Определение электрических нагрузок СЭС. Табличный метод. Выбор количества, единичной мощности и типа генераторов СЭС
В общем, мощность судовой электростанции зависит от следующих факторов:
- тип и назначение судна;
- водоизмещение;
- мощность ГЭУ;
- состав и мощность электрифицированных механизмов и других судовых электроприемников;
- район плавания;
- условия комфортности судна, включая наличие систем кондиционирования воздуха, вентиляции, оснащенность камбуза и т.п.
Наиболее точную характеристику динамики изменения нагрузки судовой электростанции дают графики нагрузки уже эксплуатируемых судов (суточные, месячные, годовые и т.п.);
Их удобно использовать при анализе работы реальных СЭЭС, а применять на стадии проектирования очень трудно.
Вероятностные методы точнее и дают более реальные результаты расчета, но для их точности требуется очень обширная и достоверная исходная информация, поэтому они слишком сложны для практики.
Чаще используют приближенные детерминированные методы расчета, как достаточно простые, относительно точные и наглядные. В курсовом проекте для расчета нагрузки судовой электростанции рекомендуется использоватьметод постоянных нагрузок (табличный метод), который получил наибольшее распространение в проектной практике.
Случайный характер процесса электропотребления учитывается с помощью коэффициентов загрузки механизмов и их приводов, а также коэффициентов одновременности их работы.
Метод постоянных нагрузок основан на составлении табличных моделей, отражающих изменение нагрузок отдельных приемников электроэнергии (ПЭ) в различных режимах эксплуатации судна. Они имеют примерно одинаковые для всех типов судов формы и различаются лишь режимами и значениями коэффициентов, которые зависят от типа и назначения судна.
При расчете мощности судовой электростанции задача сводится к правильному определению числа и мощности генераторных агрегатов, которые во всех режимах работы судна должны обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией надлежащего качества с учетом максимально допустимой загрузки генераторных агрегатов.
Табличный метод расчета мощности предусматривает следующую последовательность:
1. Выбирается род тока СЭЭС и значение напряжения в судовой (силовой) электрической сети.
2. Намечается структурная схема главной энергетической установки судна и состав предполагаемых источников и преобразователей энергии (дизель- или турбогенераторы, валогенераторы, утилизационные генераторы, комбинированные установки отбора мощности, трансформаторы и т.д.).
3. Определяются возможные нормальные и допустимые режимы работы (длительная параллельная, кратковременная параллельная, автономная работа и т.п.).
4. Намечается однолинейная схема генерирования электроэнергии судовой электростанции с распределением групп электроприемников и источников питания по секциям ГРЩ.
5. На основании заданного типа судна составляется спецификация всех электроприемников с их разделением по назначению и ответственности.
6. Для каждого механизма по каталогам выбирается двигатель электропривода с соответствующими параметрами и характеристиками .
7. Намечаются основные расчетные (характерные) режимы эксплуатации данного судна в зависимости от его типа и характера работы.
8. Составляется табличная модель проектируемой электростанции для определения мощности.
9. Для каждого режима определяется суммарная потребляемая мощность всех потребителей и мощность электростанции, необходимая для обеспечения потребности судна в электроэнергии с учетом 5% потерь в судовой сети.
10. По наибольшему и наименьшему значениям потребляемой мощности выбирается единичная мощность генераторов и их количество с учетом требований Регистра к их загрузке.
В настоящее время, как в отечественной, так и в зарубежной практике судостроения, все большее предпочтение отдается электростанции переменного тока, обеспечивающей большинство судовых электроприемников. Только в отдельных случаях для питания специальных приемников используется постоянный ток. Такое решение наиболее эффективно как по экономическим, так и по техническим соображениям, хотя при этом приходится использовать специальные устройства для питания отдельных потребителей постоянным током.