Ответственность сторон.

Права туриста как потребителя туруслуг защищаются специальным Законом об основах туристской деятельности, а также нормами ФЗ «О защите прав потребителя» и соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ. Тем не менее, как показывает практика, права туриста со стороны турфирм нередко нарушаются.

 

 

На основании ст.10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», ст. 32 ФЗ «О защите прав потребителей» и ст. 782 ГК РФ заказчик (турист) может расторгнуть договор в одностороннем порядке в любое время, а возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон/'' При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать двух размеров стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии. В случае неудовлетворения претензии турист может обратиться с жалобой в соответствующий орган государственного управления сферой туризма или с исковым заявлением в суд.

Действующее законодательство устанавливает юридическую ответственность туристской фирмы в следующих случаях.

1. Если предоставлена неполная или искаженная информация (ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей»), что повлекло:

а) убытки, т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч.2 ст. 15 ГК РФ).

б) причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя.

2. Если нарушены сроки оказания услуг. В этом случае право туриста:

а) назначить новый срок для исполнения обязательств (при этом соглашение о переносе срока оказания услуг должно быть оформлено письменно и подписано двумя сторонами);

б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

г) расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков в связи с нарушением сроков начала и окончания тура. В соответствии со ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей» возмещение убытков должно быть осуществлено в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. В случае нарушения установленных сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день

3. Если туристом выявлены недостатки в оказании услуг. Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

б) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований туриста о безвозмездном устранении недостатков или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуг. В соответствии со ст. ЗЗО ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор (турист) не обязан доказывать причинение ему убытков.

Турист вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Турист вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в 10-дневный срок.

Цена оказанной услуги, возвращаемая потребителю при расторжении договора об оказании услуги, а также учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, определяется, исходя из стоимости услуги на день предъявления требования потребителя, в случае понижения цены - на день покупки путевки.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги или в ходе оказания услуги, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии оказанной услуги в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги.

В соответствии с действующим законодательством турист может осуществить защиту своих прав следующим образом:

· в претензионном порядке (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»);27

·в порядке прокурорского надзора (ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

·в порядке обращения в специально уполномоченные органы (органы лицензионного контроля, органы внутренних дел - отделы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями);

·в судебном порядке (ст.46 Конституции РФ, ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст.17 ФЗ «О защите прав потребителей»).

Аналогичным образом должна действовать и турфирма, если противоправные действия осуществляются со стороны туристов.