Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001

 

ВОПРОСЫ:

1. Суть творческих способностей редакции как журналистского коллектива.

2.* Локальные подструктуры редакции как составляющие творческого коллектива.

3. Творческий потенциал редакционного коллектива в системе социальных связей.

 

1. Суть творческих способностей редакции как журналистского коллектива

Вся совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых журналист собирает информацию, интерпретирует и излагает публицистические факты формируется в результате его активного взаимодействия с журналистской творческой средой (Как вы думаете, при каких условиях?) в ходе освоения и изменения предлагаемого этой средой коллективного опыта.

Известный исследователь способов эффективной подачи публицистического текста Е. И. Пронин, например, подчеркивает: «Под выразительными средствами журналистики следует понимать откристаллизовавшиеся в практике коллективного творчества специфические журналистские способы изложения материала, которые используются как всеобщее достояние, как своего рода инструментарий эффективных творческих приемов, где каждый находит необходимое и достаточное для выражения своего мнения в полноценном журналистском тексте».

При этом, подчеркивая характер коллективности журналистского творчества в СМИ, т.е. его обусловленность объективно существующими межличностно вырабатываемымиформами деятельности, необходимо учитывать и то обстоятельство, что эффективность коллективного творчества в значительной степени зависит от своеобразия, оригинальности и независимости всех «сотворцов» редакции.

(Как вы думаете, зависит ли творческий потенциал журналистского коллектива от взаимодействия с другими творческими сообществами? Например, от контактов с учеными, людьми искусства, литературы и т.д.?) Следует отметить, что общежурналистская творческая среда, безусловно, тесно связана и взаимодействует с другими творческими сообществами. Это объясняется с одной стороны глубоким единством различных видов духовного производства, направленного (на что?) на прогрессивные преобразования общества и общественного мнения. С другой стороны, значимо обстоятельство и того, что вне сотрудничества с широким авторским активом, в который входят представители самых различных профессиональных групп, выпуск современных СМИ невозможен.

Таким образом, возможно констатировать следующие выводы:

· Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует (контролирует) деятельность и поведение каждого журналиста.

· В ходе данного регулирования в рамках творческой среды редакционного коллектива реализуются 3основополагающие функции: критическая – т.е. оцениваются предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности; селективная – т.е. отбираются предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти; программирующая – т.е. определяются возможные способы и пути творческой деятельности журналиста в различных ситуациях.

· Специфика журналистской деятельности такова, что ощущая себя «частицей сложного механизма», журналист одновременно чувствует себя полномочным представителем всей журналистской системы . То есть это происходит в силу того, что творческая деятельность журналиста «направлена» непосредственно на реальную действительность и результатом этой деятельности является, как правило, целостный продукт.

· Другим характерным признаком творческих способностей редакции как журналистского коллектива является динамичность, изменчивость в системе целей, стоящих перед ним. Изменчивость этих целей, в свою очередь, программируется изменчивостью самой действительностью (например, резкие изменения в политической и экономической сферах современной России востребовала бОльшей аналитичности в подаче медиа-текста…). Поэтому границы задач, решаемых каждой из творческих индивидуальностей в рамках редакции СМИ не могут быть очерчены столь же строго, как, например, в сфере промышленного производства.

· И наконец, заключительный вывод.Важнейшей чертой сути творческих способностей редакции является обладание общей для всех сотрудников (т.е. творческих индивидуальностей) совокупностью норм и правил творческой деятельности, отличающих данный журналистский коллектив от других. Журналистский коллектив в этом смысле выступает как совокупный субъект деятельности, преодолевающий неизбежную ограниченность отдельного журналиста, и как субъект воспитания, формирующий каждого журналиста, входящего в его состав, и как система, взаимодействующая с другими коллективами и с каждым своим членом (т.е. творческой индивидуальностью).

 

2. Локальные подструктуры редакции как составляющие творческого коллектива

Подчеркнем сразу, что творческий коллектив редакции СМИ – сложное, неоднородное по своей структуре объединение людей.

Если рассматривать структуру редакции СМИ, как и любого другого коллектива сотрудников (производственного или творческого), с точки зрения социальной психологии, то она складывается из ряда основополагающих локальных подструктур, среди которых выделяют:

· функциональную

· организационную

· социально-психологическую

· социально-демографическую

вкупе они и оказывают основное влияние на эффективность деятельности редакции СМИ как творческого коллектива. Рассмотрим каждую из этих локальных подсистем крупным планом.

Функциональная подструктура. (Как вы думаете, что она подразумевает?) Данная подструктура подразумевает такое распределение аспектов деятельности между членами редакции, при котором функции каждого сотрудника определяют его место в данной структуре. Исследователи выделяют несколько типов функциональной подструктуры:

* «цепь»- процесс деятельности редакции разбивается на ряд последовательных операций, каждая из которых выполняется отдельным работником (не совсем продуктивно в рамках творческого коллектива, т.к. придает определенную заданность «сочетаемости стыков»)

* «круг» -конец одной операции становится началом следующей (также не совсем продуктивно и «работает» в творческом коллективе редакции только на этапе подготовки текста к опубликованию: создание текста журналистом – редакционная правка зав. отделом – утверждение гл. редактором – набор(предэфирный монтаж) – верстка(монтаж медиа-текста в формате передачи) – опубликование /выход в эфир/ )

* «звезда» -каждый член творческого коллектива редакции выполняет свою работу достаточно независимо друг от друга, но конечные результаты ее стекаются в общий центр (наиболее оптимально, т.к. каждый сотрудник в отделе и каждый отдел в редакции выполняет определенный объем работы во-многом независимо от других /приведите иллюстративные примеры!/. Аспект его творчества в подавляющем большинстве случаев не становитсяначалом или продолжением творчества коллег, а как готовый творческий продукт поступает в единый интегрирующий центр /в отделе – к заведующему, в редакции – к ответсекретарю/).

Функциональная подструктура творческого коллектива редакции СМИ многообразна, потому что функции сотрудников секретариата, к примеру, носят организационно-управленческий формат, корреспондентов – литературный, редакторский и организаторский форматы (к слову, в чем их суть?), вспомогательных служб корректоров и верстальщиков – технический формат. То есть все они - различны. Существует значительная разница даже в функциях корреспондентов (например, фотокорреспондента и корреспондента отраслевого отдела редакции СМИ).

Нужно подчеркнуть, что родственные отделы (например, соцпроблем) в СМИ разных упровней также имеют неодинаковую структуру. Чем выше уровень и разветвленность СМИ, тем тем конкретнее различаются между собой обязанности сотрудников, тем больше появляется журналистских специальностей. НАПРИМЕР, в районке, где численность «отдела» 1-2 человека, сотруднику необходимо знать всю тематику собственного отдела, выступать по любому ее вопросу и в любой форме (жанре). В крупных, с разветвленной структурой штата отделов, журналисты имеют возможность специализироваться по определенным темам и проблемам и даже работать только в излюбленной форме (жанре).

*** В заключение рассмотрения функциональной подструктуры необходимо подчеркнуть, что свободное плавание в рыночном море СМИ дает им полную свободу в формировании функциональной подструктуры. Кто-то вводит дополнительного бильд-редактора (сотрудника, занимающегося специальным редактированием иллюстративного видеоряда и дизайна), как например в газете «Криминальный мир»; кто-то вводит должность научного редактора, как например в журнале «Наука и жизнь»; кто-то должность арт-директора, как в журналах «Ом» или «Ровесник»… Одним словом, функциональная подструктура СМИ находится в подвижном состоянии, и пока форматируется лишь финансовыми возможностями редакций СМИ: ведь для выполнения каждой новой функции необходимы соответствующие кадры, которые нужно обеспечить зарплатой, производственными площадями и оргтехникой для творчества.