II.Виды административных правоотношений

Административные правоотношения характеризуются большим разнообразием в зависимости от субъектного состава, характера и видов управленческой деятельности, от того, какие функции государственного управления реализуются и т.п.

По своему характеру административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Первые возникают из таких жизненных ситуаций, которые не противоречат нормам права. Возникновение вторых связано с действиями, которые противоречат определенным нормам права.

В зависимости от характера обязанностей правоотношения делятся на пассивные и активные. В правоотношениях активного типа содержанием обязанностей является осуществление определенных положительных активных действий (свидетельское показание, выполнение своих обязанностей и др.). Правоотношения пассивного типа предусматривают воздержание от совершения определенных действий (не нарушать общественный порядок и общественную безопасность и др.).

Общепринято выделять такие виды административных правоотношений как вертикальные и горизонтальные. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием у одной стороны государственно-властных полномочий относительно второй стороны отношений (например, работник ГАИ наделен государственно-властными полномочиями в отношении лица, которое управляет транспортным средством, при нарушении им правил дорожного движения). Именно вертикальные правоотношения ярче выражают сущность административно-правового регулирования и особенности административного права. Для данного вида отношений характерно: неравенство сторон, подчиненность одной стороны другой, наличие организационной подчиненности и его отсутствие; подконтрольность и поднадзорность, неравенство сторон в юридическом понимании.

Основной особенностью горизонтальных административных правоотношений является то, что стороны непосредственно не подчиняются одна одной, занимают, как правило, одинаковое правовое положение (например, два министерства координируют свою деятельность относительно решения конкретного вопроса).

В зависимости от методов административно-правового регулирования выделяют субординацийные, координационные и реординацийные административные правоотношения. Субординацийные правоотношения возникают тогда, когда одна из сторон правомочна осуществлять распорядительные или контрольные полномочия в отношении другой стороны (например, в государственной службе). Координационные правоотношения характеризуются тем, что государственно-властные полномочия сторон направляются на совместную деятельность для достижения определенной цели или решения общих задач (например, Министерство внутренних дел Украины и Служба безопасности Украины координируют свою деятельность в борьбе с коррупцией). Особенность реординационных правоотношений состоит в том, что объект управления, наделенный правом обращаться к субъекту управления относительно осуществления ним определенных действий, то есть имеет место обратная связь в государственном управлении (например, для выполнения государственной задачи, объект управления правомочный требовать от субъекта управления ее финансирования).