Тема 5. Сущность процесса обучения.
Цель изучения темы – сформировать целостное представление о процессе обучения.
Задачи изучения темы:
1) выявить специфическую сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса;
2) изучить методологические и психологические основы процесса обучения;
3) рассмотреть процесс обучения структурно с позиций современной дидактики.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса.
Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения. Предмет дидактики, методы и функции дидактических исследований. Краткая история развития дидактических идей, анализ современных дидактических концепций (концепция развивающего обучения Л.В. Занкова, концепция содержательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, концепция проблемного обучения Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь и др.).
Структурные компоненты учебного процесса. Мотивационно-стимулирующий, содержательно-деятельностный, оценочно-измерительный и регулятивный компоненты обучения.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Социальная функция обучения.
Теория отражения как методологическая основа процесса обучения. Обучение как вид познания. Основные этапы овладения знаниями: восприятие (сосредоточение внимания, выделение объекта деятельности, уяснение учебной задачи); осмысливание (понимание теории, овладение теоретическим и практическим материалом); формирование и закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности.
Психологические основы учебного процесса: мотивы учения школьников, их развитие и формирование; роль познавательного интереса в обучении; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; эмоциональный фон обучения.
Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Деятельность преподавателя и ученика в разных видах обучения.
Формирование учебной деятельности школьников. Основные общеучебные и специальные умения.
Дидактические системы и модели обучения.
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 11, 12, 16, 19, 21, 23, 24, 27-29, 31, 33, 39, 43, 45, 46, 48, 50.
Вопросы для самопроверки:
1) Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины и перечислите проблемы, которые она исследует.
2) Раскройте сущность процесса обучения как двустороннего процесса. Какие компоненты входят в структуру процесса обучения?
3) Раскройте роль и специфику обучения в процессе всестороннего развития личности.
4) Перечислите функции процесса обучения и дайте характеристику каждой из них.
5) Как соотносятся для вас понятия «обучение» и «образование»?
6) Охарактеризуйте теорию отражения как методологическую основу процесса обучения.
7) Раскройте сущность одной из современных дидактических концепций.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.
2) В конспективной форме опишите различные подходы в дидактике к пониманию сущности и организации учебного процесса (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Ш.А. Амонашвили и др. педагоги).
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Современные зарубежные дидактические концепции».
2) Реферат на тему: «Организация учебной деятельности учащихся в опыте педагогов-новаторов».
3) Реферат на тему: «Интеграция образования в современной школе».
4) Реферат на тему: «Проблемы оптимизации обучения в современной школе».
Тема 6. Закономерности и принципы обучения как основа построения учебного процесса.
Цель изучения темы - раскрыть систему принципов обучения на основе закономерностей обучения.
Задачи изучения темы:
1) сформировать представление о роли законов и закономерностей в построении учебного процесса;
2) способствовать уяснению устойчивых связей между закономерностями и принципами обучения;
3) раскрыть суть общепризнанных принципов обучения.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Закономерности и принципы обучения. Закономерность обучения как педагогическая категория и теоретическая основа выработки принципов обучения. Классификация закономерностей обучения (дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, организационные закономерности).
Принцип обучения как категория дидактики. Из истории развития принципов обучения. Система дидактических принципов. Характеристика общепризнанных принципов обучения (научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой).
Взаимосвязь принципов обучения. Современные принципы обучения и воспитания. Реализация взаимосвязи современных принципов в учебном процессе.
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 11, 12, 23, 33, 43, 46, 48.
Вопросы для самопроверки:
1) Что выражают понятия «закономерность» и «закон»?
2) Какие группы закономерностей, и на основании каких критериев, выделяются в педагогике?
3) Влияет ли формулировка закономерности на её объективность?
4) Что такое принцип обучения?
5) Объясните взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.
6) Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?
7) Охарактеризуйте общепризнанные принципы обучения.
8) Почему Я.А. Коменский называл принцип наглядности в обучении «золотым правилом дидактики»?
9) В чём сущность принципа научности? Как его реализовать в обучении?
10) Какова роль принципов обучения в действиях учителя?
11) На какой принцип обучения необходимо опираться учителю, учитывая слова К.Д. Ушинского о том, что «дитя мыслит формами, красками, звуками»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.
2) За что Я.А. Коменского называют основоположником научной педагогики?
3) Я.А. Коменский писал:
«Правильно обнаруженные общие понятия дадут нам общие и прочные законы разумного обучения, которые необходимо соблюдать всегда и всюду; кроме того, частные знания дадут нам, в свою очередь, законы частные, которые необходимо соблюдать только в частных случаях» (Коменский Я.А. Новейший метод языков // Избр. пед. сочинения: В 2 т. – М., 1982. – С.529).
Сформулируйте смысл сказанного Я.А. Коменским современным научно-педагогическим языком.
4) Если ученику слишком легко даётся учеба, это должно только радовать учителя и родителей?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «Все ли принципы обучения учитываются в школьной практике сегодня? Почему?»
2) Доклад на тему: «Закономерности обучения, установленные в античной педагогике».