии Богу сейчас?

5. Вес люди или только христиане созданы по образу Божьему? Что иы дума­
ете в снязи с этим по поводу ваших отношений с нехристианами?

6. Как вы считаете, может ли осознание сотворенности человека по образу
Божьему изменить ваше отношение к людям других рас, другого возраста, к кале­
кам, к некрасивым людям?

Специальные термины

образ Божий подобие imago Dei



Часть III. Учение о человеке


 


Библиография