Педагогические идеи К.Д. Ушинского

Вопрос 2.

Роль и место педагога в век информационного общества.

В современном обществе произошло техническая революция, многие люди получили доступ к огромному массиву информации, которые они получили из многочисленных источников.

Особо большое внимание это сказано на развитие детей, которое в современных условиях особенно в больших городах, с первых лет жизни попадает под огромный поток информаций, пользуется современной информациями технологиями, без использования которых уже не представляют свою жизнь. Поэтому перед обществом стал вопрос об управлении этой информацией.

Важную роль в управлении информации принадлежит педагогу, поэтому место педагогу в современном обществе претерживает значительные изменения. Раньше педагог сам являлся носителем информации, которую дети могли получить только от него. Теперь дети могут получить эту информацию из любого источника за очень короткое время. При этом качество этой информации, возможности её освоения и адекватного его использования не регулируется ничем, кроме человека, который её получает. Это говорит о том, что современному педагогу необходимо иметь знания, навыки и способности по управлению потоком информации, которую учащиеся получают из многочисленных источников.

Педагог должен владеть современными информационными технологиями, что позволит с учащимися говорить на одном языке. При этом главной задачей педагога является направление им учащихся на поиск тех знаний, которым им понадобиться в жизни положительно на условия учебного предмета и главное - позволит заинтересовать учащихся этим предметом.

Можно говорить о повышении требований общества к педагогу. Педагог должен помимо знаний своего предмета, использовать все доступные ему информационные технологии, для повышения мотивации учения.

4. Педагогические идеи К.Д. Ушинского

1. Антропологическое обоснование педагогического знания

Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных основ.

Вопрос 4.

Педагогические идеи К.Д. Ушинского

1. Антропологическое обоснование педагогического знания

Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ.

Антропологические науки
«Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения её целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». Физиология, психология, анатомия, логика, экономика, география, филология, история, статистика.

«Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество и таких обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики в тесном смысле как собрания правил педагогической деятельности? Мы отвечаем на этот вопрос положительным утверждением. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

— «… не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещёнными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления»

— «Но конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками»

 

— К.Д. Ушинский считал необходимым глубоко проникнуть в физиологическую, психологическую и социальную природу человека, поскольку там, по его мнению, имеются огромные неиспользованные возможности для воспитания. «Пересматривая психические факторы, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли ещё не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно также поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание».

— Закон детской природы. «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

2. Народность в воспитании. «Не педагогика и не педагоги, - писал он, - но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идёт по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти отдельным личностям и новым поколениям»

— «… позаботимся о том, чтобы дерево росло лучше, но не дерзнём коснуться его вековых корней! – писал К.Д. Ушинский. – Дерево сильно – оно выдержит много новых прививок, сколько-нибудь ему свойственных: но, благодаря богу, корни этого дерева уходят глубоко в землю, так, что мы до сих пор, не успели их докопаться. Нет, русское воспитание не поддаётся и не поддастся нашим усилиям до тех пор, пока мы сами в себе не примирим европейского образования с живущими в нас элементами народности».

— «Но может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершенную? – На этот вопрос он отвечает так. – Смело можно утверждать, что такая составная система воспитания, если бы она была возможной, оказалась бы бессильнее всех исключительных народных систем, и её влияние на общественное развитие народа было бы в высшей степени ничтожно».

— К.Д. Ушинский видит следующее соотношение общемирового педагогического процесса и конкретного педагогического процесса в данной стране: «Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».

3. Общественный характер образования.

— «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной, и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания.

— Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений».