Вопрос 29. Целостный педагогический процесс
1. Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.
Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности.
Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Главная особенность учебно-воспитательного процесса -целостность,необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Общность и единство педагогического процесса подчиняют все составляющие его процессы единой цели. Сложные отношения внутри педагогического процесса выражаются в:
✓ единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
✓ целостности и соподчиненности входящих в него процессов;
✓ наличии общего и сохранении специфического.
2. Структура целостного педагогического процесса
Педагогический процесс можно рассматривать как систему, то есть целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними.
Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:
педагоги;
воспитуемые;
условия воспитания.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.