Понятие о методологии педагогической науки

1. Антропологический принцип– системное использование данных всех наук о человеке, построение и осуществление педагогического процесса с учетом целостности природы человека, его возможности и потребности.

2. Культурологический принцип – культура в образовании выступает, как его содержащий составляющий источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально волевого ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению. Культура способствует развитию человека и становлению его, как творческой личности.

3. Этнический принцип– образование и воспитание необходимо осуществлять с учетом национальных традиций и менталитета народа, его культуры, национально-этнической обрядности, обычаев, привычек.

4. Личностный принцип– ориентация в педагогическом процессе на личность, как на цель, субъект, результат и главный критерий, его эффективности и продуктивности.

5. Деятельностный подход– педагогический процесс строится на основе ведущего вида деятельности, для определенной возрастной группы воспитанников и организации разнообразных видов деятельности, в которой воспитанник выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.

6. Системный подход – рассматривается, как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой подход позволяет выявить общие системные свойства и качественный характер составляющих.

7. Информационный подход –становление главных ресурсов научной техники и социальной экономики существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники. Играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а так же в других социальных областях, процесс воспитания и обучения – является, прежде всего, особым, закрытым в культуре способом оперирования информации.

Этимология слова педагогика.Для более глубокого проникновения в суть педагогической профессии следует обратиться к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Согласно словарю иностранных слов «педагог» (греч. paidagogos - pais (paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю) употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием, прежде всего детей и молодежи, - воспитателя, учителя, преподавателя.

Ян Амос Коменский(1952-1670) - вел. чешский педагог, в основе взглядов Каменского лежит пансофия – учение о мире и человеческом обществе.

Педагогическое учение Коменский считал, что в основе обучения должны лежать познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности, систематичность обучения, последовательность обучения, посильность обучения, прочность усвоения учащимися учебного материала, необходимость развивать познавательные способности учащихся.

Цитаты: "Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте. "

Цель воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни.

Обучение в школах осуществляется с помощью:

1. Общешкольный план. 2. Классно – урочная организация. 3. Обучение с 6-ти лет. 4. Запрет пропуска уроков. 5. Проверка знаний. 6. Экзамены. 7. Учебники для каждого класса.

Значение наследия для мировой педагогики:

1. Написал выдающиеся пед. Произв-я: «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», руководство по воспитанию дошкольников «Материнская школа».

2. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли.

3. Разработал теоретические основы классно-урочной системы.