Тема 3. Развитие личности как педагогическая проблема.

Цель изучения темы – изучить развитие личности как педаго­гическую проблему.

Задачи изучения темы:

1) раскрыть роль биологических и социальных факторов в разви­тии личности;

2) охарактеризовать основные факторы социализации лично­сти;

3) раскрыть роль воспитания, деятельности и активность в раз­витии личности.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Биологическое и социальное в развитии человека. Инди­вид, индивидуальность, личность. Личность и ее определение в социологии, философии, психологии педагогике. Личность как объект и субъект воспитания. Процесс развития личности. Физи­ческие, физиологическое, психологическое и социальное разви­тие человека. Общие закономерности развития.

Факторы, влияющие на формирование личности. Наслед­ственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Раз­витие и воспитание. Взаимодействие биологических и социаль­ных факторов в развитии и формировании личности.

Возрастные и индивидуальные особенности развития. Этапы возрастного развития детей. Характеристика типологиче­ских возрастных проявлений с позиций теории кризисов детского возраста. Акселерация. Неравномерность развития. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Ведущая роль воспитания в формировании личности уче­ника. Деятельность как фактор развития. Различные виды дея­тельности, влияющие на формирование личности ребенка. Роль активности ребенка в деятельности и общении. Диагностика развития.

Воспитание и индивидуальные особенности личности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития де­тей в воспитании.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 11, 12, 42-44, 46.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое развитие личности?

2) Какими факторами обуславливается развитие личности?

3) Что такое наследственность?

4) Наследуются ли нравственные и социальные качества?

5) Как проявляется влияние ближайшего окружения (микро­среды) на развитие личности?

6) Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

7) Как влияет деятельность на развитие личности?

8) Зависит ли развитие от активности личности?

9) Что такое диагностика развития? Для чего и как она осуществ­ляется?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Покажите зависимость результатов воспитания от взаимодей­ствия различных факторов формирования лично­сти и её активности в работе над собой на примерах из своей школьной жизни.

3) Мог ли Тарзан научиться говорить и, тем более, читать, так, как это описано в романе Э. Берроуза? Почему?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Я унаследовал от родителей…».

2) Эссе на тему: «Телевидение в моей жизни…».