Декларация моей самоценности
Я – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что только Я выбрал это.
Мне принадлежит все, что есть во мне:
- мое тело, включая все, что оно делает;
- мое сознание, включая все мои мысли и планы;
- мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
- мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
- мой рот и все мои слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;
- мой голос, громкий или тихий, и все мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с самим собой. Я могу полюбить себя и подружиться с каждой частью себя. Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я подружился с собой и полюбил себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше разных вещей обо мне самом.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что некоторые части меня не вполне мне подходят. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим во мне, и сохранить то, что кажется во мне очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я – это замечательно.
Принята Международной ассоциацией гуманистической психологии.
Список рекомендуемой литературы
- Абрамова Г.А. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
- Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии. 1994. №10.
- Асмолов А.Г. ХХI век: психология и век психологии // Здравый смысл и достоинства в школе. М., 1998.
- Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского ун-та. Сер.: Психология. 1995. №1.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.
- Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. М., 1998.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
- Демина Л.Д. Социальные процессы в регионах экологического неблагополучия и проектирование деятельности социологов. Барнаул, 1996.
- Дружинин В.Ф. Психологическое образование – основа гуманитарного образования в ХХI веке // Развивающаяся психология – основа гуманитарного образования. М., 1998.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. СПб., 1994.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.
- Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. СПб., 1994.
- Здоровье. Развитие. Личность. СПб., 1990.
- Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.
- Куликов А.И. Роль идентификации с близнецом в психогенезе заболевания или "человек дождя" по-русски // Психологическая газета. 1996-1998.
- Культура чувств // Под ред. В. Толстых. М., 1991.
- Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.
- Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумия. М., 1982.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.
- Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. №5.
- Обозов Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
- Практическая психология образования. М., 1997.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной. Сиб., 1998.
- Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск, 1999.
- Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.
- Руководство практического психолога – психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровской. М., 1995.
- Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека. Проблема социального и психического здоровья: развитие и реабилитация жизненных сил человека // Под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. Барнаул, 1999.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3.
- Франкл В. Человек в поисках смыслов. М., 1995.
- Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1991.
- Хорни К. Самосознание. М., 1996.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности М., 1997.
- Школа и психическое здоровье учащихся // Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.
- Шмелев А.Г., Болдырева В.С. Психосемантика юмора и диагностика мотива // Мотивация личности. М., 1982.
- Шульц П. Философская антропология. Новосибирск, 1996.