Сущность творческой индивидуальности журналиста

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

ВОПРОСЫ:

1. Сущность творческой индивидуальности журналиста

2. Характеристики индивидуального стиля творчества журналиста и образа автора

3.**Типология проявления творческой индивидуальности в журналистике

4. Проблема формирования творческой индивидуальности журналиста

 

  • Дополнительная литература:

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

 

Сущность творческой индивидуальности журналиста

Многое в творческой деятельности журналиста зависит от того, в какой индивидуальный набор сложатся элементы его личности. Недаром известный исследователь в области социожурналистики Сергей (Григорьевич) Корконосенко подчеркивает: «Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически,психологически, социально».

(Как вы думаете, каким образом эти личностные характеристики возможно рассматривать в контексте творческой индивидуальности?)

· Исходя из компонентов, слагающих личность сущностью творческой деятельности журналиста возможно считать совокупность присущих ему знаний(итог биологического возраста, жизненного опыта), умений( способность психологически адекватно интерпретировать знания в идеях) и желаний (социальных предпочтений), позволяющих эффективно трудиться в избранной сфере.

Разберем данные личностные характеристики применительно к пониманию творческой индивидуальности в журналистике.

Среди биологически запрограммированных свойств творческой индивидуальности принято выделять следующие элементы:

· возраст, т.к. известно, что взросление человека отражает его поиск самого себя, своего творческого «я»; известно, что эйфория молодости часто сменяется разочарованиями, и порой только время приносит мудрость мастерства (а бывает, наоборот, – стандартизацию полученных результатов, не предполагающую дальнейшего развития, своеобразную «непогрешимость»);

· гендерный фактор (т.е. различие между полами личности). Многие исследователи сходятся во мнении, что женщины в журналистике более адекватно, чем их коллеги-мужчины, ориентируются в эмоциональном многообразии мира, но уступают мужчинам в рационалистичности взгляда на мир. Психологи объясняют данный синдром тем, что у женщин правое полушарие мозга (отвечающее за эмоц. восприятие)в 8 раз больше, чем у мужчин. Соответственно увеличение левого полушария(отвечающего за логическое восприятие)у мужчин тоже дает о себе знать. Кстати, вот откуда пошло утверждение «Женщины любят ушами»…

Среди психологическихсвойств выделяют следующие факторы:

· генетически обусловленный фактор (т.е. критерии эмоциональной устойчивости; экстраверсия – ориентированность журналиста на внешний мир; альтруизм – бескорыстная забота о благе других; застенчивость; отчужденность; агрессивность; стремление к лидерству и т.д.);

· темперамент (т.е. соотношение индивидуальных свойств журналиста, связанных динамикой психической деятельности). Давайте выделим основные:

1) холерик –активный, сильный, но не уравновешенный тип личности;

2) меланхолики – ранимый, глубоко переживающий, но вяло воспринимающий окружающее тип личности;

3) флегматики – невозмутимый, уравновешенный, обладающий завидным постоянством тип личности;

4) сангвиники – обладающий хорошей реакцией, легко откликающийся на то, что происходит вокруг тип личности.

Конечно, сангвиник, т.к. они быстрее справляются с неожиданностями, которыми изобилует напряженная журналистская профессия.

К социологическим качествам творческой индивидуальности

традиционно относят:

· характер (т.е. коммуникативный портрет личности). В масс-медиа встречаются различные типы характеров, назовем основные:

- интроверты (обращенные «в себя»)

- экстраверты (распахнутые навстречу окружающей действительности и общению)

- амбаверты - сочетающие в себе открытость и сосредоточенность (это та «золотая середина», которая наиболее оптимальна в жур.творчестве);

· социальная ориентация (степень стремления к общественному благу). Здесь в возможно применение классической типологии социальных ориентаций , выработанной Эрихом Фроммом. Различают:

1) плодотворную ориентацию – по сути деятельностную, направленную на разумность поступков;

2) неплодотворную ориентацию – рецептивную, стяжательско-рыночную, базирующуюся на «сохранении спроса на себя».

Таким образом, мы рассмотрели практически полно сущность творческой индивидуальности в журналистике. Но тем не менее возникает вопрос: в каких формах проявляется эта сущность? Это и станет предметом рассмотрения нашего второго вопроса лекции…

 

2. Характеристики индивидуального стиля творчества журналиста и образа автора

Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным, опосредованным системойзнаний, умений и желаний (как мы помним, это и есть составляющие сущности творческой индивидуальности журналиста). При этом необходимо подчеркнуть, что инд. стиль творчества журналиста обозначает не только специфические, характерные для того или иного журналиста особенности выполнения редакционного задания, но и уникальную структуру подходов, которую характеризуют нормативность, ситемность, историчность. (Как вы думаете, в чем их суть?)

Нормативностьфиксирует то положение, что индивидуальный стиль строится все же на основе методических предписаний и общих законов создания публицистического текста.

Системность предполагает взаимоувязанность данных методических предписаний и рекомендаций с инновационными приемами индивидуального стиля тв-ва жур-та.

Историчностьдекларирует, что степень проявленности и набор компонентов взаимоувязанной системы (совокупности теоретических требований и индивидуальных способов практической деятельности) возникают и развиваются во времени. Кроме того, согласно классификации исследователя СМИ Евгения Климова (Казань), характерными признаками индивидуального стиля творчества журналиста можно считать:

- устойчивость системы используемых приемов и способов творческой деятельности;

- обусловленность этой системы определенными личностными качествами (вспомним критерии темперамента, характера и др.);

- эффективность данной системы как средства приспособления журналиста к объективным требованиям (например, соблюдение положений «Закона о СМИ»)

Нота бене!!! При этом необходимо отметить, что существование объективных требований к журналисту еще не обозначает их универсальность. Следует помнить о том, что окончательно комплекс этих требований определяется в процессе взаимодействия конкретного журналиста с конкретной разновидностью журналистского творчества. (Например, творческий формат репортера и обозревателя-аналитика). Поэтому невозможно указать требования к «журналисту вообще», т.е. окончательное формулирование требований возможно только при условии определения стойкой индивидуальности конкретного публициста, к которой предполагается предъявить те или иные требования.

К тому же в современной науке крепнет позиция, согласно которой человек не рождается проявленным творцом или исполнителем, его задатки приобретают специфическую направленность благодаря уровню воспитания и обучения.

Если же говорить об универсальных чертах в характеристике инд. стиля творчества журналиста, то можно констатировать – творческий процесс журналиста, а стало быть и его творческий стиль, во всех его проявлениях и на всех этапах запрограммирован ориентацией на тот или иной социальный эффект.

Например исследователь СМИ Иосиф (Михайлович) Дзялошинский считает, что с помощью такого критерия возможно рассмотреть несколько стилей творчества журналиста:

- мифологический (т.е. игнорирующий противоречия бытия: нет «плохого» и «хорошего», есть фатальная предначертанность совершающихся цикличных событий);

- формально-логический (т.е. стремящийся к примирению противоречий бытия: возможное и действительное практически сливаются воедино, все возникающие проблемы объясняются «объективными» причинами);

- диалектический (т.е. ориентированный на выявление реальных противоречий как движущей силы любых явлений).

С точки зрения результата, которого посредством применения инд. стиля творчества может достигать журналист-автор публицистического текста, возможна следующая группировка:

А)тексты, рассчитанные на одновременное воздействие сразу и на социальные институты, и на массовую аудиторию;

Б)тексты, адресатом которых является только сознание массовой аудитории, принципиально не рассчитанные на немедленный отклик какого-либо социального института.

В)тексты, предполагающие оперативную реакцию социальных институтов, но не оказывающие специального воздействия на массовую аудиторию.

(Попробуйте привести свои иллюстративные примеры, характеризующие дифференциацию данных группировок…)

Другой формой существования творческой индивидуальности в журналистике, как мы уже говорили, является образ автора. (Как вы понимаете суть этого термина?)

Прежде всего, образ автора –это не вся личность журналиста, а лишь какой-либо ее аспект, уровень отражения описываемого публицистического факта через призму идеи конкретного автора. Восприятие этой идеи массовой аудиторией осуществляется специфической логикой рассуждений , посредством использования определенных аргументов и т.п. То есть происходит своеобразное «наложение» аспектов творческой индивидуальности журналиста на сознание и образ мышления массовой аудитории.

Очень важно также помнить о том, что «образ автора» не исчерпывается эффектом воздействия той или иной идеи на потребителя информации. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет не менее важную роль в структуре публицистического текста. Именно «образ автора» зачастую связывает «логическими мостиками» разнородные элементы публикации. Кроме того, «образ автора», даже растворенный в системе рассуждений, является мощным катализатором восприятия заложенной в тексте новостной или аналитической информации (Как вы думаете, каким образом?). Это происходит потому что невольно создается ситуация диалога. Читатель (телезритель, радиослушатель), реконструируя способы мышления, чувства и оценки автора, как бы вступает в спор, проверяя в этом споре собственные способы мышления и критерии оценки того или иного новостного факта. Таким образом, внешнее восприятие перерастает во внутреннее, обогащая личность потребителя информации.