Психастенический тип.

В детстве такого ребенка отличают моторная неловкость, робость, ранние “интеллектуальные интересы”. Критический период - первые классы школы, когда впервые предъявляются требования к чувству ответственности ребенка. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Главными чертами этого типа являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий - навязчивых страхов, ритуалов, опасений и мыслей, носящих защитный характер. Особенно выражен страх за мать. Не могут без колебаний принять решение. Места в подростковой группе им обычно не находится, если только посчастливится попасть в компанию интеллектуалов. “Слабое место” – ситуация принятия решения.

Шизоидный тип.

Наиболее существенными чертами данного типа являются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность и нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении. В детстве такой ребенок любит играть один, не тянется к сверстникам, предпочитая держаться среди взрослых, молча слушая их. Взрослыми отмечается их недетская сдержанность в проявлении чувств. Став старше, подросток все также живет в своем мире, своими необычными интересами и увлечениями, при этом все же он страдает от своего одиночества. Неумение проникнуть в чужие переживания, неспособность к сопереживанию (отсутствие эмпатии), неумение убеждать других - все это тоже характерно шизоиду. Шизоид, в отличие от сенситивного подростка, скорее раскроется перед людьми малознакомыми, чем перед близкими. В его фантазиях отражены сокровенные желания. “Слабое место” – общение в группе.