Б) Закон «необходимого разнообразия»

У.Р. Эшби под таким названием сформулировал одну из закономерностей осуществимости систем. Он же впервые в теории систем обратил вниманиена необходимость учета предельной осуществимости системы при ее создании.

Для задач принятия решений наиболее важным является одно из следствий этой закономерности, которое упрощено можно пояснить на таком примере. Когда исследователь или ЛПР (№) сталкивается с проблемой D, решение которой для него неочевидно, то имеет место некоторое разнообразие возможных решений VD. этому разнообразию противостоит разнообразие мыслей исследователя VN.

Задача исследователя в том, чтобы свести разнообразие (VD – VN) → min, в идеале (VD – VN) → 0. У. Эшби доказал теорему, на основе которой формулируется такой вывод: «Если VD дано постоянное значение, то (VD – VN) может быть уменьшено лишь за счет соответствующего роста VN … Говоря более образно, только разнообразие в N может уменьшить разнообразие, создаваемое в D, только разнообразие может уничтожить разнообразие».

Т.е. создавая систему, способную справиться с решением проблемы, обладающей определенным известным разнообразием (сложностью), надо обеспечить, чтобы система имела ещё большее разнообразие (знания методов решения), чем разнообразие решаемой проблемы. Или обеспечить, чтобы этасистема была способна создать в себе это разнообразие (владела бы методологией, могла разработать методику, предложить новые методы решения проблемы).

При разработке и совершенствовании систем управления предприятиями и организациями использование этого закона помогает увидеть причиныпроявляющихся в них недостатков и найти пути повышения эффективности управления. Например, применительно к системам управления закон«необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы (системы управления) VSU д.б. больше (или по крайней мере равно) разнообразию управляемого объекта VOU: VSU > VOU.

Пример:

В.И. Терещенко в книге «АСУ предприятиями и объединениями» предложил такие пути совершенствования управления при усложнении производственных процессов:

- увеличение VSU, что можно достигнуть увеличением численности аппарата управления, повышением его квалификации, механизации и автоматизации управленческих работ (этот путь был предложен в 60-е г.г. 20 в. и исчерпан);

- уменьшением VOU за счет установления более четких и определенных правил поведения компонентов системы: унификация, стандартизация, типизация, введение поточного производства, сокращение номенклатуры деталей, узлов и т.п. (этот путь попытались реализовать в 70-е годы 20 века) разрабатывались классификаторы, стандарты, типовые структуры сложных технических комплектов, АСУ и оргструктур предприятий. Это упрощает управление, но входит в противоречие с характеристиками, которые обеспечивают существование объекта как развивающейся системы, таким как уникальность, способность при необходимости преобразовывать структуру и т.д.;

- снижение уровня требований к управлению, т.е. сокращение числа постоянно контролируемых и регулируемых параметров управляемой системы, но это не всегда желательно с точки зрения качества продукции и производственной дисциплины. Эти пути к середине 70-х годов 20 в. были исчерпаны.

Далее основное развитие получил четвертый путь, т.е. самоорганизация объектов управления пути ограничения контролируемых параметров, с помощью создания саморегулирующихся подразделений (участки с замкнутым циклом производства, с относительной самостоятельностью и ограничением вмешательства централизованных органов управления, предприятием и др.). Этот путь развивался на основе более широкой его трактовки – внедрение хозрасчета, самофинансирования, самоокупаемости и т.п. Далее принципы самоорганизации были положены в основу концепции перестройки, перехода к рыночным механизмам саморегулирования экономики.