Параллельная работа синхронных генераторов
Объясните, как осуществить вручную распределение активной и реактивной мощностей между параллельно работающими синхронными генераторами (СГ).По каким приборам можно судить об активной и реактивной мощности работающих СГ? Каким требованиям должны удовлетворять статические характеристики первичных двигателей и СГ?
В СЭЭС предусматривают как автономную, так и параллельную работу ГА.
При автономной работе генераторы работают на отдельные, не связанные между собой секции шин ГРЩ, от каждой из которых получает питание отдельная группа потребителей электроэнергии.
При параллельной работе ГА подключают к общим шинам ГРЩ, от которых получают питание потребители электроэнергии.
При изменении суммарной нагрузки на шинах ГРЩ изменяют количество параллельно работающих генераторов с тем, чтобы нагрузка каждого генератора составляла 60—90% номинальной.
Различают длительную и кратковременную параллельную работу генераторов. Последнюю предусматривают на время перевода нагрузки с одного генератора на другой.
Режим параллельной работы ГА обладает следующими достоинствами:
обеспечивается работа каждого ГА при наивысших значениях к. п. д.;
не допускается работа ДГ при нагрузках менее 30% номинальной для предотвращения чрезмерного изнашивания деталей и повышения удельного расхода топлива;
обеспечивайся большая надежность СЭЭС, так как при дроблении установленной мощности между несколькими ГА уменьшается вероятность отказа всей системы электроснабжения в целом;
возможен перевод нагрузки с одного генератора на другой без перерыва питания потребителей;
снижаются колебания напряжения и частоты судовой сети при изменении нагрузки потребителей электроэнергии;
обеспечивается возможность ремонта или профилактики части ГА с сохранением электроснабжения судна исправными агрегатами.
К основным недостаткам параллельной работы генераторных агрегатов относят:
увеличение токов к. з. в СЭЭС и соответствующее повышение требований к разрывной способности коммутационной и защитной аппаратуры, установленной на ГРЩ;
необходимость решения задач, связанных с обеспечением соответствующего распределения нагрузки между генераторами и устойчивости их работы.
Параллельная работа синхронных генераторов
Условия параллельной работы СГ отличаются от условий параллельной работы генераторов постоянного тока. У последних разность ЭДС вызывает появление уравнительного тока, в результате чего один генератор нагружается большим, а другой — меньшим током нагрузки, а в соответствии с этим распределяются и мощности, развиваемые генераторами. У СГ разность ЭДС также вызывает появление уравнительных токов. Так, например, если Е1>Е2, где Е1 и Е2 — ЭДС соответственно первого и второго генераторов, то в замкнутом контуре, образованном обмотками статоров обоих генераторов, появится разностная ЭДС DЕ=Е1-Е2 (рис. 110),
вектор которой направлен в сторону вектора Е1. ЭДС DЕ вызовет уравнительный ток Iур. Если пренебречь активным сопротивлением обмоток статоров, которое значительно меньше индуктивного сопротивления, то
где X1 и Х2 — синхронные индуктивные сопротивления соответственно первого и второго генераторов.
Вектор тока Iур отстает по фазе от ЭДС DE и ЭДС E1 на 90° и опережает на тот же угол ЭДС E2.
Таким образом, ток Iур является индуктивным для генераторов с большей ЭДС и, создавая продольно-размагничивающую реакцию статора, стремится уменьшить эту ЭДС. Наоборот, для генератора с меньшей ЭДС ток Iур является емкостным и подмагничивает машину, увеличивая ее ЭДС. Тем самым ток Iур стремится выровнять ЭДС параллельно работающих генераторов.
Поскольку уравнительные токи СГ являются реактивными, то они практически не нагружают первичные двигатели и тем самым не влияют на активную мощность, развиваемую генераторами. Следовательно, воздействием на токи возбуждения генератора можно перераспределять лишь реактивную нагрузку.
Активные нагрузки распределяются между параллельно работающими ГА изменением подачи топлива или пара приводных двигателей. При этом изменяются момент на валу ГА и соответственно частота вращения.
Достаточно точное распределение активных нагрузок достигается при совпадении скоростных характеристик w=f(P) приводных двигателей ГА. Добиться совпадения характеристик в точке, соответствующей данной нагрузке, можно либо изменением угла наклона характеристики, либо изменением уставки регулятора частоты вращения двигателя. В последнем случае характеристика перемещается параллельно самой себе. Полного совпадения характеристик практически добиться невозможно, поэтому при изменении нагрузки для совпадения характеристик в точке, соответствующей новой мощности, уставки регуляторов, как правило, приходится изменять.
Рассмотрим распределение активных нагрузок между параллельно работающими СГ с различным наклоном скоростных характеристик. Следует заметить, что неравномерность распределения активной нагрузки между генераторами тем больше, чем меньше наклон их скоростных характеристик (рис. 111).
Однако значительно увеличить наклон характеристик нельзя, так как при этом возрастает зависимость частоты вращения ГА от нагрузки. Обычно частота вращения приводных двигателей ГА с ростом нагрузки от нуля до номинального значения снижается не более чем на 3—5 % поминального значения.
Как видно из рис. 111, скоростная характеристика генераторного агрегата ГА1 имеет меньший наклон, а характеристика ГА2— больший. При частоте вращения n1 обоих генераторных агрегатов активная нагрузка одного равна Р1, другого — Р2. При изменении частоты вращения до значения n2 нагрузка генераторного агрегата ГА1 составит P1¢= Р1 + DР1, а ГА2—соответственно P2¢= Р2 + DР2.
Приращение мощности DР определяется из треугольников авс, a'в'c':
.
Коэффициент статизма kc находится по выражению
,
где nхх и nном—частоты вращения ГА соответственно при холостом ходе и номинальной нагрузке.
Таким образом, неравномерность распределения активной нагрузки обусловлена разностью частот вращения генераторов и коэффициентов статизма скоростных характеристик. Для достижения равномерного распределения активных нагрузок на ГРЩ или ПУ предусмотрен переключатель, воздействующий на серводвигатель регулятора частоты вращения, который обеспечивает изменение подачи топлива или пара; для более нагруженного ГА необходимо уменьшить подачу топлива, а для менее нагруженного — увеличить.
Регуляторы частоты вращения должны поддерживать частоту вращения ГА: в установившихся режимах ±2,5—3 % номинальной при изменении нагрузки от 0 до 100 %; в переходных режимах ±5—6% при внезапном включении 100% нагрузки с восстановлением ее через 5 с. Неравномерность распределения нагрузок не должна превышать ±10% номинальной мощности генератора при изменении суммарной нагрузки от 0 до 100 %.
Равномерное распределение нагрузки между параллельно работающими СГ без подрегулировки осуществимо только при полном соответствии как внешних характеристик генераторов, так и скоростных характеристик первичных двигателей.
Рассмотрим, как можно улучшить распределение токов при параллельной работе генераторов с системами прямого компаундирования. СГ с прямым компаундированием по своим свойствам близки к компаундным генераторам постоянного тока. У последних, как уже отмечалось, для уменьшения уравнительных токов при параллельной работе применяют уравнительные соединения, обеспечивающие пропорциональное распределение тока нагрузки, проходящего по компаундным обмоткам, независимо от распределения его между роторами машин. Для пропорционального распределения тока нагрузки, проходящего через токовые обмотки трансформаторов, в системах компаундирования СГ можно использовать аналогичные схемы. При этом уравнительные соединения вводятся между обмотками статоров СГ и последовательными обмотками трехобмоточных трансформаторов. В этом случае обеспечивается вполне удовлетворительное распределение реактивной нагрузки между генераторами. Однако такая схема применима только для однотипных систем компаундирования с одинаковыми параметрами и внешними характеристиками, кроме того, она требует дополнительных контактов у коммутационных аппаратов в цепи уравнительных соединений.
Практическое распространение для распределения реактивных токов имеют схемы с уравнительными соединениями в роторных цепях СГ и схемы с дополнительными устройствами, воздействующими на корректоры напряжения, если они предусмотрены в системе.
В первом случае уравнительные соединения вводятся между кольцами роторов машин (рис. 112), благодаря чему выравниваются напряжения на кольцах. Составляющая тока нагрузки генераторов, таким образом, повышает напряжение на кольцах не одного, а всех параллельно работающих генераторов на одну и ту же величину. Подобная схема применима лишь в том случае, когда напряжение возбуждения у всех генераторов одинаково, что обычно имеет место при параллельной работе генераторов равной мощности с идентичными внешними характеристиками. Уравнительные соединения между кольцами машин (на стороне постоянного тока) могут быть заменены уравнительными соединениями между выходными обмотками компаундирующих трансформаторов (на стороне переменного тока).
Генераторы разной мощности чаще всего имеют и различные напряжения возбуждения. В этом случае для правильного распределения нагрузки применяются дополнительные обмотки L4 (рис. 113) на компаундирующих трансформаторах с одинаковыми выходными напряжениями, соединяемые между собой уравнительными проводами.
В системах компаундирования СГ, имеющих корректоры напряжения, нагрузки выравниваются путем воздействия на последние.
Например, уменьшение уравнительных реактивных токов возможно путем некоторого увеличения статизма внешних характеристик генераторов (рис. 114). При включении дополнительного сопротивления R в цепь, питающую корректор напряжения КН, напряжение на зажимах корректора будет равно геометрической сумме напряжений DUAB и DUR .
При активном токе в фазе С напряжение DUR совпадает по фазе с напряжением Uс и оказывается сдвинутым на угол, близкий к 90°, по отношению к напряжению DUAB (рис. 114). Результирующее напряжение DUA1B мало отличается от напряжения DUAB и поэтому активная составляющая тока нагрузки практически не влияет на напряжение, подводимое к корректору напряжения.
При реактивном токе нагрузки напряжение DUR будет сдвинуто на 900 относительно напряжения Uс и совпадает по фазе с линейным напряжем UАВ. Результирующее напряжение UА2В будет равно алгебраической сумме напряжений UАВ и DUR т.е. напряжение на зажимах корректора КН возрастет. Это приведет к подмагничиванию трансформатора возбуждения, снижению напряжения на зажимах генератора, увеличению наклона его внешней характеристики, что в свою очередь приведет к уменьшению реактивных уравнительных токов. К недостатку этой схемы можно отнести увеличение отклонений напряжений генераторов от их номинального значения.
На рис. 115 приведена схема не имеющая данного недостатка. В этой схеме вторичные обмотки трансформаторов тока соединены последовательно и замкнуты накоротко при параллельной работе генераторов. Поэтому при одинаковых токах нагрузки у каждого генератора напряжения на этих обмотках равны нулю. а при разных токах нагрузки не равны нулю и воздействуют на корректоры напряжения своих генераторов, способствуя выравниванию реактивной нагрузки между генераторами.