Аналогия как метод информационно-аналитической деятельности журналиста. От известного к неизвестному

Аналогия один из самых полезных методов информационной работы.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явле­ния, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как холодно будет в декабре текущего года). В поисках допол­нительных сведений мы обращаемся к аналогич­ному явлению, имевшему место в прошлом, о ко­тором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы рассматриваем температуру в декабре прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, го­ворящих об обратном, неизвестное явление, ве­роятно, будет примерно таким же, как известное. В этом опасность допуска: мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно гово­рим «вероятно», «примерно такое же» и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облег­чающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распро­странить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправ­данные пределы.

***Для эффективного использования метода ана­логии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную про­блему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений анало­гичные изучаемому. При этом надо следить, что­бы важнейшие элементы изученных явлений об­ладали достаточным сходством с соответствую­щими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от дру­га, так как в этом случае применение метода ана­логии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необхо­димо установить как черты сходства, так и разли­чия между ними. Затем их можно будет сопоста­вить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

Важно помнить, чтопри применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогич­ных явлений.

Существует несколько своеобразных видов аналогии, которые мы и рассмотрим крупным планом --

· Аналогия. Процентный метод

Известным способом упрощенного использова­ния метода аналогии является процентный метод.

Отправляясь от известных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для сле­дующего года, устанавливая, что они составят 90 или 150% или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года.

Используя его, мы, безусловно, должны уяс­нить всю совокупность затрагиваемых явлений. Мы обязательно должны уяснить различия между сравниваемыми сходными явлениями, чтобы сде­лать верные выводы.

· Аналогия. Характерный пример

Аналитики считают в данном формате, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить до­полнительные сведения. Во-вторых, извлечь мак­симум пользы из имеющихся сведений. Они со­средоточивают свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляет смысл информационной работы.