Структура информационных ресурсов.

1. открытая информация.

2. охраняемая информация:

а.) для служебного пользования (служебная тайна – не имеет юридического статуса);

б.) государственная тайна (секреты, особая секретность, совершенная секретность, особая важность). Защите подлежит любая информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику, пользователю и т. д.

 

 

8. Закон РФ «О средствах массовой информации»: концептуальная основа и роль в системе информационного права

 

Детализация и развитие положений Конституции содержатся в специальном законодательстве (которое, конечно же, не должно ей противоречить, как и все прочие нормативные документы). Центральное место в законодательстве о СМИ занимает Закон РФ «О средствах массовой информации». Справедливости ради надо сказать, что это не первый в отечественной истории документ, регулирующий массово-информационную деятельность. В данной связи историки обращают внимание на Указ Петра I об издании газеты «Ведомости», детально разработанное цензурное законодательство царской России, Декрет о печати, подписанный В.И. Лениным, и более поздние нормативные акты. Непосредственным предшественником нынешнего Закона стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый в 1990 г.[5] Уже в нем было отражено большинство связей и отношений, возникающих у нынешней российской прессы.

Закон РФ «О средствах массовой информации» защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. Документ выдержал проверку временем, он создает требуемые условия для эффективной журналистской деятельности. Впрочем, некоторые дополнения к тексту были сделаны уже в 1995 г., и, вероятно, появятся новые уточнения, подсказанные опытом работы.

Закон выдержал и иную, еще более внушительную нагрузку – уже в качестве опорного элемента сложной конструкции правовых актов и положений. Сегодня сложилось целое семейство законов о прессе – не идеально полное по составу и внутренним взаимосвязям, но все же гораздо надежнее обеспечивающее потребности и общества, и самой журналистики, чем это было совсем недавно.

Занимает центральное место в законодательстве СМИ.

Концептуальная база закона – идеи, лежащие в его основе.

В РФ не подлежит ограничению сбор, хранение и т. д. информации.

Не подлежит ограничению учреждение СМИ, приобретение и использование технических средств.

Запрещена цензура.

Вся производственная деятельность ведётся редакцией самостоятельно. Описываются механизмы взаимодействия редакции с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами. Запрещается принудительное воздействие на редакцию извне.

Журналистская деятельность как общественный и профессиональный долг подкрепляется защитой чести, достоинства, здоровья, жизни, имущества журналиста. Ему предоставляется личная независимость в творческом и гражданском отношениях.

Права и обязанности журналиста.

Приоритетен всегда более поздний или затрагивающий права человека, а не государства, предприятия закон. Закон о СМИ – следствие Конституции и международных правовых актов. Закон о СМИ всё время находится во взаимодействии с другими нормативно правовыми актами.