Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ
На час отстанешь — в день не догонишь.
Календарным теплом не угреешься.
Русские поговорки
Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина
С самой глубокой древности человечество вело наблюдения над природными астрономическими явлениями, пытаясь найти точные и удобные единицы счета времени разной продолжительности и соотнести их между собой. Накопленные знания передавались потомкам, которые бережно сохраняли и, в свою очередь, расширяли и углубляли их, совершенствовали единицы летосчисления. Результаты освоения многими и многими поколениями людей астрономических и математических знаний для решения религиозных, хозяйственных, политических и культурных задач представлены в различных типах календарей.
В последней четверти XIX в. о юлианском календаре, которым в тот момент пользовались в России, профессор Киевского университета Ю. А. Кулаковский писал как об одной из совершенных календарных систем: «Этот календарь, над которым мы теперь так мало задумываемся как над предметом столь простым и всякому доступным, был результатом великих умственных подвигов целых тысяч поколений, обнимающих измеряемый десятками столетий процесс развития, который заключился той сравнительно совершенной формой, в какой мы его знаем».
Системы летосчисления в их развитии являются предметом изучения исторической хронологии — разделом науки хронологии. Другим разделом науки о времени является математическая хронология, которая, исследуя движение небесных тел, определяет точное астрономическое время.
Профессиональные интересы историков связаны с исторической хронологией, поскольку она как вспомогательная историческая дисциплина призвана помочь датировать факты прошлого по разнообразным календарным сведениям, сохранившимся в исторических источниках, и вписать эти факты в единую временную систему. Таким образом, перед исторической хронологией стоит важная методическая задача — разработать правила перевода дат, приведенных в разных системах летосчисления, на современную временную шкалу. Вместе с тем, чтобы осуществить эту вспомогательную функцию, историческая хронология изучает происхождение и развитие многочисленных систем счисления времени, осмысливает их историческую обусловленность, устанавливает соотношения между календарями.
Историческая хронология, решая свои задачи, использует результаты исследований в области естественных наук, данные источниковедения, археологии, языкознания, искусствоведения, этнографии и т.д.
К настоящему времени выявлен значительный комплекс археологических, лингвистических, астрономических, математических и этнографических фактов, помогающих ученым реконструировать процесс формирования представлений человечества о времени, восстановить зависимость практической деятельности людей от астрономических явлений на разных этапах исторического развития.
Реконструкции календарных систем прошлого базируются на космогонических и астральных мифах, вещественных, изобразительных, письменных исторических источниках разных народов и разных исторических периодов.
В разные исторические периоды способы сохранения хронологической информации были разными. Например, в дописьменный период эта информация передавалась изустно, запечатлевалась во многих обрядах, наносилась на бытовые предметы в виде орнаментов, символов, рисунков и т.д. Следы представлений о времени и его учета обнаруживаются на многих предметах материальной культуры: костяных пряжках, глиняных сосудах, украшениях, печатях и т.д. Расшифровка такой информации представляет сегодня определенные трудности. К вещественным источникам относятся также специальные инструменты для измерения времени и его учета, использовавшиеся в прошлом, и мегалитические сооружения (древнейшие обсерватории).
По сравнению с вещественными и изобразительными источниками в большем объеме информацию о более поздних календарях содержат письменные материалы. Они предоставляют, хотя и обрывочные, сведения о наименованиях единиц счета времени, способах учета времени, уже утраченных календарях, соотношениях некоторых из них с другими системами летосчисления и т.д.
Многочисленные следы применения календарей содержат древнерусские летописи, изучение которых показало необходимость восстанавливать календари как целостные системы и послужило в свою очередь импульсом для развития отечественной хронологии. Древнерусские системы летосчисления реконструируются на основе как переводных, так и оригинальных астрономических и хронологических сочинений. К числу переводных трудов относятся, например, ряд статей в Изборнике Святослава 1073 г. и анонимный позднеантичный трактат «Великого книжника антиохийского о каландах, идах и нонах», известный в русских списках XV—XVI вв. Важные календарные сведения сообщали Лунники (описывали движение Луны и способы вычислять фазы лунации), Толковая Палея и др.
В Древней Руси создавались и оригинальные сочинения, отражавшие календарные знания древнерусских людей. Автором первого такого сочинения «Учение им же ведати человеку числа всех лет» был Кирик-Новгородец, причастный к новгородскому летописанию в XII в. Ряд средневековых трактатов можно отнести к так называемым компутам — текстам по расчетам дат церковного календаря, которые возникли на Руси в конце XV в. в связи с ожидаемым в 1492 г. концом света. Авторы этих хронологических сочинений описывали способы расчета дат церковных праздников, затрагивали историю разных календарных систем и т.д. Среди таких произведений несколько сказаний «о скончании седьмой тысящи», «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы, «Начало пасхалии» новгородского архиепископа Геннадия, послания церковных иерархов и др.
Время от времени между астрономическими и природными явлениями, с одной стороны, и календарем, в соответствии с которым осуществлялась разнообразная деятельность людей, с другой, обнаруживались противоречия, нарушавшие течение религиозной, хозяйственной, политической жизни. На том или ином историческом отрезке эти противоречия разрешались по-разному с учетом уровня тогдашних знаний и представлений человечества о природе, времени и мире.
Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина заявила о себе в России в начале XVIII в., когда отечественная история приобретала статус науки со своими задачами и приемами исследования. Начало этой дисциплине положил В. Н.Татищев, который впервые обозначил некоторые вопросы изучения древнерусского календаря в связи с критикой исторических источников.
В первой половине XIX в., когда оформлялась отечественная наука о древностях (т.е. археология в широком понимании), внимание историков к хронологии заметно повысилось. Ее называли «светочем» исторической науки, поскольку она помогала решать важные прикладные задачи. Например, в связи с подготовкой к публикации большого числа средневековых письменных исторических источников и необходимостью их комментировать приобрел особое значение вопрос о переводе дат на современное летосчисление. Этот практический вопрос перерос в постановку научной проблемы о начале нового года в Древней Руси. Ее обсуждение носило характер дискуссии, в которой участвовали Петр Васильевич Хавский (1771 — 1876), Иван Дмитриевич Беляев (1810 — 1873), Вукол Михайлович Ундольский (1816—1864), Михаил Петрович Погодин (1800—1875) и другие.
В этот период было подготовлено большое количество справочников по хронологии, содержавших разнообразные таблицы, которые помогали историкам проверять даты источников, переводить их на современное летосчисление.
В дальнейшем работа над справочным материалом по хронологии продолжилась: усилиями математиков и астрономов таблицы были усовершенствованы и упрощены, предложены новые формулы для решения задач, поставленных в рамках исторической хронологии. Такие материалы были изданы Н. Горбачевским, Д. М. Перевощиковым (1788—1880), Дмитрием Ивановичем Прозоровским (1820—1894) и другими.
В 1830 г. ученые Петербургской академии наук впервые предложили перейти в России на западноевропейский григорианский календарь. Эта идея положила начало разработке проектов перехода на новое для России летосчисление. В российском обществе, в том числе и в среде ученых, продолжалось обсуждение этого вопроса в течение второй половины XIX — начала XX в. Среди участников дискуссии были и защитники, и оппоненты этой идеи. Итогом обсуждения стало появление обзорных работ, посвященных характеристике юлианского и григорианского календарей, их достоинствам и недостаткам.
В этот же период ученые стали рассматривать проблемы, связанные с историей дохристианского календаря у восточных славян, а также практикой использования юлианского календаря в первые столетия после принятия Русью христианства, их соотношением, стилями календарных систем, источниками хронологических знаний в Древней Руси. Разработкой конкретных вопросов древнерусской хронологии занимались Д. И. Прозоровский, Н.В. Степанов, Д.О. Святский. Авторами были высказаны гипотезы о существовании у восточных славян в дохристианский период лунно-солнечного календаря, установлены древнерусская календарная терминология и единицы счета времени и т.д.
Переход на григорианский календарь был осуществлен в Советской России в 1918 г. Календарная реформа вызвала новую волну общественного интереса к прошлому календарей и их устройству.
Научные знания в области исторической хронологии, накопленные в течение более чем двух столетий, стали использоваться при подготовке специалистов исторического профиля. В 1930-х гг. в вузах были введены учебные курсы по вспомогательным историческим дисциплинам, где присутствовала и историческая хронология. В курсе исторической хронологии, подготовленном Н. В. Устюговым в Московском историко-архивном институте и изданном в 1939 г., были сформулированы ее задачи на новом этапе развития вспомогательных дисциплин. В 1944 г. увидело свет пособие Л. В.Черепнина. Впоследствии по мере расширения круга проблем, которыми занимались ученые, уточнялись содержание и структура учебных пособий по исторической хронологии. Во второй половине XX в. такие учебные пособия были подготовлены Е. И. Каменцевой (1-е изд. — М., 1967; 2-е изд. — М., 2003), Игорем Петровичем Ермолаевым (1-е изд. — Казань, 1980; 2-е изд., перераб. — Казань, 2004).
Начатое еще в XVI11 в. изучение летописей как источников хронологической информации в советское время было продолжено Николаем Георгиевичем Бережковым (1886— 1956), обосновавшим существование в Древней Руси нескольких стилей, т.е. новолетий.
В советский период изучались системы летосчисления народов, проживавших на территории СССР, прежде всего мусульманский и тюрко-монгольский календари.
Особенностью развития исторической хронологии в последние десятилетия является расширение ее источников. Если в XVIII — первой половине XX в. для хронологов главным письменным источником были летописи, актовый материал, то в последние десятилетия XX в. для решения ряда хронологических задач привлекаются разнообразные памятники древнерусской книжности, обеспечивавшие богослужение и содержащие календарные сведения.
Обращение историков к этим источникам показало, что многие вопросы, ранее казавшиеся решенными, в свете новых исследований требуют более углубленного исследования. Это касается, в частности, вопроса об использовании восточнославянскими племенами лунно-солнечного календаря, вопроса о стилях древнерусского календаря и др. Постановку этих и новых вопросов, связанных с исторической хронологией, обусловливает и расширение методического арсенала дисциплины, например, за счет компьютерных программ, способных рассчитывать и описывать астрономические явления средневековой эпохи.