Документальный (любые зафиксированные знания, которые могут быть использованы для справок, изучения, доказательств)

Для знакомства с документами следует получить разрешение автора, о котором стоит отметить в публикации. Так же в публикации надо проводить разграничение между документом и данной ему оценкой.

30. Регулирование отношений СМИ с обществом и государством

В России складывается ситуация, когда в условиях отсутствия четко закрепленных рамок свободы слова и массовой информации, связанных с необходимостью воспитания, защиты нравственности, психического здоровья и психологического состояния народонаселения, в том числе несовершеннолетних, а также при отсутствии механизма защиты этих прав и надлежащего контроля со стороны общества и государства деятельность СМИ, а также информация, представляемая ими, не отвечают интересам сохранения и укрепления жизнеспособности страны. Опасность заключается в том, что формирование массового сознания и мнения становится исключительно прерогативой средств массовой коммуникации. Фактически они осуществляют контроль духовной и интеллектуальной жизни общества. При этом государство добровольно отстраняется от формирования информационной политики, от защиты высших ценностей Российского государства в части обеспечения нравственности и здоровья человека.

 

Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. При этом часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 29 и часть 3 статьи 55 устанавливают допустимые ограничения этой свободы. Из этих предписаний, в частности, следует, что свобода слова и свобода массовой информации не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 70-О). Вместе с тем, размытость конституционной нормы влечет за собой отсутствие четких, закрепленных федеральным законом ограничений этой свободы, направленных на защиту нравственности и т. п., а также мер ответственности и механизма привлечения к ответственности, что не позволяет в должной степени реализовывать конституционные нормы.

 

Деятельность средств массовой информации регламентируется, в основном, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации». Закон содержит запрет на злоупотребление свободой массовой информации, однако перечень таких злоупотреблений неоправданно узок (экстремистские материалы, клевета, разглашение конфиденциальной информации, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и еще несколько), а эффективного механизма контроля соблюдения СМИ указанных требований Закон не закрепляет.

 

Несмотря на то, что в структуре федеральных органов исполнительной власти существует специализированный орган по соблюдению законодательства о СМИ — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России, — ее полномочия в сфере надзора за соблюдением нравственности и здоровья граждан четко не определены и в должной степени не исполняются. Издательская деятельность (не периодическая) и ограничения в отношении пределов ее свободы должным образом не регламентируются, за исключением запретов, аналогичных для СМИ. Размещение информации в Интернете российским законодательством не урегулированы вообще.

Одно из направлений законодательного регулирования СМИ – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: прямое государственное управление, косвенное управление и контроль через специальные государственные органы.

Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их. Французский Закон о свободе коммуникации предусматривает, что государственное руководство радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникации и свободам, которая представляет собой независимый административный орган из 13 членов, назначенных декретом. Финансируется она из государственного бюджета. Председатель комиссии вправе обращаться в суд от имени государства. Комиссия, в частности, выдает разрешения на эксплуатацию сетей кабельного радиовещания и телевидения на территории коммун или их союзов.

Косвенное государственное управление осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензию. Имея определенные рычаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Корпорации автономны в финансовой сфере и являются юридическими лицами. Государство не вмешивается в их текущую деятельность, а держатели лицензий находятся под опекой специализированных органов.

Французский Закон о свободе коммуникации устанавливает, что государству принадлежит весь капитал национальных обществ программ телерадиовещания, осуществляющих функции публичной службы на территории страны. Уставы их утверждаются декретом. Правительство может в любое время предложить национальным обществам включить в программу и распространить любое заявление или сообщение.

Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами. Упомянутый выше Всепольский совет радиовещания и телевидения имеет своей задачей стоять на страже свободы слова, реализации права граждан на информацию, а также общественного интереса в радиовещании и телевидении. Члены этого Совета назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом, он может издавать распоряжения и постановления, имеющие подзаконный характер.

Экономическим средством воздействия на СМИ со стороны государства служит регулирование публикации рекламы частных предприятий. Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В США правом регулировать публикацию рекламных передач наделены такие государственные органы, как Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия, Федеральное управление внутренних доходов.

В периоды избирательных кампаний в Великобритании запрещается покупать эфирное время для рекламирования кандидатов, в США установлены ограничения рекламных расходов на эти цели, иногда политическим партиям ограничивается доступ к эфиру и т.

Государство воздействует на СМИ, также предоставляя определенные льготы или лишая их. Такие льготы заключаются, например, в освобождении от подоходного налога поступлений от продажи политических газет и журналов, в снижении или освобождении от налога на счета типографий за верстку и тиражирование политических, образовательных и профсоюзных газет (Италия), установление льготных тарифов издателям при перевозке бумаги и печатной продукции, при использовании почтовой, телеграфной и телефонной связи (США, Великобритания).

В ряде стран на СМИ возлагается обязанность представлять информацию о своих финансах, причем обязанность эта порой возводится на конституционный уровень. Так, ч. 9 ст. 14 Конституции Греции гласит, что закон может предусмотреть опубликование источников финансирования газет и периодических изданий. Сходное положение содержит ч. 5 ст. 30 Конституции Румынии, согласно которой закон может обязать СМИ публично сообщать об источниках своих средств.

Государственный контроль над СМИ проявляется и в виде ограничений деятельности СМИ при чрезвычайных условиях. Французский Закон о чрезвычайном положении 1955 года наделил административные власти правом осуществлять в соответствующем случае контроль за прессой. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Испании, в условиях исключительного или осадного положения действие права на информацию может быть приостановлено.

Взаимоотношения власти и СМИ весьма многоплановы и могут иметь множество форм (как конфронтации, так и позитивного взаимодействия). В большинстве случаев основной формой взаимоотношений является конструктивный диалог. На современном этапе сотрудничество между органами государственной власти и СМИ строится исходя из понимания того, что власть не может проводить эффективную политику без оперативного освещения своей деятельности, а СМИ необходим беспрепятственный доступ к информации, имеющей государственную значимость. СМИ оперативно освещают работу органов государственной власти, являясь при этом посредником между обществом и государством. В настоящее время, когда будущее власти во многом определяется общественностью, деятельность СМИ становится решающей. Лояльные масс-медиа становятся для государства одним из факторов стабильности, предоставляя ей право рассчитывать на политическое долголетие. В свою очередь СМИ ждут от государства свободы слова и финансовой поддержки, что является одним из важнейших стимулов их деятельности.

Суть конфликтной формы отношений заключается в наличии между СМИ и органами государственной власти разногласий по поводу принимаемых решений и попыток убедить общество в своей правоте. СМИ могут представлять интересы государства либо выражать мнение политических кругов, стремящихся к власти. При этом противостояние может выглядеть не как борьба власти и оппозиции, а как конфликт органов государственной власти и СМИ, которые стремятся к отображению истинной ситуации.

Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и СМИ:

1. «власть-власть» (конфликт между разными уровнями власти, в этом случае в конфликт втянуты государственные СМИ);

2. «СМИ-СМИ» (конфликт между СМИ, представляющими разные уровни власти).

3. «власть-СМИ» (давление государства на СМИ с целью соблюдения законности и выражения собственных интересов, и, наоборот, давление СМИ на власть для максимальной объективности информации или исполнение политического заказа по снижению рейтингов той или иной властной структуры).

Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации

В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новому выстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ[6] закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Ряд положений закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Исключения из общего правила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ. Такое толкование вытекает из сопоставления статей 1 и 3 Закона. Исключения из Закона о СМИ могут также применяться при необходимости защиты репутации и прав других людей, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Но эти исключения должны соответствовать положениям статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:

Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право на свободное выражение этого мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, письменно или в перечне, а также посредством художественных форм выражения или иным способом по выбору.

Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Кроме этого, согласно статье 20 того же пакта запрещаются «всякая пропаганда войны» и «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».

 

31. Регулирование отношений СМИ с учредителями и издателями

Учредитель СМИ может быть как физическим, так и юридическим лицом. Он может быть один или их может быть несколько.

Приказ Россвязь охраны культуры:

Учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственная организация, организация местного самоуправления.

Не может быть:

ü несовершеннолетний, заключенный, душевнобольной;

ü объединение граждан, деятельность которых запрещена по закону;

ü гражданин другого государства или лицо без гражданства;

ü иностранное юридическое лицо, равно как российское юридическое лицо с иностранным участием (доля ин. 50% и более), гражданин РФ, имеющий двойное гражданство (не вправе выступать учредителем видео- и телепрограмм)

Если несколько учредителей, то каждый из них вправе самостоятельно распоряжаться своими правами в отношении СМИ, учреждать СМИ, принимать решение о прекращении выпуска СМИ, выходить из состава учредителей, выступать соучредителем уже зарегистрированного СМИ и т.д.

Следует различать учредителя СМИ и учредителя редакции, если она зарегистрирована как юридическое лицо. Они обладают разным правовым статусом. Ведь в одном случае речь идет о СМИ как о форме периодического распространения массовой информации, а в другом – о редакции как об организации, осуществляющей производство и выпуск СМИ. Первый в рамках законодательства о СМИ, второй – гражданского законодательства.

Согласно части 3 ст. 18 Закона о СМИ, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главредом). В частности он не может определять редакционную политику, устанавливать пределы критики, особые условия производства и выкупать СМИ.

Закон содержит единственный случай прямого вмешательства учредителя в деятельность редакции СМИ. Так, он вправе обязать редакцию поместить в СМИ бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени, так называемое появление учредителя. Объем сообщения ограничивается уставом или другим документом. Отказ учредителя от определения максимального объема или уклонение от его согласования НЕЗАКОННО. Закон не запрещает оговаривать в уставе иные условия размещения заявления учредителя.

Уставом редакции\договором между учредителем и редакцией\главредом могут быть предусмотрены случаи вмешательства учредителя в деятельность редакции, связанной с производством и выпуском СМИ (но не противоречить Закону о СМИ!)

Ограничения прав учредителя (по закону о СМИ):

ü учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу только с согласия редакции и соучредителей. (3 л может быть соучредителем, редакцией или иным лицом, отвечающим требованиям)

ü смена учредителя или изменение состава учредителей допускается лишь при условии перерегистрации СМИ (ст. 2 Закона о СМИ)

Статья 18 Закона о СМИ содержит гарантию продолжения выпуска СМИ в случае ликвидации или реорганизации учредителя, являющегося объединением граждан, организацией или государственным органом → все права и обязанности переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Издатель является полноправным субъектом отношений по выпуску продукции СМИ и в процессе своей деятельности тесно взаимодействует с редакцией, учредителем и распространителем.

Ст. 21 Закона о СМИ:

Порядок приобретения и осуществления издателем своих прав и обязанностей регулируется:

A законодательством о СМИ которое включает Закон о СМИ и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации;

A законодательством об издательском деле;

A законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Руководящим документом в области издательской деятельности до сих пор служит Временное положение об издательской деятельности в РОФСР от 1991 года.

Лицензии на издательскую и полиграфическую деятельность не требуются (ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Исключение – изготовление полиграфической продукции, защищенной от подделок, в том числе бланков ценных бумаг, и также торговля указанной продукцией.

Законом о СМИ издателю предоставлена возможность освящать свою роль с функциями других субъектов отношений в сфере массовой информации → издатель вправе учреждать СМИ и принимать права и обязанности учредителя уже зарегистрированного СМИ, выступать в качестве редакции распространителя, собственника имущества редакции.

Издатель – государство, иное учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служащей основным источником дохода.

 

32. Система информационного права в России: общая характеристика

Принципы устройства законодательства:

прецедентное (островное)

конституционное (континентальное).

Иерархия нормативных документов.

Государственный уровень:

- Конституция РФ (включает в правовую систему РФ принципы и нормы международного права и международные договоры; и те и другие являются приоритетными по отношению к внутреннему законодательству по статье 15).

- Федеральные документы. Затрагивающих сферу массовой информации около 30 (не считая подзаконных актов, т. е. указов президента, правительства). Закон РФ «О средствах массовой информации» занимает центральное место в законодательстве о СМИ. Другие нормативно правовые акты (часто входят с ним противоречие, но и дополняют его и друг друга): «О государственной тайн» (1993); «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994); «Об информации, информатизации и защите информации» (1995); «О рекламе» (1995); новые Гражданский и Уголовный кодексы; «Об обязательных экземплярах документов»; «Об авторском праве и смежных правах» и др.

Региональный уровень:

- Региональные законы и подзаконные акты (законодательство субъектов Федерации)

Самостоятельная власть, не могут принимать законы, только постановления и решения:

- Нормативные акты органов местного самоуправления

- Локальные нормативные акты, т. е. административные приказы

Противоречие с законами (пример: действие законов «О СМИ» и «О внутренних войсках МВД» в Чечне).

Законы гарантируют: защиту частной личной жизни, свободу творческой деятельности, идейное и политическое многообразие, свободу мнения (никто не может быть принуждён к выражению мнения и к отказу от выражения и утверждения собственного мнения); каждый имеет право ознакомиться с затрагивающими его права и свободы документами; цензура, т. е. предварительный контроль и сдерживание выхода публикаций (любое внешнее вмешательство) запрещена.

Общая формула: права и запреты соотносятся в пределах закона, свободы всегда существуют вместе с ограничениями.

Регулирование экономических и политических отношений журналистики: законы «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» и сопутствующие ему акты, «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ», «О рекламе», законодательство о выборах.

Правовые отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя и редакции.После регистрации СМИ возникают правовые отношения между его учредителем, издателем, редакцией и владельцем имущества, каждый из которых исполняет свои права и обязанности по отношению к другим. Эти отношения регулируются законом о СМИ, их содержание конкретизируется уставом редакции и договорами между участниками отношений. Они касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управления редакцией, границ профессиональной самостоятельности журналистов, вопросов собственности. Сложность этим взаимоотношениям придает и переплетение права собственности на имущество с правами собственности на результаты интеллектуальной деятельности – авторское право на периодическое издание в целом, право на бренд издания, редакционный стиль подачи материалов и прочее.

Правовой статус учредителя

Хотя законом определяются основы этих правовых отношений, их формы могут видоизменяться в зависимости от роли, которую берет на себя учредитель. Так, учредитель может выступать и в роли редакции, будучи и учредителем, и главным редактором. В то же время он может быть издателем, обеспечивать материально-техническую базу издания и его распространение. Учредитель может быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами. Однако в большинстве случаев учредитель не берет на себя данные обязательства, оставаясь только учредителем и будучи не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и договором с редакцией (главным редактором).

Тогда его права ограничиваются утверждением устава редакции, назначением главного редактора и/или заключением договора с редакцией. Договор определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределение прибылей, возмещение убытков и прочее. Учредитель может обязать редакцию помещать бесплатно в указанный срок сообщения или материал от его имени.

Правовой статус редакции

Редакцию СМИ в правовых отношениях представляет ее главный редактор. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Учреждение СМИ и учреждение редакции – различные правовые явления. Поскольку закон о СМИ говорит о статусе юридического лица применительно к редакции, а не к самому СМИ, которое является всего лишь формой периодического распространения массовой информации.

Закон говорит о том, что редакция может быть юридическим лицом, из чего следует, что может им и не быть. Однако, если редакция планирует быть самостоятельным хозяйствующим субъектом, если она организуется в качестве предприятия, то она обязана пройти регистрацию в органах юстиции местной администрации.

Развитие института юридического лица тесно связано с бурным ростом рыночной экономики, где необходима концентрация капитала. Поскольку товарно-денежные отношения зачастую требуют объединения значительных материальных средств, то отдельные граждане, как правило, не в состоянии принимать самостоятельное участие в этих отношениях. Только объединив капиталы многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи. Эта особенность рыночных товарно-денежных отношений и обусловила участие в них образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

Юридическому лицу передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действия (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица).

Как юридическое лицо редакция регистрируется в любой предусмотренной ГК РФ форме коммерческих и некоммерческих организаций (ООО, ОАО, ЗАО, ГУП, АНО и пр. организационно-правовые формы редакции, со спецификой которых вы ознакомитесь самостоятельно).

Если редакция не будет зарегистрирована как юридическое лицо, она будет являться структурным подразделением другой организации, выступающей как юридическое лицо, и ведущей за нее все хозяйственные дела (к примеру «Региональная экологическая газета», учредителем которой выступало Минэкологии РТ и за счет средств которого осуществлялось ее финансирование, являлась структурным подразделением ГУП «Татэкосервис», учредителем которого также выступало Минэкологии РТ).

Если редакция СМИ, будучи юридическим лицом, учреждает приложение к своему изданию, и регистрирует его как самостоятельное СМИ, то при этом редакция приложения не может являться юридическим лицом, а входит в структуру редакции «материнской» газеты.

Редакция может выступать как учредитель СМИ, издатель, распространитель, собственник своего имущества.

Устав редакции

У каждой редакции должен быть свой устав. Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

Правовой статус издателя

Статусом издателя наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ. К ним приравниваются юридические лица и граждане, для которых эта деятельность не является основной, либо не служит главным источником дохода. Под издательством понимаются предприятия, структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений, осуществляющие издательскую деятельность, то есть подготовку, выпуск печатных изданий любого вида.

Издатель заключает договор с редакцией. В нем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции и ответственность сторон.

Закон о СМИ не оговаривает статус распространителя, а просто отмечает, что договор с распространителем на предоставление услуг по распространению может быть заключен как между учредителем и распространителем, так и между редакцией (главным редактором) и распространителем, издателем и распространителем.

Итак, мы сказали, что правовые отношения между учредителем, редакцией, владельцем имущества и издателем регулируются законом о СМИ, а имущественные, производственные и финансовые отношения определяются заключенным между ними договором. То, каким будет этот договор, зависит от того, как при организации медиабизнеса будет решена проблема собственности и проблема выбора организационно-правовой формы существования редакции. Решение данных вопросов напрямую связано с обеспечением экономической базы издания, без которой невозможна деятельность СМИ.