Каким же образом руководитель СМИ (прежде всего, конечно, редактор) сталкивается с авторскими правами других лиц?
Во-первых, по его заданию пишут или иным образом создают свои произведения штатные работники – главным образом журналисты. И в данном случае, хотя авторские права и имеют некую специфику, а произведение называется «служебным», они имеют место быть.
Во-вторых, редактор принимает и использует произведения сторонних лиц, и здесь также необходимо быть предельно аккуратным, дабы не нажить проблем с законом.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ.
СОГЛАСНО СТАТЬЕ 125 ГК РФ АВТОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВА:
· Исключительное право на произведение.
· Право авторства.
· Право на имя.
· Право на неприкосновенность произведения.
· Право на обнародование произведения.
По сравнению с Законом об авторском праве указанная статья не предусматривает ярко выраженного деления авторских прав на личные имущественные и неимущественные, зато вводит термин «интеллектуальные права», которые являются суть авторскими.
Кроме того, ею введена отдельная группа прав, которые могут принадлежать автору. К ним относятся права:
· На вознаграждение за использование служебного произведения.
· На отзыв.
· Следования.
· Доступа к произведениям изобразительного искусства.
Подробно обо всех указанных интеллектуальных правах, кроме права следования и права доступа, мы поговорим ниже. Последние возникают при продаже (перепродаже) оригинала произведения изобразительного искусства либо автографа литературного (музыкального) произведения и мало интересуют руководителя СМИ в его профессиональной деятельности.