Специфические элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению

Многие исследователи в области психологии творчества в рабочих определениях самого способа творчества акцентируют внимание на том, что творчество – всегда процесс производства знания личностью, при котором личность (творческая индивидуальность) безусловно подвергается кардинальным изменениям, выраженным в индивидуальных формах уровневого развития(–т.е. каждая личность в творчестве реализует свои потенциальные возможности на разных в качественном плане уровнях). Какие же аспекты оказывают влияние на данные процессы (?):

· совокупность информационно-коммуникационных источников (т.е. наблюдение, документы, слухи, консультационные беседы со специалистами различных социальных сфер и т.д.)

· деятельностная творческая позиция самого субъекта(Кто выступает в роли субъекта? -- творческая индивидуальность, т.е. конкретный автор публицистического текста)

(Как вы считаете, носят ли вышеприведенные аспекты характер специфичности, непохожести подхода к способу журналистской деятельности?)

Безусловно, они специфичны. Журналистский способ деятельностиимеет достаточную специфику за счет того (за счет чего?), что здесь довлеющим фактором становится информация социального звучания, базирующаяся на опытеи понимании(Как вы понимаете содержательное наполнение данных терминов?), а также системе познания, которая в свою очередь рождает оценку, опирающуюся на опыт.

Теперь нам необходимо вспомнить дифференциацию в характеристиках МЕТОДА и СПОСОБА.

Способ,как известно, это комбинация реальных составляющих деятельности (т.е. методов), благодаря которой и достигается задуманный результат.

*** Как вы думаете,что является ключевым компонентом в понимании «способа»? – конечно, комбинация методов!

Метод --(в журналистском плане) система основных принципов отбора, отображения и оценки фактов, связанная с мировоззрением авторов, с их концепцией жизненных приоритетов, с их общественной позицией.

При этом необходимоучитывать возможность привнесения инд. приемов, служащих основой любого метода.

С учетом вышесказанного можно констатировать: типические черты способа деятельности НЕ исчерпывают всей совокупности присущих ему пизнаков. Т. е.в реальной практике типическое всегда переплетено с индивидуальным. Естественно, оригинальность автора, привносимая в создание текста, сужает доступность элементов способа деятельности журналиста для освоения среднестатичным публицистом.

Тем не менее существует целый ряд специфических структурообразующих элементов, доступных освоению среднестатистическим журналистом.

Рассмотрим их крупным планом.

Способ творчества журналиста прежде всего характеризуется:

1. единством познавательных действий и социальной интерпретацией полученных знаний (что здесь подразумевается?)

2. неразрывностью эмпирического и теоретического уровней познания действительности (что здесь подразумевается?)

3. конкретно-хронологическим, ситуативным подходом к действительности (что здесь подразумевается?)

4. общностью мыслительных и организационно-практических действий журналиста (что здесь подразумевается?)

5. единством методов познания и методов изложения, ориентированных на восприятие массовой аудиторией(что здесь подразумевается?)

· С другой стороны индивидуальную характерность способу творчества журналиста придают его личностные качества (что здесь подразумевается?) ---- т.е. интеллектуальные, эмоциональные, волевые свойства, интересы, навыки и умения.

(Как вы считаете, в каком качестве они здесь выступают?)

Они выступают в роли конкретных составляющих (т.е. по сути – чего? – методов, ), доступных в своей основе освоению среднестатистичным журналистом.

В творческой деятельности журналиста выделяют пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания и вследствие чего доступных освоению:

А) философский уровень (диалектико-материалистическая методология, декларирующая необходимость конфликта, как движущей силы развития)

Б) общенаучные методы познания, используемые в журналистике в соответствии с ее социальнымифункциями (какими? – наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.)

В) специальные научные методы, применяемые в журналистике – соцопросы, контент-анализ ситуации, психологическое наблюдение и т.д.

Г) междисциплинарные методы (напр., синтез приемов художественного отображения действительности)

6. Д) система приемов, адекватных конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу публицистического произведения и специфике данной аудитории (что здесь подразумевается?)

· Задача для решения

Определите слагаемые познавательной системы журналиста, опираясь на деятельностное поле конкретного журналиста-практика. Проведите серию интервью и небольшое исследование, позволяющее определить структуру познавательной системы данного объекта исследования.