Основные закономерности психического развития.

Тема № 4: Психология развития.

Цель:сформировать представление о закономерностях психического развития, теориях развития, общих и индивидуальных особенностях психики детей и подростков.

План:

1. Основные закономерности психического развития.

2. Теории развития.

3. Особенности психики на разных возрастных этапах.

Текст:

Основные закономерности психического развития.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза онтогенеза.

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:

1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности;

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.

Выделяют биологические и социальные факторы влияющие на развитие. Биологический фактор включает в себя наследственность, темперамент и задатки способностей, протекание внутриутробного периода активность ребенка. Социальный фактор это микро и макросреда в которой живет ребенок.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.

Движущие силы развития - это те противоречия которые возникают и преодолеваются в процессе жизни.

Ведущая деятельность - это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

ü эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми;

ü орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

ü сюжетно-ролевая игра дошкольника;

ü учебная деятельность в младшем школьном возрасте;

ü личностное общение подростков;

ü профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Потребность в общении у ребёнка возникает очень рано, примерно в один месяц после кризиса новорождённости. Он начинает улыбаться маме, радоваться при её появлении.

Общение с взрослыми создаёт хорошее настроение, повышает активность ребёнка – это становится основой для развития ребёнка: движений, восприятия, речи. Если потребность в общении не удовлетворяется (дети в больнице, в д/д), они отстают в психическом развитии. Такие дети вялы, безразличны, физическое развитие плохое, мало двигаются, ощупывают своё тело. Дети при хорошем гигиеническом уходе отстают в физическом развитии. Недостаток общения в младенчестве носит названиегоспитализм. Таким образом, в первый год жизни полноценное общение важно для ребёнка. Неполноценное общение сказывается на развитии ребёнка отрицательно и позже и на разных возрастах имеет свою специфику.