Назначение распределительных устройств
- Главный распределительный щит (ГРЩ).
- Судовой генераторный щит (ГЩ).
- Аварийный распределительный щит (АРЩ).
- Щит питания с берега (ЩПБ).
- Районные судовые распределительные щиты (РРЩ).
- Групповые распределительные щиты (ГрРЩ).
- Щиты отдельных приемников (ЩОП).
- Зарядно-распределительный щит (ЗРЩ).
- Судовые контрольные щиты (КЩ).
- Пульты или посты управления (ПУ).
- Соединительные щиты, ящики или коробки.
Рассмотрим подробнее их состав и особенности исполнения:
Главный распределительный щитявляется основной частью СЭС и предназначен для соединения источников электроэнергии с судовой силовой электрической сетью. Кроме того, ГРЩ используется для управления режимами работы СЭС для контроля ее параметров. Соединение источников с ГРЩ может быть как непосредственное (через коммутационный аппарат), или через промежуточный генераторный щит. ГРЩ, как правило, выполняется сборным, в виде панелей различного назначения, количество и состав которых определяется его схемой соединений.
На рис.72. представлен общий вид и мнемосхема ГРЩ СЭС содержащей два генераторных агрегата. В средней части ГРЩ расположены 2 панели секции управления (справа и слева от которых находятся две генераторных секции, и по краям ГРЩ установлены две распределительные панели).
В комплектацию генераторной секции входят следующие приборы и устройства:
- Приборы контроля нагрузки генератора, в виде амперметров и ваттметров.
- Приборы контроля напряжения из одного вольтметра с переключателем.
- Приборы контроля частоты.
- Автоматический выключатель, обеспечивающий защиту генератора от внешних к.з. и перегрузок.
- Реле обратной мощности, предназначенное для защиты генератора от перехода в двигательный режим.
- Токовое реле РТД (дифференциальной защиты генератора) от внутренних к.з. в генераторе, и на участке от генератора до выключателя.
- Устройство защиты генератора и его приводного двигателя от перегрузок по мощности.
- Устройство включения резервного генератора УВР, выполняет так же функцию отключения генератора при снижении его нагрузки и понижения напряжения.
- Кнопки, или ключ управления питания серводвигателей, регулятора частоты вращения приводного двигателя.
- Автомат гашения поля возбуждения генератора, при его отключении защитой или вручную под нагрузкой.
- Система возбуждения тока генератора.
Все указанные приборы и устройства получают информацию от измерительных преобразователей.
На секции управления установлены:
- Амперметр передаваемой нагрузки от ГРЩ к АРЩ.
- Вольтметр и частотомер контроля параметров на шинах ГРЩ.
- Устройство синхронизации и ручной синхроноскоп РС для выполнения точной синхронизации генератора (ручной или автоматической).
- Приборы контроля установленные на фидере подключенном к ЩПБ.
- Приборы контроля состояния изоляции (ПКИ, Электрон-1Р и др.).
- Само устройство автоматической точной синхронизации.
- Устройство автоматического распределения активной мощности между параллельно работающими генераторами: УРМ, БРНГ.
- Дополнительные устройства автоматизации, состав и комплектация которых зависит от типа судна и его степени автоматизации.
- Секционный автоматический выключатель.
- Автоматический выключатель в цепи перемычки ГРЩ и АРЩ.
Состав распределительной секции:
- Здесь установлены приборы контроля нагрузки наиболее мощных и ответственных электроприемников, а так же фидерные автоматические выключатели, обеспечивающие коммутацию и защиту отходящих линий.
- Иногда на крупных судах выделяется отдельная секция питания с берега, на ней устанавливается автоматический выключатель, приборы контроля нагрузки, напряжения и частоты.
- Устройство защиты линий питания с берега от работы на двух фазах. Как правило это устройство типа 30ФН, выполняющая к тому же функцию защиты от снижения напряжения
- Средства контроля изоляции (ПКИ, Электрон).
- Фазоуказатель, используемый для задания правильного порядка чередования фаз заданного на судне. Обычно он имеет собственный переключатель, позволяющий изменять порядок чередования фаз.
Судовой генераторный щит представляет собой электротехническое устройство в виде цельного или сборного щита, предназначенного для передачи электроэнергии от генератора к ГРЩ. Кроме того, наличие генераторного щита позволяет производить местное управление генератора в тех случаях, когда генераторы и ГРЩ расположены в разных судовых помещениях. Иногда к судовому генераторному щиту непосредственно подключаются, минуя ГРЩ отдельные элетроприемники МКО.
Судовой АРЩ. Если ГРЩ и ГЩ является составной частью МКО и расположены в непосредственной близости от источников (то есть в ЦПУ или прямо в МКО), то АРЩ является составной частью аварийной электростанции, расположенной либо на палубе переборок, либо на верхней палубе. АРЩ выполняет те же функции, что и ГРЩ, но предусматривает так же работу и в аварийных режимах. Соответственно к нему применяется особое требование Морского Регистра.
ЩПБпредназначен для подключения судовой электрической сети к береговой сети или какой-либо другой автономной системе. Обычно ЩПБ подключается к ГРЩ через ФПБ с установкой в цепи автоматического выключателя. В самой береговой колонке защита цепей от токов к.з. обычно выполняется предохранителями, но обязательно предусматривается устройство защиты от неполнофазных режимов. Если параметры электроэнергии судовой электростанции и береговой сети различны, то в береговых колонках обычно предусматриваются различные преобразователи и согласующие установки (трансформаторы, выпрямители, инверторы и т.д.).
Районный щит используется для распределения энергии в пределах одного района судна. Разновидностью РРЩ является отсечной щит ОРЩ, предназначенный для распределения энергии в пределах одного района судна. Как правило он является промежуточным, и к нему подключены групповые щиты.
Групповой щит используется для распределения электроэнергии между одноименными приемниками одинакового назначения, например: два двигателя насоса. Различают силовые ГрРЩ и осветительные. Обычно они различаются габаритами, но на осветительный ГрРЩ добавляется буква О.
Судовой щит одноименных приемников обеспечивает электроснабжение мощных отдельных приемников. Обычно на него выносятся приборы и системы управления режимами работы приемника, например: ЩП холодильной установки.
Зарядно-распределительный щит используется для связи аккумуляторной батареи и зарядного устройства с сетью постоянного тока. С него обеспечивается управление режимами заряда аккумуляторной батареи. На многих судах он выполняется просто в виде щита, когда аппаратура управления приемниками постоянного тока не выносится на его панель.
Судовой контрольный щит используется для контроля работы источников и отдельных приемников, связанных единым технологическим циклом, например: щит холодильной установки.
Судовые пульты управления используют для дистанционного контроля параметров установки и управления ее работой. Как правило пульты управления используются для отдельных ответственных приемников находящихся на удалении, например: пульт ЯШУ.
return false">ссылка скрытаСудовой соединительный ящик – это специальное электротехническое устройство, предназначенное для жесткого соединения электрических цепей без использования электрических аппаратов.