Метод проектных горизонталей

Метод продольных и поперечных вертикальных профилей

Метод проектных профилей - следующая после схемы вертикальной планировки и более детальная стадия проектирования. Его применяют главным образом при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных сетей и т.д.

Иногда он используется и при планировке отдельных участков территории.

Система проектных профилей (обычно продольных и поперечных по отношению к осям проектируемых сооружений) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможность точного осуществления их в натуре, так как выполняется в более крупных масштабах.

Профили представляют собой условные размеры существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях.

При проектировании улиц и дорог разрабатывается продольный профиль по оси проезжей части, а для определения проектных отметок в лотках проезжей части пользуются составленным типовым поперечным профилем, что приемлемо при симметричном решении улицы или дороги на определенном протяжении.

На городских улицах симметричное решение поперечного профиля может быть достигнуто лишь на отрезках от перекрестка к перекрестку. Поэтому часто приходится, кроме продольного профиля по оси проезжей части, проектировать таковые и по лоткам.

Кроме того, разрабатываются так называемые рабочие поперечные профили по сечениям продольного профиля на каждом пикете и в наиболее характерных местах. По ним и производится подсчет объемов земляных работ, которые фиксируются в специальных ведомостях.

Проектирование вертикальной планировки методом проектных профилей на городских площадях и прилегающей к улицам территории - сложный и многодельный процесс. В этом случае требуется разработка проектных профилей по всем линиям сетки квадратов через 10-20 м, что не выражает графически пластику рельефа.

Метод проектных горизонталей

Метод проектных (красных) горизонталей позволяет благодаря изображению вертикальной планировки в проектных (красных) горизонталях охватить всю площадь видоизмененного рельефа, отобразить в плане пластику рельефа на всей проектируемой территории. С помощью метода интерполяции такое решение вертикальной планировки дает возможность определить проектную отметку в любой точке плоскости рельефа. Благодаря этому метод проектных горизонталей преимущественно распространен при разработке детальных проектов вертикальной планировки улиц, площадей, территорий микрорайонов, промышленных площадок, зеленых массивов и т.д.

В отличие от черных горизонталей, характеризующих существующий (природный) рельеф, красные горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, преобразованную в целях планировки, застройки и благоустройства. Исходный материал для разработки вертикальной планировки территории проектируемых объектов -генеральная схема вертикальной планировки населенных мест или отдельных их районов, составляемая при разработке генеральных планов.

При проектировании улиц, дорог, площадей, микрорайонов, промышленных площадок и других территорий методом проектных (красных) горизонталей шаг между ними избирается в зависимости от масштаба плана и крутизны рельефа.

При масштабах плана 1:1000 и 1:1500 шаг принимается равным 0,1 и 0,2 м, а при предельно допустимых максимальных уклонах - 0,5 м. При шаге 0,2 м проектные отметки горизонталей должны быть 100; 100,2; 100,4; 100,6 и т.д.

Расстояние от исходной точки (от которой начинается проектирование, обычно отметка пересечения оси улиц и проездов) до ближайшей красной горизонтали определяется как частное от деления разности отметок ∆h на уклон i.

Определение точек расположения красных горизонталей называется градуированием и соответствует методу интерполяции.

При методе проектных горизонталей совмещают план и профили в любых рассматриваемых сечениях, в результате чего одновременно решается горизонтальная и вертикальная планировка проектируемых участков. Перед нанесением проектных горизонталей необходимо предварительно определить:

> участки территории, отметки которых должны быть по возможности сохранены: у входов в здания, капитальных сооружений, поверхностей пересекающихся проезжих частей улиц и дорог, трамвайных путей, участков сохраняемых зеленых насаждений и т.д.;

> водораздельные линии и наиболее пониженные участки местности;

>места резких изменений уклонов поверхности.

При этом определяют направления и величину уклонов отдельных сопрягаемых участков и ориентировочные величины намечаемых срезок и подсыпок на них. С учетом обеспечения минимального объема земляных работ и отметок опорных точек на оси проезжей части намечают точки перелома продольного профиля и их ориентировочные проектные отметки. Затем определяется расстояние между вышеуказанными точками и продольные уклоны между ними. У всех переломных точек выписывают существующие и проектные отметки.

С учетом принятых уклонов уточняют проектные отметки переломных точек по формуле:

 

где H1 и H2 - проектные отметки точек на рассматриваемом участке; L – расстояние между

ними; i – запроектированный продольный уклон.

 

 

 

Проектные горизонтали наносят через 0,1- 0,2 м по высоте (при эскизной планировке через 0,2-0,5 м).

Расстояние между проектными горизонталями в плане определяют по формуле:

∆h - падение или шаг горизонталей;

iпр. - продольный уклон.

Определение на плане местоположения на оси проезжей части точек, через которые должны пройти проектные горизонтали, производят следующим образом. Сначала определяют местоположение одной из этих точек (ближайшей к точке перелома продольного профиля с ранее установленной проектной отметкой). Расстояние между рассматриваемыми точками:

∆h1 - разность отметок искомой горизонтали и ближайшей от нее точки перелома

продольного профиля;

iпр. -проектный продольный уклон.

Поскольку тротуары и газоны обычно возвышаются над проезжей частью улиц, то горизонтали на них смещаются по отношению к одноименным горизонталям на проезжей части. В большинстве случаев они имеют и другое направление, так как поверхностям проезжей части и тротуара придают встречные поперечные уклоны — в сторону лотков.

Углы отклонения горизонталей на тротуарах по отношению к линиям бортов, а следовательно, и к оси проезжей части определяют по тому принципу, что и для проезжей части. При одинаковых поперечных уклонах поверхностей проезжей части и тротуаров величины этих углов будут одинаковыми.

Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии сдопустимыми уклонамив зависимости от типа планировочного элемента.

Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны - 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).

На рис. 5 показаны этапы принятия окончательного решения при разработке схемы вертикальной планировки.

Рабочая оценка, указывает величину срезки или подсыпки грунта в данной точке. Ее наносят слева от выносной черты на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках.

Таким образом, определив красные (проектные) отметки во всех характерных точках, назначив допустимые уклоны всех элементов улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети, согласно нормативным требованиям, формируется проектный высотный каркас территории объекта.