Практические задания
ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МНОЖЕСТВА ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Практические задания
1. Прочитайте записи: , . Приведите примеры множеств А и В, удовлетворяющих этим условиям.
2. Придумайте множества С и D, для которых выполняются условия: 1) и ; 2) и .
3. Используя теоретико-множественную трактовку отношения «меньше», покажите, что: 1) 4 < 5; 2) 0 < 2.
4. Сравните числа и , если: 1) ; 2) и .
5. Как, используя теоретико-множественный подход к числу, объяснить, что 4 =4?
6. Найдите , и , если: 1) , ; 2) , ; 3) , ø.
7. Используя определение суммы целых неотрицательных чисел, покажите, что: 1) ; 2) , 3) .
8. Может ли сумма двух целых неотрицательных чисел быть равной: 1) одному из слагаемых; 2) нулю?
9. Установите, на основании каких законов сложения произведены нижеприведённые преобразования:
1) ;
2) ;
3) .
10. Найдите значение выражения и объясните, какие законы сложения были при этом использованы:
1) ;
2) .
11. Как изменится сумма, если: 1) одно из слагаемых увеличить на 2; 2) одно из слагаемых увеличить в 2 раза; 3) каждое из двух одно из слагаемых увеличить на 2; 4) каждое из двух одно из слагаемых увеличить в 2 раза? Высказанные предположения докажите в общем виде.
12. Найдите , и , если , а его подмножество: 1) ; 2) ; 3) ø.
13. Используя теоретико-множественное определение разности целых неотрицательных чисел, покажите, что: 1) ; 2) , 3) .
14. Может ли разность двух целых неотрицательных чисел быть равной: 1) уменьшаемому; 2) вычитаемому; 3) нулю?
15. Какими способами можно найти разность: 1) ; 2) ?
16. Объясните, какие теоретические положения лежат в основе следующих преобразований: 1) ;
2) .
- Как изменится разность, если уменьшаемое и вычитаемое одновременно увеличить на одно и тоже число? Высказанное предположение докажите.
18. Найдите , и , если , а множество: 1) ; 2) ; 3) ø.
19. Используя теоретико-множественное определение произведение целых неотрицательных чисел, покажите, что: 1) ; 2) , 3) .
20. Может ли произведение двух целых неотрицательных чисел быть равным: 1) одному из них; 2) каждому из них; 3) нулю?
21. Установите, на основании каких законов умножения произведены преобразования: 1) ; 2) .
22. Вычислите значение выражения, используя дистрибутивность умножения относительно сложения: 1) ; 2) ; 3) .
23. Как изменится произведение двух целых неотрицательных чисел, если один из множителей: 1) увеличить на 2; 2) увеличить в 2 раза?
24. Используя определение частного чисел, покажите (двумя способами), что: 1) ; 2) .
25. Как изменится частное, если: 1) делимое и делитель умножить на одно и тоже число; 2) делимое увеличить в k раз; 3) делитель увеличить в t раз?
26. Можно ли: 1) разделить на нуль число, отличное от нуля; 2) нуль разделить на число, отличное от нуля; 3) нуль разделить на нуль? Почему?
27. * Приведите примеры заданий из учебников математики для начальных классов, в которых: а) натуральное число выступает как количественное; б) отношение «меньше» для натуральных чисел рассматривается с теоретико-множественных позиций.
28. * Обоснуйте выбор действия при решении следующих задач:
1) Несколько девочек участвовали в танце. Три из них были в белых юбочках и три – в синих. Сколько девочек участвовало в танце?
2) Пете осталось полить 2 грядки, а Мише 3 грядки. Сколько грядок осталось полить мальчикам?
3) У Коли было 5 марок, а у Феди – на 3 марки больше. Сколько марок было у Феди?
4) На тарелке лежало 5 яблок. Их было на 3 меньше, чем груш. Сколько груш лежало на тарелке?
5) У Саши было 10 книг. Две книги он подарил товарищу. Сколько книг осталось у Саши?
6) На верхней полке 9 книг, а на нижней 5. На сколько книг больше на верхней полке, чем на нижней?
7) На верхней полке 9 книг, их на 5 больше, чем на нижней. Сколько книг на нижней полке?
8) Сколько кроликов разместили в 6 клетках, если в каждую поместили по 2 кролика?
9) На верхней полке 4 книги, это в 3 раза меньше, чем на нижней. Сколько книг на нижней полке?
10) В трёх коробках 18 карандашей. Сколько карандашей в одной коробке?
11) В одной коробке 12 карандашей, их в 3 раза больше, чем в другой. Сколько карандашей во второй коробке?
Тесты по теории
1. Укажите неверное утверждение: «Натуральное часло а – это …»
А)число элементов в множестве А, получаемое при счёте | Б)общее свойство класса конечных равномощных множеств | В)общее свойство класса конечных неравномощных множеств |
2. а < в в том и только в том случае, когда:
А) , где ø | Б) , где ø. | В) |
3. Сложение целых неотрицательных чисел связано с …
А)объединением конечных непересекающихся множеств | Б)объединением равночисленных попарно непересекающихся множеств | В)дополнением множества |
4. Вычитание целых неотрицательных чисел связано с …
А)объединением конечных непересекающихся множеств | Б)дополнением множества | В)разбиением множества на попарно непересекающиеся подмножества |
5. Умножение целых неотрицательных чисел связано с …
А)дополнением множества | Б)объединением равночисленных попарно непересекающихся множеств | В)разбиением множества на попарно непересекающиеся подмножества |
6. Деление целых неотрицательных чисел связано с …
А)объединением конечных непересекающихся множеств | Б)дополнением множества | В)разбиением множества на попарно непересекающиеся подмножества |
7. Укажите верное утверждение: « где Ø»
А) | Б) | В) |
8. Укажите верное утверждение: « где »
А) | Б) | В) |
9. Укажите верное утверждение: « , где » и множества попарно не пересекаются»
А) | Б) | В) |
10. Укажите верное утверждение: «число элементов в каждом подмножестве разбиения множества А, если , в – число подмножеств, есть…»
А) | Б) | В) |
Тесты по практике
1. Для множества верно, что:
А) | Б) | В) |
2. Пусть . Для множеств и верно, что:
А) | Б) | В) |
3. Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
4. Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
5. Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
6. Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
7. Пусть . Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
8. Пусть . Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
9. Пусть . Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
10. Пусть . Для множеств ; и верно, что:
А) | Б) | В) |
НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИН
Практические задания
1. О каких величинах идёт речь в следующих предложениях:
а) В одной коробке 25 яблок, а в другой 30 яблок.
б) 15 яблок дороже, чем 8 груш.
в) В одном ящике 20 кг овощей, а в другом 12 кг овощей.
2. Назовите величины и объекты, о которых говорится в задаче:
а) За тетради заплатили х р., а за карандаши на у р. больше. Сколько стоили карандаши ?
б) Мешок лука тяжелее ящика с картофелем на 5 кг. Какова масса мешка лука, если масса ящика с картофелем х кг ?
в) На первой полке стояло 12 книг. На второй на 5 книг больше, а на третьей на 3 книги меньше, чем на первой полке. Сколько книг стояло на трёх полках?
3. Разбейте на классы тремя способами следующие величины, в каждом случае укажите основание классификации:
А – высота дерева; В – 16 кг; С – масса доски; D – 25 см; Е – возраст дерева; | М - площадь доски; N – 13с; К – 26 см; L – длина верёвки; Р – толщина доски. |
4. Имеются два куска проволоки. Каким образом можно сравнить их длины, не прибегая к измерению? Какими могут быть результаты сравнения?
5. Какие из данных величин можно сравнить между собой:
1500 м; 3 ц; | 2,5 км; 1 км 500 м; | 18 штук; 299 кг; | 8 десятков; 18 пар. |
6. Сравните величины:
а) 56 мин и ; б) и ; | в) 1,5 см и ; г) и 1250 г. |
7.
В |
А |
а) ; | в) ; | ||
б) | г) . |
8. Назовите величины, о которых говорится в задаче, и действия с ними, которые будут выполнены в процессе решения:
а) В ящике было 24 кг апельсинов. Сначала из него взяли 5 кг, а потом в 3 раза больше, чем в первый раз. Сколько апельсинов осталось в ящике?
б) Для вышивания первого узора нужно 24 м ниток, для второго в 6 раз меньше, а для третьего на 16 м больше, чем для первого. Хватит ли 7 катушек для вышивания всех узоров, если в каждой катушке по 10 м ниток?
9. Назовите стандартные единицы, с помощью которых можно измерить величины, указанные в таблице. Запишите их.
длина | масса | ширина | объём | время | высота | Количество |
10. Назовите объект, его величину, численное значение и единицу измерения величины в каждом из следующих предложений:
а) В коробке 8 кг яблок.
б) Глубина оврага 2 м.
в) Площадь садового участка 6 соток.
г) В сервизе 6 тарелок.
д) Рост девочки 1 м 20 см.
11. При изменении различных величин получили: 6 см, 6 см2, 6 см3, 6 г, 6 с. Какие величины измеряли ? Что показывает в каждом случае число 6?
12. Найдите длину отрезка AD в сантиметрах, если известно, что он состоит из отрезков AB, BC, CD, и:
а) , , ;
б) , , .
13. Какой смысл имеет натуральное число 7, если оно получено в результате измерения: а) длины отрезка; б) площади фигуры; в) массы тела?
14. Верно ли, что при увеличении единичного отрезка в к раз соответствующие численные значения длин отрезка уменьшаются во столько же раз?
15. * Обоснуйте выбор действия при решении следующих задач:
12) В куске было несколько метров шёлка. После того как отрезали12 м, в куске осталось 18 м. Сколько метров шёлка было в куске?
13) Длина голубой ленты 57 см. Розовая лента длиннее голубой на 12 см. найдите длину розовой ленты.
14) Когда Миша заплатил 7 к. за линейку и 2 к. за карандаш, у него осталось столько денег, сколько он израсходовал. Сколько денег было у Миши?
15) Дом имел высоту 7 м 20 см. Потом его надстроили на 4 м 90 см. Какой высоты стал дом?
16) Рост мальчика 97 см, а девочки 86 см. На сколько сантиметров мальчик выше девочки?
17) Батон весит 350 г. Он на 150 г тяжелее булочки . Сколько весит булочка?
18) От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, а потом ещё 4 дм. Сколько дециметров проволоки осталось?
19) В одной корзине 5 кг яблок. Сколько килограммов яблок в трех таких корзинах?
20) Стакан чая стоит 60 к. Сколько стоят 4 стакана чая?
21) За один день Саша прочитывает 4 страницы книги. Сколько страниц в книге, если Саша прочитал её за 6 дней?
22) Масса шести пакетов муки равна 12 кг. Какова масса одного пакета?
23) Ширина реки 18 м, а ширина ручья 2м. Во сколько раз река шире ручья?
24) На садовом участке посадили 15 кустов смородины по 5 кустов в каждом ряду. Сколько было рядов?
25) С трёх овец настригли 18 кг шерсти. Сколько шерсти можно получить с 5 таких овец?
26) В пятиэтажном доме 80 квартир. На каждом этаже в подъезде по 4 квартиры. Сколько подъездов в этом доме?
27) Когда из гаража выехали 18 машин, в нём осталось машин в 3 раза меньше, чем было. Сколько машин было в гараже?
16. * Нижеприведённые задачи решите различными способами; для каждой задачи приведите графическую иллюстрацию и укажите наиболее рациональный способ решения:
1) Стол в 9 раз дороже стула. Вместе они стоят 400 р. Сколько стоит стул?
2) Из села в город можно пройти по шоссе или по просёлочной дороге. Шоссе длиннее просёлочной дороги в 3 раза. Чему равен путь по шоссе от села до города, если путь по просёлочной дороге короче пути по шоссе на 6 км?
3) Школьник купил 8 почтовых конвертов и при оплате получил 3 р. сдачи. Если бы он решил купить 11 конвертов, то у него не хватило бы 9 р. Сколько стоил один конверт?
Тесты по теории
1. Скалярной величиной называется величина, которая определяется…
А)любыми численными значениями | Б)положительными численными значениями | В)отрицательными численными значениями |
2. Особое свойство объектов есть…
А) величина | Б) численное значение величины | В) мера величины |
3. Величины, которые выражают одно и то же свойство объектов называются…
А)разнородными | Б) однородными |
4. В утверждении: «Измерить величину А – это значит найти такое положительное действительное число х, что » численным значением величины является
А) А | Б) х | В) Е |
5. В утверждении: «Измерить величину А – это значит найти такое положительное действительное число х, что » единицей измерения является
А) А | Б) х | В) Е |
6. Отрезок х состоит из отрезков ,если он является их … и никакие два из них не имеют внутренних общих точек, хотя и могут иметь общие концы.
А) разностью | Б) пересечением | В)объединением |
7. Если отрезок х состоит из отрезков y и z и длины отрезков y и zвыражаются натуральными числами, то мера длины отрезка х равна … мер длин его частей.
А) сумме | Б) разности | В) произведению |
8. Если отрезок х состоит из отрезков y и z и длины отрезков y и z выражаются натуральными числами, то мера длины отрезка z равна … мер длин отрезков х и y
А) сумме | Б) разности | В) произведению |
9. Если отрезок х состоит из а отрезков, длины которых равны Е, а отрезок длины Е состоит из b отрезков, длины которых равны , то мера длины отрезка х при единице длины равна …
А) | Б) | В) |
10. Если отрезок х состоит из а отрезков, длины которых равны Е, а отрезок длины состоит из в отрезков, длины которых равны Е, то мера длины отрезка х при единице длины равна …
А) | Б) | В) |
Тесты по практике
1. В задаче: « За тетрадь заплатили 10 р., а за карандаши на 2 р. меньше . Сколько стоили карандаши?» тетради и карандаши являются
А)объектами | Б)величинами | В)численными значениями |
2. В задаче: « За тетрадь заплатили 10 р., аза карандаши на 2 р. меньше . Сколько стоили карандаши?» стоимость является
А)объектом | Б)величиной | В)численным значением |
3. В задаче: « За тетрадь заплатили 10 р., а за карандаши на 2 р. меньше . Сколько стоили карандаши?» 10р. и 2р. являются
А)величинами | Б)численными значениями | В)единицами измерения |
4. В задаче: « За тетрадь заплатили 10 р., а за карандаши на 2 р. меньше . Сколько стоили карандаши?» рубль является
А)величиной | Б)численным значением | В)единицей измерения |
5. Укажите однородные величины
А)длина стола, длина комнаты | Б)длина стола, площадь стола | В)длина стола, площадь комнаты |
6. Укажите верную запись длины отрезка
Х
Е Е1
А) Х = 6Е1 | Б)Х = 3Е1 | В)Х = 3Е |
7. Укажите верную запись длины отрезка
Х
Е Е1
А) Х = ( )Е1 | Б) Х = ( )Е1 | В)Х = ( )Е |
8. Укажите решение задачи по вспомогательной модели:
Морковь 3кг
2кг
Картофель
?
А) | Б) | В) |
9. Укажите решение задачи по вспомогательной модели:
Морковь ?
2кг
Картофель
5кг
А) | Б) | В) |
10. Укажите решение задачи по вспомогательной модели:
Морковь ?
Картофель
6кг
А) | Б) | В) |