Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

 

19. Права и обязанности журналиста

 

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

20. Правовая культура в комплексе профессиональной квалификации журналиста

 

Правовая культура журналиста - уважение, знание и практическое применение норм права в интересах эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

Уважение– сознательное соблюдение всех норм.

Знание норм, позволяющее журналисту ориентироваться в устройстве общества и системе правоотношений, которые в нём складываются:

- конституционное право и система власти в Российской Федерации(ст. 29 Конституции гарантирует свободу массовой информации);

- специальное информационное законодательство в России (закон «О средствах массовой информации», закон «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «О тайнах») и в мировом сообществе

- трудовое и административное право, гражданское законодательство(защита чести и достоинства; клевета, оскорбление; воспрепятствие журналистской деятельности), имущественные права

- правовые основы отрасли, на проблемах которой специализируется журналист

- источники правовой информации и способы работы с ней(журнал «Законодательство и практика масс-медиа»)

- средства, инстанции и порядок правовой защиты и самозащиты журналиста

Умение и привычка сотрудничать с опытными экспертами – это тоже составляющая правовой культуры журналиста.

Применение норм (оно совсем не следует из их знания, это отдельное умение).

Эффективность и безопасность деятельности– интегративный смысл правовой культуры журналиста. Регулирующая и охранительная функции права указывают оптимальный путь к производственной цели и защищают журналиста от посягательств на его полномочия. Профессия журналиста «рассчитана» обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом.

Противостояние покушениям на свободу массовой информации требует незаурядного мужества. Развитая правовая культура журналиста не предполагает компромиссов в этом вопросе, т. к. 1. независимость СМИ является законодательно признанным достоянием общества, а не конкретной редакции. 2. правовая культура журналиста включает в себя морально-этические императивы – неколебимую приверженность свободе, как личной жизненной ценности.

 

21. Правовая обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ

Социальная эффективность публикации – практическое воздействие на органы управления и должностных лиц.

Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (1996): руководители органов исполнительной власти должны в течении трёх дней рассматривать информацию СМИ о невыполнении чиновниками законов, указов и решений суда; по истечении двух недель положено сообщать редакциям и государственным контрольным органам о результатах рассмотрения информации

Уголовно-процессуальное законодательство: заявления и письма граждан, сообщения организаций и должностных лиц и статьи, заметки и письма опубликованные в печати могут быть поводом для возбуждения уголовного дела.

Закон «О федеральных органах налоговой полиции»: обязаны принимать и регистрировать сообщения (включая публикации в печати) о налоговых преступлениях.

Закон «О милиции»: аналогично.

Правоохранительные органы не обязаны изучать периодику. Вопреки сложившемуся мнению, органы власти и контроля проявляют заинтересованность в использовании журналистской информации. Редакции стоит установить порядок обязательной рассылки публикаций и писем заинтересованным учреждениям.

 

22. Правовое понятие и содержание информационной безопасности

Информационная опасность (угроза) – это информационные акции, создающие угрозу национальному благосостоянию: рекламные компании финансовых аферистов – недоверие населения к власти; целители и ясновидцы – их деятельность нелицензионна; распространение псивдоинформационных агентств, добывающих разведывательные сведения (1996, парламентские слушания «СМИ в системе информационной безопасности»).

Информационное управление – журналист навязывает обществу, о чём думать (вместо описаний земных, реальных людей – рассказы о жизни «звёзд»). Информационное насилие– более сильная стадия навязывания.

Информационная борьба – борьба в условиях политических конфликтов, которая может принести победу даже без оружия.

Информационная безопасность– это состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене»).

Подходы к реализации этой формулы на практике:

  1. кто-либо закрывает каналы сведений для их защиты
  2. (предпочтительный, т. к. реалистичен и демократичен, хоть и более трудоёмок) установка разумного режима обмена информацией, в основе которого лежит баланс интересов граждан, организаций, коллективов и государства.

При таком подходе государство обеспечено национальной безопасностью, беспрекословностью судейства, неприкосновенностью государственной тайны, а общество соблюдает спокойствие и обстановку терпимости, предупреждает беспорядки и преступность.

Закон «О средствах массовой информации», ст. 4 о злоупотреблении свободой массовой информации. Условно от соблюдения этой статьи зависит безопасность государства и общества. Статья 51 того же закона развёрнута к интересам личности. Также проблема описывается в «Государственной доктрине информационной безопасности» (2000 год).

Закон об «Информации, информатизации и защите информации» описывает понятия информации (это сведения о событиях, людях и т. д.). Специальная глава – «Пользование информационными ресурсами». Информация: общедоступная, т. е. открытая (государственные информационные ресурсы) и с ограниченным доступом, т. е. охраняемая (государственная тайна и конфиденциальная информация).

Перечень тайн и секретовисчерпывающе представлен в нормативных документах; хранитель тайны обязан подтвердить, что действует законно; у закрытой информации неличного характера должно быть документальное подтверждение. К тайнам и секретам относятся личная, семейная, профессиональна, коммерческая, государственная тайны (закон «О государственной тайне»; Декларация о правах и свободах человека и гражданина 1991 года), а также служебная тайна - графа «ДСП» (ст. 139 Гражданского кодекса); журналистская, редакционная тайна (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации »«Конфиденциальная информация»).

 

23. Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации

Выборы (особенно всенародные, когда избирается Президент Российской Федерации или депутаты Госдумы) – замечательный информационный повод, который вряд ли может пропустить хоть одно СМИ.

Пример: более двух тысяч журналистов из почти 300 российских и зарубежных СМИ освещали выборы Президента Российской Федерации в 2008 году. В информационном центре «Выборы-2008» был аккредитован 2051журналист из 275 СМИ. В информационном центре присутствовали 1249 российских журналистов из 92 СМИ (11 радиостанций, 40 печатных изданий, 221 телекомпания и 20 информагентств и интернет-изданий). Из-за рубежа в информационный центр съехались 802 журналиста, представляющих 47 стран и 183 СМИ.

Более того, согласно смыслу статьи 49 Закона о СМИ журналист, освещающий выборы, исполняет свой общественный долг. Поэтому на основании указанной декларативной нормы в части 5 ст. 51 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, например, закреплены гарантии сохранения рабочего места журналистов, иных творческих работников, должностных лиц организации, осуществляющих выпуск СМИ, участвовавших в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы: данные лица не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и в течение одного года после ее окончания.

Данные гарантии не распространяются на указанных лиц в случае, если они участвовали в информационном обеспечении выборов с нарушением комментируемого Закона и Закона о гарантиях избирательных прав. Исключение также составляют случаи, когда на этих лиц наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание и взыскание не оспорено в суде либо суд признал наложение взыскания законным и обоснованным.

А если журналист сам захотел стать депутатом? .. В этом случае ему необходимо учитывать ограничение, предусмотренное пунктом 6 ст. 46 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ: «Журналистам, другим творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо уполномоченными представителями или доверенными лицами политических партий, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации».

Ст. 14 закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»; ст. 28 закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; ст. 9 и ст. 20 федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и ст. 21 федерального закона «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно; представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий и по своему усмотрению посещать избирательные участки в день голосования. Журналисты могут присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и на избирательных участках с момента его открытия и вплоть до окончания подсчета голосов и окончания оформления документов об итогах голосования и при отсутствии у них аккредитации при ЦИКе. С другой стороны, в ст. 81 Конституции и законодательстве о выборах говорится о тайном голосовании. Нарушение тайны голосования (голосование – процесс заполнения избирательных бюллетеней и опускание их в избирательную урну) является серьезным нарушением избирательных прав граждан, без согласия избирателя журналист не вправе снимать процесс голосования. Закон не говорит, в какой форме должно быть получено согласие, поэтому мы вправе предположить, что допустимо и письменное, и устное, и «молчаливое» согласие.