Место репортажа в структуре журналистских жанров. Отличительные особенности.

Система телевизионных жанров. Диффузия жанров.

Исторически сложилось и в практической журналистике сепарировалось от второстепенного как наиболее экономные и эффективные всего четыре основных классических жанра журналистских материалов, это информация, репортаж, интервью и статья. В последней трети XX века в ним добавился пятый, рожденный телевидением неклассический жанр – игра.

Информация – короткое (чаще всего) сообщение о только что случившемся событии; сообщение, являющееся новостью для аудитории данного СМИ.

Репортаж – информационный жанр, с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача хода случившегося), но и сюжет (литературная форма передачи фабулы), врЕменную протяженность (что было до и что после события). Часто включает в себя элементы первичного комментирования.

Информация может быть написана (и чаще всего пишется) журналистом, который не присутствовал в момент события там, где оно свершалось. Репортаж же может быть написан только в том случае, если журналист лично находился на месте события, хотя бы и в момент, когда его основная фаза уже прошла.

Интервью – информационный жанр, целью и содержанием которого является передача слов и мыслей человека, значимого вообще или значимого в контексте случившегося события (например, постадавший при пожаре), причем слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным журналистов вопросов

Статья (в телеварианте – комментарий) – логическая и/или эмоциональная трактовка журналистом причин, хода и последствий тех или иных событий или действий тех или иных людей.

Взаимопроникновение жанров приводит к возникновению новых жанровых форм на ТВ. Элементы разных жанров постоянно смешиваются, но необходимо знать законы построения первоисточника и варианты сочетаемости, чтобы соблюдать заданные функции телевизионных программ. Репортаж включает в себя элементы первичного комментирования. Интервью может включать в себя элементы репортажа и т.д.

Журналистика как явление и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. К информационным жанрам относят оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим — то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.

Публицистика (от лат. publicus — общественный, народный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в разных формах: словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинемато (видео) графической (документальное кино и телевидение), театрально-драматической и др. Основополагающие признаки здесь — актуальность тематики и масштаб осмысления конкретных проблем и событий окружающего мира.

Понятием «документальные программы», принятым на телевидении как синоним журналистики, нередко объединяют информационные и художественно-публицистические передачи. Но все же более оправдано разделение журналистики на информацию (объект которой — единичный факт, конкретное событие, а метод — по преимуществу констатация совершившегося) и публицистику (объект которой — группа причинно связанных фактов, тенденции в жизни общества, а метод — исследование, анализ, авторская оценка). Это разделение сложилось исторически. Информация призвана отвечать на вопросы: что? когда? где? А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие — не только объект, но и цель, во втором — факты становятся еще и средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств. Принцип «отделения фактов от мнений» исходит из того, что информация (факты), — это объективная картина жизни и каждый волен сам судить о том, что происходит.

К публицистическим программам мы можем отнести передачи для подростков типа «...До шестнадцати и старше», «Взгляд», снискавший особую популярность в конце 80-х годов, а также программы «Как это было», «Старая квартира», «Мы», «Процесс», «Глас народа» и др.

Как видим, главным, определяющим признаком публицистичности здесь служит обращенность сразу к множеству людей (публичность). Но все эти передачи неодинаковы по форме и по методам их создания, по особенностям журналистской работы. Иначе говоря, они выполнены в разных жанрах.

Говоря о системе жанров, мы различаем три основных принципа подхода к изображению реальности, закрепленных соответственно в композиционной организации телематериалов.

Во-первых, группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события. Это относится к информационным жанрам.

Во-вторых, тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики.

Наконец, в-третьих, сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской игры. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики. Определяющим здесь является наличие образа, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение. Можно сказать, что очерк, эссе, зарисовка есть результат художественной организации фактического материала, тогда как аналитические жанры (комментарий, обзор, корреспонденция) не претендуют на образность, ограничиваясь анализом фактов, событий, явлений.

Сама теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой практикой. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров — процесс исторически неизбежный. Практика нашего телевидения убеждает в несостоятельности раз и навсегда данной, застывшей жанровой схемы. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах или радио, но и в телевидении прошлых лет. Диффузия жанров характерна для публицистики в целом, но особенно очевидна именно в телевизионной публицистике — в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка — движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. На стыке жанров, на их сломе подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров. Затем — их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали в равной степени привычными как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).

Место репортажа в структуре журналистских жанров. Отличительные особенности.

В журналистике есть три жанра, причем первый имеет три разновидности. Информационный (информация, репортаж, интверью), аналитический (статья, комментарий на ТВ), игровой (собственно игра, ток-шоу).

Репортаж (как и интервью) относится к информационному жанру. Но если интервью еще можно с натягом назвать «аналитическим», то «аналитический репортаж» - это окюморон.

Репортаж – информационный жанр, с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача случившегося), но и сюжет (литературную форму передачи фабулы), временную протяженность (что было до и что после события). Часто включает в себя элементы первичного комментирования. Репортаж может быть написан только в том случае, если журналист лично находился на месте события, хотя бы в момент, когда его основная фаза уже прошла.Информация – это сообщение о событии, репортаж – документальный рассказ о нем. Используется для описания сложных и длящихся событий. Предполагает личные, в том числе эмоциональные авторские оценки.

Репортажи делятся на прямые (фабула – реальных ход событий, совпадает с сюжетом – ходом рассказа о событии) и обратные (сюжет перевернут на 180 градусов по отношению к фабуле, таким образом пишутся журналистские расследования, репортажи о раскрытии преступлений). Репортажи могут быть о событии, которое аудитория не наблюдала (требует большего мастерства журналиста) и о событии, элементы которого или даже полный ход аудитории известен (футбольный матч).

Репортаж это жанр, через который реальная жизнь в наименее искаженном виде доходит через СМИ до аудитории. Репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.

По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

Репортаж и расширенная информация. Вобрав в себя многие элементы расширенной информации, репортаж отличается от данного жанра иной формой подачи фактов. Если в любом информационном материале, будь то заметка или расширенная информация, факты фиксируют некий итог того или иного события, то в репортаже они используются для создания движущей панорамы действительности. Отсюда и характер отбора фактов. В репортаже нужны только те из них, посредством которых можно передать ощущение движения жизни. Если в расширенной информации журналист стремится к бесстрастному изложению фактов, дабы достичь эффекта объективности, то в репортаже такой подход неприемлем. Репортер должен выразить свое личностное отношение к тому или иному факту. факты в репортаже должны передавать ощущение динамики жизни. Отчет все-таки больше тяготеет к книжно-официальной речи, а репортаж, даже если предметом отображения является какое-либо официальное событие, по своему стилю ближе к разговорной речи, так как описание идет от первого лица, а не от третьего, как это преимущественно делается в отчете.

Репортаж и интервью. Основу репортажного содержания составляет авторское повествование. Но, несмотря на это, в словесной ткани репортажа очень часто используется чужое слово. главное в репортаже — не выявление мнений участников событий, а подтверждение и свидетельство фактов устами героев произведения; не речевая характеристика героев, а оригинальный способ их представления посредством прямой речи, не мини-монологи участников события, а создание особой атмосферы за счет полифонии «живых голосов».

Репортаж и комментарий. Первый относится к группе информационных жанров, а второй — к аналитическим. Хотя общие элементы конечно присутствуют.

Отличительные особенности

 

1. Проблема жанровой структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной журналистике. Разные исследователи предлагают свой набор жанров.

2. Классификация «по типу отображения действительности»:

Фактографический соответствует информационным

Исследовательский соответствует аналитическим

Образный, худож.-исслед. худож.-публиц.

 

Определение

Репортаж – информационный жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события (Л.Е. Кройчик)

Report – сообщать, передавать

Должен отвечать на вопросы:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Каково значение?

Характерные черты:

- наглядность + эффект присутствия

- документальность

- образная аналитичность (отвечая на вопрос каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь)

- эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность

- активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть события глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения

- имеет не только фабулу, но и сюжет

 

Классификация

Род СМИ:

- газетные - ТВ - радио

По способу трансляции: - прямой - фиксированный

По способу фиксации: - видео – фото - мультимедиа

Особ-ти звукового сопровождения:

- синхронный

- озвученный (за кадром)

БЗ, немой

По типологическим особенностям: (Цвик)

- событийные – показ события, протекающего независимо от репортера. Задача – точно и достаточно подробно рассказать

- тематические – автор – журналист подбирает события, факты, явления реальной жизни в соответствии с выбранной темой, заданной идеей

а) специальный

б) проблемный

- постановочный – журналист выступает организатором события, моделирует общественное явление в реальных условиях (контрольная закупка, спец. рейд)

- по темам: спортивный, криминальные, «паркетные»

 

Специальный репортаж

- тема, как правило, выходит за рамки информационной картины дня (репортаж-расследование)

- более продолжительный

- частое присутствие оценочного, комментаторского момента

Представители: А. Мамонтов

Отличительные черты:

- динамично развивающееся действие

- эффект присутствия (наглядности)

 

По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа: синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) — это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников, и немой (так говорят практики, имея в виду отсутствие звукового сопровождения с места событий); закадровый текст читает теледиктор; следует сказать, что данная разновидность репортажа все реже употребляется в практике крупных телестудий. Нельзя, впрочем, отрицать, что и у этой разновидности телерепортажа есть своя сфера применения, скажем, официальность сообщения.

Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. Сюда относятся имеющие основополагающее значение заседания высших законодательных органов страны, пресс-конференции отечественных и зарубежных государственных деятелей, представляющие всеобщий интерес, спортивные состязания, в которых комментарий сведен до минимума. Наконец, трансляция некоторых концертов, спектаклей в какой-то мере соответствует жанру некомментированного телевизионного репортажа.

В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.

В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза.

Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку. Оператор у камеры, режиссер, ведущий монтаж, выделяют какие-то детали, убирают «лишнее» - с тем, чтобы зритель в конечном счете увидел своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.

Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или с трека, где автомобили испытываются, из балетного класса и т. п. Событием в этих случаях можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.

Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения. Роль репортера - облечь всю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности.

Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) - чаще всего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике.