Проблема происхождения природы и человечества

В истории философии, науки и религии сложились две основные противоположные концепции происхождения природы и человечества:

1) концепция божественного происхождения;

2) концепция естественного происхождения.

1. Концепция божественного происхождения основывается на объективно-идеалистическом философском воззрении. Основы этой концепции изложены в Библии (Ветхий завет). В соответствии с библейскими представлениями создателем материальной природы, космических светил, Земли, животных, растений, человека является Дух Божий.

Философы и теологи, признающие божественное творение мира, используют креационную модель, согласно которой природа и человечество созданы Богом посредством творческого акта от более простых форм к более сложным. При этом Бог творит мир (за шесть дней) по своей воле и желанию из ничего. Согласно библейским представлениям, все роды и виды растений, животных и человека созданы в их готовом и окончательном состоянии. В религиозной и теологической литературе утверждается, что неделя творения


имела место приблизительно 6000 лет назад (см. кн.: Г. Маклин, Р. Окленд, Л. Маклин «Очевидность сотворения мира». М., 1991).

Креационная модель происхождения природы и человека опирается на античные философские учения Платона о мире идеальных сущностей и Аристотеля об активной форме и пассивной материи. Эта модель широко распространена в современных православных и католических воззрениях.

В некоторых религиозных и философских учениях (например, средневекового арабского Востока) используется другая модель божественного происхождения - эманационная (от греч. - истечение), согласно которой мир проистек из самого Бога от более сложных форм к более простым. Эта модель опирается на философскую систему представителя неоплатонизма Плотина (III в. н.э.). Последний считал основой всего существующего сверхчувственное абсолютное бытие Бога, которое он называл Единым. Мир проистекает из Единого (Бога) подобно льющемуся свету, причем возникает иерархическая картина мира от более к менее подлинным и истинным формам: ум - душа -природа.

В средние века религиозную картину мира рациональным образом обосновывали такие философы и теологи, как представитель патристики Аврелий Августин (Блаженный) (IV -- V вв.), представители схоластики Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Фома Аквинский (XIII в.). Последние разработали ряд теоретических доказательств бытия Бога: онтологическое, космологическое, телеологическое и др.

На рубеже XIX - XX вв. религиозное миропонимание обосновывают представители русской религиозной (православной) философии: В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский и др. Так, Павел Флоренский связывал культуру человека с религиозным культом и верой.

В XX веке принцип теизма, то есть творения мира Богом, развиваьэт религиозно-философские направления неотомизм, персонализм и др. Неотомизм как философская школа католицизма (Э.Жильсон, Ж.Маритвн и др.), исходя из учения Ф.Аквинского, утверждает, что Бог служит вечным актуальным началом всего сущего - природы, общества, человека.

В свою очередь, персонализм идеалистическому монизму противопоставляет идеалистический плюрализм (множественность сознаний, воль, личностей), сохраняя при этом принцип теизма. Его представители (в России - Н.Бердяев, Л.Шестов, Р.Лосский, в Америке - Б.Боун, Дж.фойс, У.Хокгшг, во Франции - Э.Мунье, Ж.Лакруа, П.Рикёр и др.) превратили

личность человека в фундаментальную онтологическую категорию, но ее истоки остаются в бесконечном едином божественном начале.

В религиозных картинах мира (иудаизма, христианства, ислама) жизнь человека определяется его . нематериальной душой, которая, будучи помещенной Богом в тело, стремится покинуть телесную оболочку и после смерти слиться с божественным началом.

2. Концепция естественного происхожденияисходит, как правило, из материалистических философских взглядов и опирается главным образом на эволюционную модель. Сущность эволюционной модели наиболее ясно впервые была выражена в трудах английских естествоиспытателей XIX в. Чарлза Лайеля и Чарлза Дарвина.

Согласно современным научным данным, развитие материального мира может быть достоверно оценено, начиная с точки космологической сингулярности Вселенной, время которой исчисляется - 15 млрд. лет. Примерно 10 млрд. лет назад возникают протогалактики, около 4,7 млрд. лет назад образуется солнечная система и Солнце, ~2,7 млрд, лет назад на планете Земля зарождается жизнь в своих простейших формах.

В соответствии с эволюционной теорией основные формы растений, животных и человека возникали на протяжении длительных исторических периодов. При этом одни формы живого являлись результатом последовательного превращения других, предшествующих форм.

Общая схема эволюции живого

Генные мутации Эволюция

Более простая форма живого
Видовая борьба

Более сложная форма живого

Уже 1,2 млрд. лет назад на Земле существовали тысячи видов растений и животных, около 15 млн. лет назад возникает первый животный предок человека - рамапитек, ~ 5млн. лет назад появляется австралопитек, - 3 млн. лет назад возникает хомо хабилис (человек умелый), ~1 млн. лет назад — хомо эректус (человек прямоходящий, или питекантроп), - 500 тыс. лет назад -неандертальский человек, около 40 тыс. лет назад - хомо сапиенс (человек разумный), это человек первобытного общества (см. кн.: Давид Ламберт «Доисторический человек: Кембриджский путеводитель». Л., 1991). С этого


времени можно говорить о появлении .человеческого общества. Процесс становления человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом. Специально этот вопрос исследуется в философской антропологии.

В конечном счете возникновение человека на Земле рассматривается как закономерный, необходимый этап развития космоса, Вселенной. Это так называемый антропный принцип. Саморазвитие космоса естественным путем объясняется в новом междисциплинарном научном направлении синергетике - теории самоорганизации.