Гуманистическая, пед. концепция Сухомлинского

Совет-ий педагог, заслуж-ый уч-ль УкрССР, членкор 2ух Академий, 25 лет дир-ор Павлышской шк-лы; автор более 40 кн, превед-ых более чем на 30 языков.ТРУДЫ: Сердце отдаю детям; Рожд-е гражданина; Дух. мир шк-ка; Труд и нравств-е восп-е и т.д. Взгляды С. стали воплощением всего лучшего, ч. было накоплено в отеч-ой пед-ке к 60ым г. 20 в. В основе пед-ой сис-мы С. лежит: 1) производит-ый труд во всем образе жизни детей, не только на уроках труда. "Труд радует р-ка сам по себе." 2) творч-я мысль не только в учении, но и во всех сферах жизни. 3) как основа нравств-го восп-я Сопереживай!. 4) общение с природой. Для пед-ой деят-ти С. хар-но единство обучения и восп-я. Задача школы:не только дать знания, но воспитать патриота и гражданина, восп-е благородных чув-в: моральных, интеллект-ых, эстетич-их. Одной из важнейших восп-ных задач - чтобы жизнь ученич-го кол-ва была первой шк-ой гражданственности труда, идейных и нравств-но-эстетич-х отношений." В дидакт-их взглядах С. два ведущих положения: 1) обучение это не механичя передача знаний, это мир человеч-х взаимоотношений. "Учитель д. б. не только наставником, но и другом уч-ся, вместе с ними преодол-ть трудности, радов-ся и огорчаться. 2) Обучение д. приносить радость. Чтобы обучение принос радость С. считает ч. нужно: 1) развить сознат-го отнош-е к учению. 2) п-цесс обучения д. носить развив-ий хар-р. С. явл-ся автором "проблем-го м-да обучения": 1) п-цесс обуч-я д.носить индивид-ый хар-р. 2) отнош-е к учению зависит от взаимоотношений, к-ые сладятся м-ду уч-ком и уч-лем. 3) научить р-ка учиться. 4) бережное отношение к оценке. "Оценка д. вознаграждать за трудолюбие, а не карать за нерадивость." Задача нравственного воспитания: нравств-но и практ-ки подготовить шк-ка к жизни и труду. Пр-пы нравств-го восп-я: 1) большее уважение к личности р-ка, как можно больше требоват-ти к себе, как к педагогу; 2) восп-е ч-з доверие; 3) опора на положит-е 4) перспективный подход к восп-ю. Хороший учитель по С.: 1) прежде всего чел-к, к-ый любит детей, находит радости" в общении с ними, верит, что каждый р-ок может стать хорошим чел-ом.

 


14, 15. Понятие, сущ-ть и структ-е компоненты содерж-я обр-ния. Док-ты, опред-щие содерж-е шк-го образ-я. Содержание (обучения, образования) – сис-ма научных знаний, практ-их умений и навыков, способов деят-ти и мышления, к-ыми учащимся необх-мо овладеть в процессе обуч-я, содерж-е образования – пед-ски адаптированный соц-ый опыт во всей его структурной полноте. Краевский: 4 структурных эл-та сод-я обр-я: опыт познават-ой деят-ти, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыт репродукт-ой деят-ти, фиксированной в форме способов её осуществления - умений и навыков; опыт творческой деят-ти - в форме проблемных ситуаций; опыт эмоц-но-ценностных отношений. ФУНКЦИИ сод-я обр-я: 1) информир-щая (формир-е мировоззрения, кругозора); 2) развив-ая (разв-е творч-их спос-тей, нав-ов, ум-ий, проф-ых спос-тей); 3) воспитат-я (формир-е сис-мы личностных отнош-й, ценностей, этич. и эстетич. к-ры); 4) социализир-я. Учебные планы - нормативные документы, утвержденные Министерством образования РБ и направл-ие деят-ть школы. УП - сертификат учебного заведения, определяющий: продолжит-ть учебного года, длит-ть четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; струк-ру и продолжит-ть практикумов, лагерных сборов и т.д. На основе учебного плана составл-ся уч-ые программы по всем предметам. Учебная программа - это утвержденный Мин-ом образ-ия РБ документ, в к-ом раскрыв-ся содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется сис-ма научных знаний, а также практ-их умений и навыков, к-ми необходимо овладеть учащимся. В концепции обр-ия РБ записано: личностно-ориентир-е образ-е, направ-е на разв-е целостного ч-ка: его прир-ых особ-тей, его соц-ых св-в, св-в субъекта к-ры (дух-ность, гуманность, твор-во).