Научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения.

Современная традиционная система формирования творческой деятельности журналиста во многом ортодоксальна, т.к. еще носит характер информационно-репродуктивного формата. Несовершенство такого формата заключается в том, что он формирует журналиста-исполнителя, а обществу в современных условиях нужна творческая личность с методологическим, системным, творческим мышлением. Превращение в творческую личность во-многом зависит от технологии познавательного процесса, имеющего своей целью порождение проблемно-творческого процесса.

Вот тут-то и становится чрезвычайно актуальным рассмотрение методов и способов творческой деятельности в журналистике.

Так как только при условиях понимания их закономерностей возможно профессионально активизировать творческую познавательную и практическую деятельность журналиста.

Методы и способы журналистской деятельности являются предметом рассмотрения т.н. технологической модели журналистского творчествапотому что именно технология предполагает совокупность знаний о способах и средствах /методах/ проведения каких-либо процессов).

Автором этой модели является доцент Московского государственного университета Галина Васильевна Лазутина. В этой технологической модели мы находим и принцип соотнесения способа творческой деятельности журналиста с современными требованиями и проблемными ситуациями в профессиональной деятельности журналистов, и принцип организационной структуры журналистского текста, и методические принципы организации самой творческой деятельности журналиста, опирающиеся прежде всего на современные представления о профессии.

По сути это рассмотрение непосредственно самого процесса журналистской деятельности, в который автор модели включает и понятие “способ творческой деятельности журналиста. Этот комплекс у Лазутиной определяет способ деятельности, как комбинацию реальных составляющих, благодаря которой и достигается задуманный результат. Этот комплекс состоит из следующих частей:

· методы профессиональной журналистской деятельности;

· операциональная структура творческого процесса;

· технические средства, используемые в ходе творческого процесса;

· “некоторые общие этические стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости личности, признак культуры”.

Многие исследователи, кстати, в обыденной речи употребляют данные термины как синонимы, отдавая определенное предпочтение термину «метод». Термин же «способ» чаще всего употребляют в словосочетании «способ производства», взятом из области политэкономии и поэтому носящему узкоспециальный характер.

· Видный же исследователь в области социологии творчества Эдуард Маркарян считает, что терминологический потенциал «способа» намного шире «метода».

· На основании наших доказательств мы можем утверждать, что содержательный объем термина «способ» не тождественен содержательному объему термина «метод». «Способ» гораздо шире «метода».

Отсюда метод – это последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения творческих задач того или иного типа. Если упростить: это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего (т.е. освоения) из закономерностей движения изучаемого предмета.

Рассуждая логически, мы можем говорить о том, что способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы, как одно из средств деятельности…

Отсюда способ –это комбинация реальных составляющих деятельности (методов), благодаря которой и достигается задуманный результат.

· В заключение рассмотрения вопроса возможно сделать следующее резюме: способ всегда связан с определенной деятельностью (с какими реалиями, например, связан способ журналистской деятельности? – со сбором актуальной для формирования картины мира информацией и распространением ее среди разнородной массовой аудитории),он рождается вместе с ней, как утверждает Г.В. Лазутина, воплощает в себе ее специфику. Методыже носят универсальный характер, могут использоваться в разных видах деятельности (например, метод наблюдения может использоваться и в сыске, и в пограничной службе…), входя как одна из составляющих в их способы.

В чем же суть и структура способа творческой деятельности в журналистике? Это мы и попытаемся выяснить при рассмотрении второго вопроса нашей лекции –