Коммерческая тайна и работа с нею в СМИ

Если общество все строже оберегает секреты личной жизни, то по отношению к коммерческой тайне оно настроено не столь благосклонно. Законодательством установлены достаточно точные рамки, которые не позволяют засекречивать любую информацию производственно-экономического характера по личному желанию ее владельца.

Во-первых, информация, чтобы считаться тайной, должна одновременно соответствовать ряду критериев: нужно, чтобы она обладала действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности посторонним лицам, чтобы доступ к ней был закрыт на законном основании и чтобы ее обладатель принял меры к охране конфиденциальности. Во-вторых, российское Правительство утвердило перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся: учредительные документы, устав и иные подобные документы фирмы, сведения о платежеспособности, заработной плате и условиях труда работников, о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, о размерах имущества и денежных средствах и др. Не могут быть предметом тайны документы об уплате налогов. Все это открытые для прессы (а также для других граждан) данные, которые предприятие обязано предоставить по редакционному запросу. Добавим, что если журналист познакомился с коммерческой тайной законным путем (например, через тот же запрос на информацию), он не несет ответственности за ее разглашение.

 

13. Конституционная база законодательства о массовой информации

 

Федеральное законодательство о СМИ. В России действует система права, базирующаяся на Конституции и официально опубликованных законах. По типу она относится к континентальному праву – в отличие от прецедентного, где в основу решений кладутся не писаные, как бы заранее заданные нормы, а подобные случаи из прежней судебно-юридической практики. Прецедентное регулирование социальной жизни принято, например, в Великобритании, в значительной мере под это определение подпадают США. Конституционное законодательство широко распространено в странах Европы (отсюда – «континентальное»).

В массово-информационной области действуют общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др.

Особо отметим, что Конституция включает в национальную правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, и более того – они приоритетны по отношению к отечественному законодательству (ст. 15). Предусмотрено также право гражданина обращаться к межгосударственным органам по защите прав и свобод человека. Это означает, что несовершенство российских законов или их произвольное истолкование, направленное против цивилизованных форм обмена информацией, компенсируются усилиями мирового сообщества по утверждению естественных прав и свобод. Наша страна не является исключением. В таком же положении находятся, например, другие государства, вступившие в Совет Европы. Их внутреннее законодательство и практика правоприменения должны быть скорректированы в соответствии со стандартами этой организации. Европейский суд по правам человека недавно создал прецедент, знать о котором полезно и нашим соотечественникам. Он вынес оправдательный приговор по делу британского репортера, осужденного на родине за отказ огласить конфиденциальный источник информации.

Детализация и развитие положений Конституции содержатся в специальном законодательстве (которое, конечно же, не должно ей противоречить, как и все прочие нормативные документы). Центральное место в законодательстве о СМИ занимает Закон РФ «О средствах массовой информации». Справедливости ради надо сказать, что это не первый в отечественной истории документ, регулирующий массово-информационную деятельность. В данной связи историки обращают внимание на Указ Петра I об издании газеты «Ведомости», детально разработанное цензурное законодательство царской России, Декрет о печати, подписанный В.И. Лениным, и более поздние нормативные акты. Непосредственным предшественником нынешнего Закона стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый в 1990 г.[5] Уже в нем было отражено большинство связей и отношений, возникающих у нынешней российской прессы.

Система права в России базируется на Конституции (тип – континентальное право) и официально опубликованных законах. Конституция – документ прямого действия. Принципы нормы и права сформулированы в общем виде, детализация – в специальном законодательстве.

Основное законодательство о СМИ в Конституции: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру, беспрепятственное движение информации (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 24) и др. Включает в правовую систему РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, они приоритетны по отношению к внутреннему законодательству (ст. 15).

Федеральные документы. Затрагивающих сферу массовой информации около 30 (не считая подзаконных актов, т. е. указов президента, правительства).

Закон РФ «О средствах массовой информации» занимает центральное место в законодательстве о СМИ.

Другие нормативно правовые акты (часто входят с ним в противоречие, но и дополняют его и друг друга):

«О государственной тайн» (1993);

«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994);

«Об информации, информатизации и защите информации» (1995);

«О рекламе» (1995);

Гражданский и Уголовный кодексы;

«Об обязательных экземплярах документов»;

«Об авторском праве и смежных правах» и др.

 

14. Конфиденциальная информация и ее использование в СМИ

 

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» относит конфиденциальную информацию к сведениям с ограниченным доступом.

Конфиденциальная информация включает несколько самостоятельных блоков: персональные данные и производственно-хозяйственную деятельность (объекты авторского права, патентное право, коммерческая тайна).

Переченьв Законе «О средствах массовой информации» (ст. 41) и в указе президента РФ 1997 года «Перечень сведений конфиденциального характера»:

- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;

- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

- служебные (служебная тайна) сведения;

- связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее) и с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна) сведения;

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Доступ ко всем этим сведениям ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Журналист, как правило, не раскрывает своих конфиденциальных источников. Пример из истории: Гиляровский не выдавал сыскной полиции бродяг, которые предоставляли ему достоверную информацию о жизни уголовного мира.

США. Более чем в половине штатов законы не заставляют журналиста раскрывать известную ему информацию. Россия. С открытием уголовного дела закон «О средствах массовой информации» теряет свою силу.

 

15. Неправительственные и международные правозащитные организации в сфере СМИ

Единый Европейский Суд – правозащитная организация, которая рассматривает вопросы с нейтральной стороны.

Общественные фонды и организации, специально созданные для защиты информационных прав и свобод: Фонд защиты гласности, Комиссия по свободе доступа к информации, Национальный институт прессы, комиссии СЖ по этике.

Судебная палата по информационным спорам: структура, подобная институту омбудсменов (принят в Европе). Носит статус государственного органа при Президенте РФ, но не входит в состав президентской администрации и в официальную судебную систему; её решения исполняются лицами и организациями, к которым они обращены, добровольно. Но Судебная палата передаёт материалы в прокуратуру и докладывает Президенту о состоянии дел с соблюдением свободы массовой информации, контролирует этику массово-информационного обмена. Обратиться с заявлением может любая сторона.

Международная федерация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии.

Международная федерация журналистов (МФЖ) является крупнейшей в мире организацией профессиональных работников СМИ. Штаб-квартира в БРЮССЕЛЕ. Основана в 1926 году. Объединила журналистские союзы более чем 90 стран мира. Международная федерация журналистов защищает социальные и профессиональных права журналистов, работающих в печатной и электронной прессе. Одним из основных документов МФЖ является Декларация принципов поведения журналистов – свод правил профессиональной этики.

Декларация является стандартом поведения журналистов, занимающихся сбором¸ обработкой, распространением информации в целях описания событий. Положения:

ü уважение истины и права общества на истину является первейшим долгом журналиста;

ü в соответствии с этим долгом, журналист во все времена обязан защищать принципы свободы объективного сбора и публикации новостей, а также право непредвзятого комментирования и критики;

ü освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им. Журналист не должен скрывать важную информацию или фальсифицировать документы;

ü журналист обязан использовать только достойные методы получения информации, фотоматериалов и документов;

ü журналист обязан сделать все возможное для исправления любой опубликованной информации в случае, если установлено, что она наносит урон искажениям истины;

ü журналист обязан считать профессиональной тайной источник информации, которая получена им конфиденциально;

ü журналист обязан учитывать опасность дискриминации, которая может возникнуть для человека из-за деятельности СМИ. Он должен сделать все возможное, чтобы не допускать в публикациях такого рода дискриминацию, обыгрывая в частности, признаки расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических и других убеждений, а также национального и социального происхождения;

ü журналист обязан считать недопустимыми нарушениями профессионально этики плагиат, намеренно неверную информацию, измышления, клевету, диффамацию, ложные обвинения, получение взятки в любой форме в качестве оплаты за публикацию или сокрытие информации.

ü Журналистом заслуживает называться лишь тот, кто в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными принципами. Следуя законам своей страны, в профессиональных вопросах журналист признает только юрисдикцию своих коллег, исключая вмешательство любого характера со стороны правительства и других лиц.

Международная конфедерация журналистских союзов создана для координации и расширения возможностей в реализации уставных целей.

Субъектами МКСЖ являются союзы журналистов:

ü Абхазии, Армении, Башкортостана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Москвы, России, Таджикистана, Татарстана, Туркменистана, Узбекистана;

ü Объединение журналистов Азербайджана;

ü Федерация журналистов Грузии;

ü Лига журналистов Санкт-Петербурга;

ü Ассоциация «Российская пресса»;

ü Ассоциация независимых писателей и журналистов «Расследование»;

ü Международная ассоциация молодых журналистов «АСМО-пресс»;

ü Международная ассоциация Радио и Телевидения (МАРТ)