Для аккредитации
1. Воспитание выделилось в особую общественную функцию (возникли специальные воспитательные учреждения, появились люди, профессией которых стало воспитание и обучение детей):
– при родовом строе
– в период рабовладельческого строя
– в период средневековья
– в период буржуазного строя
2. Педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.
– Я. А. Коменским
– Ж. Ж. Руссо
– Ф. Бэконом
– Д. Локком
3. Система воспитания «джентльмена» была предложена:
– Ж.Ж. Руссо
– К. Гельвецием
– Д. Локком
– Д. Дидро
4. Основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом разработаны:
– Н. К. Крупской
– В. А. Сухомлинским
– Я. А. Коменским
– А. С. Макаренко
5. Автором учебника «Второе чтение для детей белорусов» является:
– А. Пашкевич
– А. Гусовский
– Ф. Скорина
– Якуб Колас
6. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих детей занимается:
– тифлопедагогика
– олигофренопедагогика
– сурдопедагогика
– логопедия
7. Вопросами обучения и воспитания слепых детей занимается:
– дошкольная педагогика
– сурдопедагогика
– тифлопедагогика
– олигофренопедагогика
8. Методология педагогики – это
– совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности
– учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении
– наука о педагогическом процессе
– наука об условиях результативности педагогического процесса
9. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления – это метод:
– наблюдение
– беседа
– анкетирование
– ранжирование
10. Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях – это:
– изучение школьной документации
– интервьюирование
– педагогический эксперимент
– изучение работ учащихся
11. Математические методы – это:
– наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности
– регистрация, ранжирование, шкалирование
– наблюдение, анкетирование, интервьюирование
– педагогический эксперимент, беседа, наблюдение
12. Расположение собранных данных в определенной последовательности – это метод:
– тестирование
– ранжирование
– регистрация
– анкетирование
13. Метод исследования, сущность которого заключается в специальной организации педагогической деятельности с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез:
– педагогический эксперимент
– анкетирование
– исследовательская беседа
– изучение и обобщение передового педагогического опыта
14. Методы исследования, которые используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала:
– компетентных оценок
– анкетирование
– рейтинг
– математической статистики
15. Метод исследования, основанный на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей:
– исследовательская беседа
– рейтинг
– педагогическое наблюдение
– изучение и обобщение педагогического опыта
16. Метод исследования, состоящий в оценке важности тех или иных качеств в развитии личности:
– математической статистики
– рейтинг
– анкетирование
– тестирование
17. Цель формирования всесторонне и гармонически развитой личности была определена:
– в эпоху Возрождения
– в античное время
– в современных условиях
– в период средневековья
18. Концепция – это:
– система методов
– система принципов
– система взглядов
– система условий
19. Документом, определяющим подходы к процессу воспитания в настоящее время, является:
– Концепция воспитания в национальной школе Республики Беларусь
– Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
– Концепция гуманистического воспитания
– Концепция развивающего обучения
20. Согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» в основу определения компонентов содержания воспитания положен:
– культурологический подход
– философский подход
– дифференцированный подход
– технократический подход
21. Философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией:
– прагматизм
– бихевиоризм
– неопозитивизм
– неотомизм
22. Философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности:
– неотомизм
– прагматизм
– бихевиоризм
– экзистенционализм
23. Религиозно-философское учение, признающее объективную реальность, но ставящее эту реальность в зависимость от воли Бога:
– экзистенционализм
– бихевиоризм
– неотомизм
– прагматизм
24. Философское направление, признающее личность высшей ценностью мира:
– экзистенционализм
– прагматизм
– бихевиоризм
– неотомизм
25. Отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам:
– человек
– личность
– индивид
– особь
26. Понятие «личность» характеризует:
– биологическую сущность человека
– психологическую сущность человека
– физиологическую сущность человека
– общественную сущность человека
27. К признакам, характеризующим степень развития личности, не относится (по В. П. Тугаринову):
– разумность
– ответственность
– честность
– достоинство
28. «Ядром» личности является:
– активность
– сознание и самосознание
– интерес
– привычки поведения
29. Наследственность, среда, воспитание – это:
– условия развития личности
– средства развитие личности
– факторы развития личности
– методы развития личности
30. Социальные свойства и качества:
– являются врожденными
– формируются при жизни
– являются результатом психического развития
– являются результатом физического развития
31. Внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью:
– общение
– деятельность
– потребность
– свобода
32. Сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой:
– самовоспитание
– социализация
– формирование
– развитие
33. Результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств:
– образование
– воспитание
– формирование
– самовоспитание
34. Необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, требующих успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни:
– эрудиция
– профессиональная пригодность
– профессиональное мастерство
– профессиональное новаторство
35. Деятельность педагога, связанная с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности:
– ориентационно-прогностическая
– диагностическая
– организаторская
– проектировочная
36. Деятельность педагога, которая выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи:
– ориентационно-прогностическая
– организаторская
– коммуникативно-стимулирующая
– исследовательско-творческая
37. Деятельность педагога, направленная на вовлечение учащихся в намеченную работу и стимулирование ее активности:
– организаторская
– ориентационно-прогностическая
– информационно-объяснительная
– исследовательско-творческая
38. Деятельность педагога, предусматривающая влияние учителя на учеников, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения
– организаторская
– коммуникативно-стимулирующая
– информационно-объяснительная
– конструктивная
39. Совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают:
– система образования
– развивающая система
– система формирования
– воспитательная система
40. Базовая школа предполагает обучение в течение:
– 4-х лет
– 8-ми лет
– 9-ти лет
– 11-ти лет
41. Средняя общеобразовательная школа предполагает обучение в течение:
– 9-ти лет
– 10-ти лет
– 11-ти лет
– 12-ти лет
42. Базовым обязательным образованием в Республике Беларусь является:
– дошкольное образование
– общее образование
– полное (среднее) образование
– высшее образование
43. Учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения и воспитания подрастающих поколений:
– лицей
– школа
– колледж
– профессиональное училище
44. Специальное учебное заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена:
– лицей
– базовая школа
– колледж
– гимназия
45. Профессионально ориентированное учебное заведение, которое обеспечивает повышенный уровень среднего образования на заключительной ступени, профессиональную подготовку по направлениям и специальностям высшей школы:
– лицей
– профессиональное училище
– гимназия
– базовая школа
46. Приоритетность гуманитарного компонента является отличительной чертой:
– лицея
– колледжа
– гимназии
– школы
47. Системообразующим фактором педагогического процесса является:
– цель
– содержание
– мотив
– деятельность
48. Компонент педагогического процесса, отражающий смысл вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу:
– содержательный
– целевой
– деятельностный
– результативный
49. Компонент педагогического процесса, отражающий эффективность его протекания:
– результативный
– целевой
– содержательный
– деятельностный
50. Компонент педагогического процесса, предполагающий взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом:
– целевой
– деятельностный
– результативный
– содержательный
51. В современной дидактике к определению сущности содержания образования осуществляется реализация подхода:
– технократического
– знаниево-ориентированного
– личностно-ориентированного
– авторитарного
52. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности:
– когнитивный опыт
– опыт практической деятельности
– опыт творческой деятельности
– опыт отношений
53. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала:
– учебная программа
– учебное пособие
– стандарт образования
– учебный план
54. Утвержденный Министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах:
– учебный план
– учебное пособие
– учебная программа
– стандарт образования
55. Утвержденный Министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе:
– учебный план
– учебная программа
– стандарт образования
– учебное пособие
56. Наука об обучении, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатах:
– возрастная педагогика
– дидактика
– теория воспитания
– педагогика развития
57. Система действий педагога, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности школьников:
– учение
– обучение
– преподавание
– воспитание
58. Целенаправленная, мотивированная, регулируемая деятельность по восприятию, осмыслению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание обучающегося:
– обучение
– преподавание
– учение
– развитие
59. Двусторонний характер обучения заключается в:
– усвоении научных знаний и формировании умений обучающихся
– взаимосвязи преподавания и учения
– целенаправленности и результативности обучения
– сочетании информационной и контролирующей деятельности учителя
60. Понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения:
– умения
– знания
– навыки
– взгляды
61. Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности:
– задатки
– способности
– знания
– навыки
62. Результатом восприятия является формирование:
– представлений
– убеждений
– понятий
– взглядов
63. Результатом осмысления является формирование:
– представлений
– убеждений
– понятий
– взглядов
64. Простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств:
– понятие
– ощущение
– представление
– суждение
65. Отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов:
– понятие
– ощущение
– восприятие
– умозаключение
66. Низшая форма знания, единичное, образное знание:
– понятие
– суждение
– умозаключение
– представление
67. Форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений:
– понятие
– ощущение
– восприятие
– представление
68. Существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями, процессом:
– идея
– теория
– закономерность
– принцип
69. Объективный характер закономерностей процесса обучения, выражается в том, что они:
– зависят от мастерства учителя
– определяются содержанием обучения
– всегда присутствуют в процессе обучения
– отражают целостность педагогического процесса
70. Наглядность, научность, сознательность и активность в обучении относятся к дидактическим:
– принципам
– средствам
– приемам
– условиям
71. Соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося составляет содержание принципа:
– научности
– доступности
– наглядности
– проблемности
72. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа:
– активности и сознательности
– проблемности
– наглядности
– систематичности и последовательности
73. Основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти в учебных или практических целях, составляет содержание принципа:
– научности
– прочности
– проблемности
– наглядности
74. Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся в процессе обучения отражает принцип:
– прочности
– проблемности
– доступности
– активности и сознательности
75. Способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом:
– принцип
– форма
– метод
– условие
76. Критерий, лежащий в основе разделения методов обучения на словесные, наглядные и практические:
– этапы усвоения знаний
– завершенность цикла обучения
– источник передачи и усвоения знаний
– характер познавательной деятельности
77. Повествовательно-сообщающее изложение изучаемого материала учителем – это метод:
– школьная лекция
– рассказ
– беседа
– демонстрация
78. Критерий, лежащий в основе разделения методов обучения на индуктивные и дедуктивные:
– источник передачи и усвоения информации
– этапы усвоения знаний
– завершенность цикла обучения
– логика изложения материала
79. Пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала - это метод:
– объяснение
– рассказ
– школьная лекция
– беседа
80. Метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся:
– объяснение
– рассказ
– беседа
– школьная лекция
81. Диалогичным методом изучения учебного материала является:
– рассказ
– беседа
– школьная лекция
– проблемное изложение
82. Материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний:
– метод обучения
– форма обучения
– средство обучения
– принцип обучения
83. Психологические основы развивающего обучения разрабатывались в работах:
– М.Е. Бернадского, В.В. Гузеева
– М.В. Кларина
– Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
– В.Р. Шаталова
84. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили разработана для:
– дошкольников
– учеников начальной школы
– учеников средних классов
– учеников старших классов
85. Методы, способствующие усвоению содержания обучения:
– объяснительно-иллюстративные
– репродуктивные
– частично-поисковые
– все варианты ответа
86. Форма обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания:
– работа с учебником
– лабораторная работа
– упражнение
– практическое занятие
87. Дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом, а также порядком его существования:
– способ
– форма
– содержание
– условие
88. Теоретическую разработку и популяризацию классно-урочной системы обучения осуществил:
– Дж. Ланкастер
– Я. А. Коменский
– К. Д. Ушинский
– М. Монтессори
89. Коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий, заранее составленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом:
– факультатив
– урок
– экскурсия
– экзамен
90. Удовлетворять запросы учащихся в более глубоком изучении отдельных предметов призвана такая форма обучения как:
– домашняя учебная работа
– факультатив
– урок
– экскурсия
91. Классификация уроков была впервые разработана:
– К.Д. Ушинским
– Н.И. Пироговым
– Н.К. Крупской
– И.Г. Песталоцци
92. Внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации, определяют:
– содержание урока
– структуру урока
– цель урока
– результат урока
93. Комплексный анализ урока предполагает анализ:
– отдельных аспектов урока
– деятельности учителя
– деятельности учащихся
– урока сквозь призму всех дидактических категорий
94. Тип урока, позволяющий в полной мере реализовать метод обучения – эвристическая беседа:
– урок-лекция
– комбинированный урок
– урок –проверка знаний
– проблемный урок
95. Тип урока, позволяющий воплотить все этапы усвоения учебной информации:
– урок сообщения новых знаний
– урок совершенствования умений
– урок проверки знаний
– комбинированный урок
96. Необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – суть принципа:
– наглядности
– систематичности
– объективности
– научности
97. Обучающая функция как главная функция контроля, характерная идея:
– предварительного контроля
– текущего контроля
– повторной проверки
– итоговой проверки
98. Выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых – это:
– контроль
– оценка
– учет
– отметка
99. К принципам диагностирования относятся:
– систематичность
– наглядность
– объективность
– все варианты ответов
100. К методам контроля не относится:
– устный опрос
– письменный опрос
– анкетирование
– контрольная работа
101. Движущей силой процесса воспитания являются:
– конфликты
– требования
– противоречия
– поощрения
102. Особенностью (спецификой) процесса воспитания не является:
– многофакторность
– длительность
– массовость
– целенаправленность
103. Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям - это требование принципа:
– личностного подхода
– общественной направленности воспитания
– гуманизации воспитания
– опоры на положительное в воспитании
104. Координация усилий школы, семьи и общественности – это принцип воспитания:
– общественная направленность воспитания
– единство воспитательных воздействий
– связь воспитания с жизнью, трудом
– личностный подход
105. Принцип, требующий подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания:
– единство воспитательных воздействий
– гуманизация воспитания
– общественная направленность воспитания
– связь воспитания с жизнью, трудом
106. Положение о том, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях положено в основу принципа:
– единство воспитательных воздействий
– гуманизация воспитания
– общественная направленность воспитания
– связь воспитания с жизнью, трудом
107. Философское положение «о противоречивости человеческой природы» является основой принципа:
– философское положение «о противоречивости человеческой природы» является основой принципа
– гуманизация воспитания
– опора на положительное в воспитании
– единство воспитательных воздействий
108. Предъявление посильных и разумно сформулированных требований – это суть принципа:
– личностный подход
– опора на положительное в воспитании
– гуманизация воспитания
– единство воспитательных воздействий
109. Суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением тех или иных природных и общественных явлений:
– идеалы
– потребности
– взгляды
– мотивы
110. Осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-либо – это:
– взгляды
– убеждения
– мотивы
– идеалы
111. Одной из задач нравственного воспитания является:
– овладение правилами и нормами поведения
– занятие физическим трудом
– развитие познавательных сил учащихся
– формирование умения видеть и ценить прекрасное
112. Ядром мировоззрения являются:
– потребности и возможности
– взгляды и убеждения
– задатки и способности
– интересы и ценности
113. Система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности:
– мораль
– философия
– социология
– антропология
114. Постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимоотношений – это нравственное(ая):
– поведение
– чувство
– воля
– сознание
115. Знание моральных принципов и норм – это нравственное(ая, ый):
– сознание
– поведение
– воля
– идеал
116. Правило, имеющее общий характер – это нравственное(ая, ый):
– норма
– поступок
– чувство
– поведение
117. Содержанием гражданского воспитания является:
– формирование гражданской позиции личности
– бережное отношение к истории своего отечества
– развитие чувства патриотизма
– все варианты ответа
118. Исходный этап общения с искусством и красотой действительности:
– эстетическое восприятие
– эстетическое сознание
– эстетическая потребность
– эстетический вкус
119. Субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусству - это :
– эстетическое чувство
– эстетическое восприятие
– эстетическая потребность
– эстетическое суждение
120. Устойчивая необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями:
– эстетическая потребность
– эстетическое суждение
– эстетическое восприятие
– эстетическое сознание
121. К основным средствам воспитания физической культуры не относятся:
– физические упражнения
– природные факторы
– спортивные достижения
– гигиенические факторы
122. Формированию здорового образа жизни в школьной среде мешает:
– отсутствие режима дня
– игнорирование утренней зарядки
– уроки физкультуры по принуждению
– все варианты ответа
123. Социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве:
– эстетический идеал
– эстетическая потребность
– эстетическое суждение
– эстетическое чувство
124. Метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности:
– упражнение (приучение)
– требование
– метод убеждения
– метод осуждения
125. Метод воспитания, с помощью которого стимулируется или тормозится деятельность воспитанника:
– метод положительного примера
– метод одобрения
– требование
– метод приучения
126. Признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выраженные публично или в личной форме, - это метод:
– осуждения
– одобрения
– требования
– убеждения
127. Педагогическое требование – это метод:
– формирования сознания
– организации деятельности и формирование опыта поведения
– стимулирования поведения и деятельность
– педагогического исследования
128. Интенсивное выполняемое упражнение – это метод:
– требование
– убеждение
– приучение
– поручение
129. Пример относится к группе методов:
– стимулирования поведения и деятельности
– педагогического исследования
– формирования сознания личности
– организации деятельности и формирование опыта поведения
130. Упражнение относится к группе методов:
– организации деятельности и формирования опыта поведения
– стимулирование поведения и деятельности
– формирования сознания личности
– педагогического исследования
131. Этический рассказ, этическая беседа относится к группе методов:
– педагогического исследования
– организации деятельности и формирования опыта поведения
– формирование сознания личности
– стимулирование поведения и деятельности
132. Внешнее выражение процесса воспитания – это:
– форма
– метод
– содержание
– средство
133. Коллектив начинает поддерживать требования педагога и сам предъявляет эти же требования к членам коллектива на:
– первой стадии развития
– второй стадии развития
– третьей стадии развития
– последующих стадиях развития
134. Признаком коллектива не является:
– общая социально значимая цель
– взаимодействие учителя и ученика
– отношения ответственной зависимости
– общий выборный руководящий орган
135. Закон движения коллектива был сформулирован:
– Я.А. Коменским
– А.С. Макаренко
– В.А. Сухомлинским
– Н.К. Крупской
136. Сущность принципа параллельного действия в теории коллектива А.С. Макаренко заключается:
– в необходимости воздействия как личности на коллектив, так и коллектива на личность
– в совместной воспитательной работе всех воспитателей
– в союзе родителей и учителей
– в единстве обучения и воспитания
137. Уровень межличностного общения, являющийся наиболее востребованным в образовательном процессе:
– примитивный
– манипуляторский
– стандартизованный
– конвенциональный
138. Этапы, характеризующие структуру педагогического общения:
– моделирование
– коммуникативная атака
– управление педагогическим общением через управление вниманием
– все варианты ответов
139. Эффективность педагогического общения обеспечивается с помощью:
– попустительского стиля
– авторитарного стиля
– демократического стиля
– либерального стиля
140. Концепция педагогики сотрудничества разработана:
– Ф. Шаталовым
– Е. Ильиным
– Н. Гузик
– все варианты ответов
141. Наиболее распространенными ошибками в работе учителя с родителями школьников являются:
– несоблюдение педагогического такта
– неумение реализовать индивидуальный подход
– перенос негативного отношения к ученику на его родителей
– все варианты ответов
142. Гражданственность как черта личности предполагает наличие у человека:
– гражданского сознания
– способность к гражданскому выбору
– эмоционально-ценностного отношения к правам и обязанностям гражданина
– все варианты ответов
143. Этика критики предполагает умение:
– переложить вину на обстоятельства
– принять участие в вине
– взять вину на себя
– все варианты ответов
144. Положение «Приоритет теоретических знаний над эмпирическими» соответствует педагогическому принципу:
– наглядности
– системности
– научности
– демократизации
145. Ведущим видом деятельности для младшего школьника является:
– общение со сверстниками
– игровая деятельность
– учебная деятельность
– непосредственное эмоциональное общение со взрослыми
146. Ведущим видом деятельности для подростка является:
– предметно-манипулятивная деятельность
– учебно-профессиональная деятельность
– игровая деятельность
– общение со сверстниками
147. Ведущим видом деятельности для старших школьников является:
– непосредственное эмоциональное общение со взрослыми
– учебно-профессиональаня деятельность
– учебная деятельность
– общение со сверстниками
148. Деятельность педагога, связанная с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности, – это:
– диагностическая
– организаторская
– коммуникативно-стимулирующая
– проектировочная
149. Школьный учебник выполняет следующие функции:
– систематизирующую и интегрирующую
– обучающую и координирующую
– контролирующую и развивающую
– все варианты ответов
150. При каких условиях учение школьников протекает наиболее успешно?
– если учитель осуществляет обучение способом создания и разрешения проблемных ситуаций
– если учитель умело поддерживает в течение урока внимание учащихся, их активность и самостоятельность
– если материал, изучаемый на уроке, имеет практическую значимость и учебную ценность для ученика
– все варианты ответов
151. Существенная, необходимая, повторяющаяся субъективно существующая связь (отношение) между явлениями – это:
– прием
– идея
– теория
– закономерность
152. Дифференциация обучения – это:
– организация и подбор специальных условий для обучения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и личностных качеств
– разделении учащихся на группы по учебным успехам
– делении класса на «сильных», «средних» и «слабых»
– учет отношения учащихся к предмету и учителю
153. Теоретическую разработку и популяризацию классно-урочной системы обучения осуществил:
– Дж. Ланкастер
– Я. А. Коменский
– И. Штурм
– М. Монтессори
154. Внутреннее строение и последовательность отдельных взаимосвязанных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации, определяют:
– структуру урока
– цель урока
– характер урока
– результат урока
155. Причины появления в школьной практике нестандартных уроков:
– совершенствование взаимоотношений между учителями и администрацией школы
– повышение уровня ответственности педагогических работников за здоровье учащихся
– обновление и совершенствование материальной базы школы
– поддержание интереса к учебному труду.
156. Проверка домашних заданий позволяет учителю изучать:
– отношение учащихся к учебной работе
– качество усвоения изучаемого материала
– степень самостоятельности при выполнении заданий
– все варианты ответов
157. Для метода воспитывающих ситуаций характерно:
– создание специальных условий, в которых ученик должен выбрать определенный вариант поведения
– предъявление ученику конкретных задач, которые подлежат выполнению
– предоставления образца нравственного поведения
– организация разговора с нарушителем дисциплины
158. Способ резкого и неожиданного педагогического воздействия в крайне обостренных (конфликтных) ситуациях с целью преодоления нежелательного поведения:
– метод принуждения
– метод «взрыва»
– метод требования
– метод замечания
159. Методика поощрения рекомендует:
– одобрять не только результат, но и мотив, способ деятельности
– приучать ценить сам факт поощрения, а не его материальный вес
– поощрять чаще детей с низкой самооценкой
– все варианты ответов
160. Оценочное суждение, выражающее отношение детского коллектива к различным нормам, явлениям, событиям окружающей жизни:
– воспитывающая ситуация
– общественное мнение
– педагогическое требование
– этическая беседа
161. Завершите предложение: «Научное мировоззрение основано на ….»:
– осмыслении сущности и причинно-следственных связей природных и общественных явлений
– житейском опыте и здравом смысле
– субъективном объяснении человеком явлений жизни
– интуитивно-эмоциональной оценке окружающей действительности
162. Какое из предложенных суждений определяет понятие «мировоззрение»?
– система взглядов на природу
– система взглядов на современную жизнь
– система взглядов на цивилизацию
– система взглядов на мир в целом
163. Исторически сложившиеся нормы, правила, требования к человеку, в которых выражается ценностное отношение к явлениям жизни:
– этика
– диагностика
– мораль
– теория
164. С каким утверждением, касающимся проблемы трудового воспитания, нельзя согласиться?
– трудовое воспитание начинается в семье с трудовых обязанностях
– трудовое воспитание осуществляется только на уроках труда
– в труде воспитывает не само физическое усилие, а умелая организация труда
– трудовое воспитание необходимый компонент гражданского становления
165. Обозначьте содержание заключительного этапа организации трудового дела:
– разъяснение цели и условий предстоящей деятельности
– организация взаимопомощи, использование элементов игры и соревнования
– оценка результатов, показ полезности важности сделанного, благодарность
– инструкция по технике безопасности, показ рациональных приемов работы
166. Автором произведения «Письма к сыну» являются:
– Н.К. Крупская
– В.А. Сухомлинский
– К.Д. Ушинский
– А. С. Макаренко
167. Сравнение стадий развития детского коллектива с символами-аналогами «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» было сделано:
– А. С. Макаренко
– И. П. Ивановым
– А. Н. Лутошкиным
– Н. В. Щурковой
168. Воспитательный потенциал семьи зависит от:
– преобладающего стиля семейного воспитания
– взглядов супругов на выполнение родительских функций
– семейных традиций в проведении досуга, помощи родственникам, распределении домашних обязанностей
– все варианты ответов
169. Крайний семейный деспотизм в различных его проявлениях: демонстрация власти, суровые требования, приказы, угрозы и т.д.:
– опека
– диктат
– конфронтация
– сотрудничество
170. Кому из педагогов принадлежит авторство лекций «О родительском авторитете»?
– К. Д. Ушинскому
– В. А. Сухомлинскому
– А. С. Макаренко
– Н. И. Болдыреву
171. Условиями положительного взаимодействия школы и семьи явялются:
– доверительные, заинтересованные отношения между педагогами и родителями
– соблюдение такта, уважения
– объективность в оценке сложившейся ситуации
– все варианты ответов
172. Компонентами управленческой культуры руководителя школы являются:
– аксиологический
– технологический
– личностно-творческий
– все варианты ответов
173. Отрасль научных знаний о процессе обновления педагогической деятельности, о принципах, закономерностях, методах и средствах нововведений в работу всех педагогов – это:
– педагогика сотрудничества
– школоведение
– педагогика развития
– педагогическая инноватика
174. Основные критерии педагогических инноваций:
– уровень новизны
– результативность
– возможность творческого применения в массовом опыте
– все варианты ответов
175. Назначение аттестационной комиссии в школе:
– обобщение итогов деятельности учителя и экспертная оценка его практической деятельности
– организация работы по изучению инструктивно-методических материалов
– изучение и внедрение передового педагогического опыта
– органиазция индивидуального наставничества
176. Решение о присвоении квалификационной категории входит в компетенцию:
– педсовета
– заведующего отделом образования
– директора школы
– аттестационной комиссии
177. Резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей:
– обструкция
– аффект
– дискомфорт
– конфликт
178. Способы разрешения конфликта:
– проявление эмпатии
– «третейский суд»
– ультиматум
– все варианты ответов
179. Такие принципы обучения как учить всех всему, школа – мастерская человечности, идти от простого к сложному – сформулирован впервые:
– Я.А. Коменский
– К.Д. Ушинский
– А.С. Макаренко
– В.А. Сухомлинский
180. Объектом изучения педагогики является:
– образование
– социализация
– самовоспитание
– саморазвитие
181. Предметом педагогики является:
– социализация
– самореализация
– самовоспитание
– педагогический процесс
182. Внутрепредметному и межпредметному уровню усвоения знаний в большей степени способствует реализация принципа:
– доступности
– активности
– дифференциации
– системности
183. Передача накопленного социального опыта от старших поколений к младшим
– образование
– воспитание в социальном смысле
– обучение
– развитие
184. «Трактат о достоинстве и увеличении наук» был издан:
– Я.А. Коменским
– Д. Дидро
– Ф. Бэконом
– И.Г. Пестолоцци
185. Автором дидактического сочинения «Великая дидактика» является:
– Д. Локк
– Ж.Ж. Руссо
– Я. А. Коменский
– И.Г. Пестолоцци
186. Теория естественного воспитания создана:
– Я.А. Коменким
– Ж.Ж. Руссо
– Франсуа Робле
– К. Гельвеций
187. Автором произведения «Человек как предмет воспитания» является:
– Н. Гусовский
– К.Д. Ушинский
– А.С. Макаренко
– Н.К. Крупская
188. Автором произведения «Педагогическая поэма» является:
– А.С. Макаренко
– В.А. Сухомлинский
– Н.К. Крупская
– К.Д. Ушинский
189. Автором книги «Павлышская средняя школа» является:
– Н.К. Крупская
– В.А. Сухомлинский
– А.С. Макаренко
– К.Д. Ушинский
190. Педагогика связана с науками:
– философия
– психология
– физиология
– все варианты ответов
191. Метод теоретического исследования:
– регистрация
– ранжирование
– шкалирование
– теоретический анализ
192.Метод теоретического исследования:
– теоретический анализ
– индуктивный анализ
– дедуктивный анализ
– все варианты ответов
193. Метод изучения педагогического опыта:
– регистрация
– анкетирование
– шкалирование
– дедуктивный анализ
194. Предвосхищение идеально воображаемого результата деятельности как желаемого и ожидаемого продукта:
– средство
– цель
– условие
– способ
195. Цель воспитания отражает:
– уровень развития общества
– потребности общества
– уровень развития педагогической теории
– все варианты ответов
196. Цель формирования физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина характерен для:
– афинского воспитания
– спартанского воспитания
– воспитания средневековья
– воспитания эпохи Возрождения
197. Система афинского воспитания предполагала:
– умственное воспитание
– нравственное воспитание
– физическое воспитание
– все варианты ответов
198. Основным составляющим воспитания в настоящее время является:
– идеологическое воспитание
– экологическое воспитание
– семейное воспитание
– все варианты ответов
199. Носителем сознания и самосознания является:
– особь
– индивид
– личность
– род
200. Общественную сущность человека характеризует понятие:
– особь
– личность
– индивид
– род
201. Непохожесть, своеобразие, отличие одного человека от другого характеризует понятие:
– индивидуальность
– разумнотсь
– ответственность
– достоинство
202. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека:
– воспитание
– обучение
– развитие
– социализация
203. Результат развития личности:
– формирование
– воспитание
– обучение
– социализация
204. Воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями – это фактор развития:
– среда
– воспитание
– самовоспитание
– наследственность
205. Продолжением и развитием воспитания является:
– социализация
– самовоспитание
– развитие
– формирование
206. Человек, ведущий преподавательскую или воспитательную работу:
– учитель
– воспитатель
– преподаватель
– все варианты ответов
207. Изучение учащихся, установление уровня их развития, воспитанности – это деятельность педагога:
– организаторская
– диагностическая
– конструктивная
– информационная
208. Умение устанавливать и поддерживать с учеником доброжелательные отношения – это деятельность педагога:
– диагностическая
– коммуникативная
– исследовательская
– организаторская
209. Анализ хода обучения и воспитания осуществляется в процессе деятельности:
– аналитико-оценочной
– исследовательской
– информационной
– коммуникативной
210. Социальный опыт - это:
– знания
– умения
– опыт творческой деятельности
– все варианты ответов
211. Автором учебника «Мир чувственных вещей в картинках» является:
– Д. Локк
– Я.А. Коменский
– Ф. Робле
– Ф. Бэкон
212. Автором педагогического сочинения «Эмиль, о воспитании» является:
– Ж.Ж. Руссо
– И.Г. Песталоцци
– Д. Локк
– Д. Дидро
213. Фундаментом педагогики является:
– социология
– философия
– физиология
– экономика
214. В систему педагогических наук входит:
– история педагогики и образования
– общая педагогика
– школьная педагогика
– все варианты ответов
215. Совокупность прижизненно вырабатываемых свойств и качеств характеризует понятие:
– особь
– человек
– личность
– индивид
216. К основным признакам, характеризующим понятие личность, относятся:
– разумность
– ответственность
– свобода
– все варианты ответов
217. Первичные потребности личности:
– еда
– комфорт
– безопасность
– все варианты ответов
218. Высшие духовные потребности личности:
– познавательная
– моральная
– эстетическая
– все варианты ответов
219. Основные виды деятельности школьников:
– игра
– учение
– труд
– все варианты ответов
220. Природными предпосылками развития способностей являются:
– потребности
– задатки
– мотивы
– направленность
221. Умение определять направления воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи – это деятельность педагога:
– ориентационно-прогностическая
– организаторская
– оценочная
– диагностическая
222. Деятельность педагога, предполагающая передачу научной, мировоззренческой и другой информации:
– оценочная
– коммуникативная
– информационная
– исследовательская
223. Единство теоретической и практической готовности:
– компетентность
– мастерство
– педагогическая техника
– умения
224. Теоретические основы процесса обучения и содержания образования изучает наука:
– андрагогика
– педагогика
– дидактика
– психология
225. К основной функции дидактики как науки относится:
– научно-теоретическая
– практическая
– объяснительная
– иллюстративная
226. Единство содержания и процесса характерно для:
– андрагогического процесса
– педагогического процесса
– процесса обучения
– все варианты ответов
227. Взаимосвязанная деятельность учителя и ученика по передаче и усвоению состава содержания образования – это:
– процесс обучения
– педагогический процесс
– процесс воспитания
– андрагогический процесс
228. Педагогический процесс как систему и целостное явление характеризует:
– взаимосвязь его структурных компонентов
– ориентация на обучение, развитие, воспитание и формирование
– реализация триединой задачи образовательного процесса
– все варианты ответов
229. Знания бывают:
– теоретическими
– эмпирическими
– иррациональными
– все варианты ответов
230. Умения бывают:
– обобщенными
– репродуктивными
– творческими
– все варианты ответов
231. Опыт творческой деятельности предполагает способность к:
– видению альтернативной функции
– способность к гипотетическому мышлению
– способность к ближнему и дальнему
– все варианты ответов
232. Двухсторонность процесса обучения обеспечивается за счет:
– взаимосвязи всех компонентов его образующих
– посредством реализации состава содержания образования
– единство содержания и процесса
– все варианты ответов
233. Принцип демократизации в педагогическом процессе характеризуется:
– расширением свободы выбора всех субъектов педагогического процесса
– сужением рамок строгой регламентации
– расширением академических свобод
– все варианты ответов
234. Реализация принципа дифференциации в педагогическом процессе предлагает:
– учет интересов и возможностей ученика
– ориентация на развитие его познавательных мотивов и потребностей
– учета уровня развития ребенка
– все варианты ответов
235. В цепочке единого педагогического процесса: цель – задачи –деятельность –результаты, найдите недостающее звено:
– контроль
– оценка
– содержание образования
– потребность
236. Важность реализации какого принципа подчеркивает утверждение: человек запоминает 10% из того, что он слышит, 20% - из того, что он видит и 90% из того, что он делает самостоятельно?:
– дифференциацияисистемности
– гуманизации
– осознанность и активность
237. Какие из ниже перечисленных методов соответствуют классификации методов по И.Я. Лернеру и Н.Н. Скаткину:
– объяснительно-иллюстративный
– репродуктивный
– частичнопоисковый и исследовательский
– все варианты ответов
238. Какие из перечисленных методов наибольшей степени способствуют реализации принципа системности?
– словесные
– дедуктивные
– наглядные
– практические
239. Какое из перечисленных положений теории развивающего обучения способствует реализации принципа научности:
– приоритет теоретических знаний над эмпирическими
– идти вперед быстрыми темпами
– внимание к развитию каждого
– идея свободного выбора
240. Какие из перечисленных ниже приемов обучения имеет отношение к реализации метода дедукции:
– синтез
– анализ
– обобщение
– все варианты ответов
241. Дети группы риска – это подростки:
– девиантного поведения
– делинквентного поведения
– лишенные внимания родителей
– все варианты ответов
242. Уровнями развития детского коллектива по Л.Н. Лутошкину являются:
– песчаная россыпь
– мягкая глина
– горящий факел
– все варианты ответов
243. Нравственное воспитание предполагает формирование:
– этических знаний
– этических умений
– способности к нравственному выбору
– все варианты ответов
244. Эстетическое воспитание ориентировано на формирование основ эстетической культуры, которая состоит из:
– эстетического кругозора
– эстетических умений и навыков
– способности к эстетическому выбору
– все варианты ответов
245. Какой из принципов педагогического процесса в наибольшей степени способствует реализации задач эстетического воспитания:
– гуманизации
– связи с жизнью
– эстетизации образовательной среды
– личный подход
246. Кто из великих художников писал свои шедевры в Витебске:
– И. Репин
– М. Шагал
– Ю. Пэн
– все варианты ответов
247. Структура нравственности включает в себя следующие составляющие:
– нравственное сознание
– нравственные ценности и чувства
– нравственное поведение
– все варианты ответов
248. Нравственное сознание состоит из уровней:
– доморального
– конвенционального
– автономного
– все варианты ответов
249. К нравственному выбору в наибольшей степени способен человек, обладающий сознанием:
– доморальным
– конвенциональным
– автономным
– общественные
250. К вечным, непроходящим нравственным ценностям, характерным для всех времен и народов относятся:
– любовь
– достоинство
– честь
– все варианты ответов
251. Золотое правило нравственности впервые нашло отражение в:
– Библии
– учебнике по педагогике
– азбуке
– хрестоматии по литературе
252. К основным идеям педагогики сотрудничества относятся:
– идея опоры
– идея трудной цели
– идея интеллектуального фона
– все варианты ответов
253. В современной педагогике существуют прогрессивные концепции:
– педагогика успеха
– педагогика развития
– педагогика ненасилия
– все варианты ответов
254. Книга «Нестандартный ребенок» написана:
– Л. Толстым
– В. Леви
– А.С. Макаренко
– Я. Корчаком
255. Книга «Как любить детей» написана:
– А.С. Макаренко
– К.Д. Ушинским
– Я. Корчаком
– Я.А. Коменским
256. Псевдоискусство от подлинного отличает:
– сублимация чувств в неподлинном
– отсутствие гармонии
– имитация красоты
– все варианты ответов
257. Золотое правило дидактики в педагогике сформулировал:
– Я.А. Коменский
– А.С. Макаренко
– С. Полоцкий
– К.Д. Ушинский
258. «Сердце отдаю детям» - это произведение написал:
– В.А. Сухомлинский
– Я. Корчак
– А.С. Макаренко
– Л. Толстой
259. Нравственных добродетелей существует:
– 20
– 50
– 200
– свыше 300
260. Саногенное мышление это:
– мышление, рождающее здоровье
– позитивное мышление
– мышление, имеющее ненасильственный характер
– все варианты ответов
261. Дидактогения – это:
– фобия ребенка, связанная с агрессией учителя
– невроз учителя, вызванный агрессией ученика
– наука о правилах поведения
– наука о психике
262. Недопустимо применять следующие виды давления на школьника:
– словесное оскорбление
– публичное осмеяние
– шантаж
– все варианты ответов
263. Педагогика ненасилия предполагает в общении с детьми:
– из ряда возможных реакций на проступок человека выбирать ту реакцию, которая несет наименьший заряд насилия
– не заставлять ученика, а вдохновлять
– не принуждать, а организовывать
– все варианты ответов
264. Китч в искусстве – это имитация:
– чувств
– красоты
– реальности
– все варианты ответов
265. Творческие объединение «Квадрат» в Витебске объединило художников:
– супрематистов
– сюрреалистов
– импрессионистов
– экспрессионистов
266. Гражданская позиция предполагает наличие у гражданина:
– любви к Родине
– смелости
– искренности
– все варианты ответов
267. Здоровый образ жизни предполагает:
– отсутствие вредных привычек
– правильное питание
– физическое и духовное самосовершенствование
– все варианты ответов
268. Высшим уровнем развития коллектива является:
– самоуправление
– наличие актива
– наличие традиций
– наличие перспективы
269. Колонию им. А. Горького и коммуну им. Ф. Дзержинского возглавил:
– В.А. Сухомлинский
– А.С. Макаренко
– Н.К. Крупская
– К.Д. Ушинский
270. Свои научные труды доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики УО «ВГУ им. П. М. Машерова» И.Д. Чернышенко посвятил:
– физическому воспитанию
– гендерному воспитанию
– семейному воспитанию
– трудовому воспитанию
271. Какие из перечисленных уровней и стилей общения являются конструктивными в педагогическом общении:
– примитивный
– манипуляторский
– авторитарный
– конвенциональный
272. Какой из уровней общения является неприемлемым в общении в стиле учитель-ученик:
– деловой
– игровой
– стандартизированный
– примитивный
273. Какие модели общения являются неэффективными в педагогическом процессе:
– «Китайская стена»
– «Друг»
– «Монблан»
– все варианты ответов
274. Высшим уровнем общения в ситуации обвинения является умение:
– переложить вину на обстоятельства
– принять участие в вине
– сочувствие обвиняемому
– взятие вины на себя