Павел I


Биографическая справка: Александр I (1777-1825 гг.)

Российский император. Старший сын Павла I, пришел к власти в резуль­тате осуществления заговора и убийства его отца в 1801 г. — это был последний дворцовый переворот. Воспитывался швейцарским республиканцем Лагарпом по поручению Екатерины II как наследник престола и продолжатель политики про­свещенного абсолютизма.

Его царствование условно можно разделить на два периода. Первый связан с попытками проведения прогрессивных реформ. Придя к власти, Александр I объ­явил амнистию жертвам репрессий Павла I, восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам, ослабил цензуру, разрешил ввоз книг из-за границы и деятельность частных типографий, вернул Сенату исполнительную, судебную, контрольную, законосовещательную функции. В первое десятилетие царствова­ния пытался проводить реформы, советуясь с Негласным комитетом, приблизив к себе М.М. Сперанского. Уничтожил пытки, разрешил покупку земли купцам, ме­щанам и государственным крестьянам; учредил министерства вместо устаревших коллегий; издал «Указ о вольных хлебопашцах», учредил Государственный совет в 1810 г. В области просвещения и развития образования император издал Устав о народных училищах, основал Педагогический институт в Петербурге, универ­ситеты в Казани и Харькове, открыл лицей в Царском Селе 1811г., снарядил пер­вую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна. Затем разочаровался в либерализме, видя противодействие консервативно настроенной части дворянства, и отошел от реформ. Его политика приняла консервативную направленность. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева, проект освобо­ждения крестьян А.А. Аракчеева и другие не были осуществлены. От крепостной зависимости были освобождены только крестьяне в Прибалтике. Комплекс кон­ституционных преобразований в Российской империи не был осуществлен, была дарована Конституция Царству Польскому и сохранена Конституция Финлян­дии. Верховным правителем при нем стал А.А. Аракчеев, вошедший в историю как организатор военных поселений, известных жестоким режимом и регламен­тацией всей жизни поселенцев, что вызвало Чугуевское, Новгородское и другие восстания. Консервативная направленность политики Александра I во втором десятилетии его царствования проявлялась в ограничении автономии универси­тетов, гонениях на печать, подтверждении права помещиков ссьшать крепостных в Сибирь и на каторгу. Отказ Александра I от реформ и жесткий внутриполити­ческий курс после победы в Отечественной войне 1812 г. привел к образованию и деятельности тайных обществ — «Союза спасения», «Союза благоденствия», Се­верного и Южного обществ.

Александр I вел войны с Наполеоном: III и IV коалиции, Отечественная война

1812 г., Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.; с Персией — в 1804-

1813 гг.; с Турцией — в 1806-1812 гг.; со Швецией — в 1808-1809 гг. Присоединил к России Восточную Грузию, Финляндию и Аландские острова; приобрел от Тур-


ции Бессарабию, а от Персии земли до рек Куры и Аракса; присоединил к России часть герцогства Варшавского и заключил Священный союз с Австрией и Прус­сией.

Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г. В царствование Александра I была установ­лена гегемония Российской империи в Европе, создана Венская система между­народных отношений, проведена либерализация общественной жизни в первое десятилетие XIX в., завершена реорганизация петровской системы центрального государственного управления, появился законосовещательный орган при импе­раторе — Государственный совет, положено начало буржуазному землевладению в России, продолжалось развитие образования.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по КГ.

1.1. Время жизни — конец XVIII — первая четверть ХГХ вв.

1.2. Александр I жил в XIX в.

!

1.3. Александр I жил в последней четверти XVIII — первой четверти XIX вв. 1.4. Александр I правил в первой половине XIX в.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных Александра I сформулируйте направ­ления его деятельности в тех случаях, где приведены мероприятия, и оха­рактеризуйте направления деятельности примерами, фактами, события­ми там, где они отсутствуют.

— ___________________________ : восстановление «Жалованной грамоты

дворянству», разрешение деятельности частных типографий, возвращение из ссыл­ки государственных деятелей, пострадавших при Павле I, разрешение ввоза в Рос­сию иностранных книг, облегчение выезда за границу;

преобразования в сфере государственного управления:______________________________________

—развитие системы образования, покровительство развитию науки и культуры:

попытки решения крестьянского вопроса:

внешняя политика:


Западное направление

Южное направление

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Александра I в соответствии с критерием КЗ.

Результаты деятельности:__________________________________________

Задание 4. Напишите сочинение об императоре Александре I по критериям задания Сб.