Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь.

Цель изучения темы - сформировать у студентов научно обоснованные представле­ния о взаимосвязи и взаимозависимо­сти общей и профессиональной куль­туры педагога.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть общую культуру как условие профессиона­лизма педагога;

2) сформировать представление о «педагогической культуре» как феномене, составной части общей культуры и качестве личности;

3) установить взаимосвязь и взаимозависимость общей и про­фессиональной куль­туры педагога.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Общая и профессиональная культура педагога.

Общая культура как условие профессионализма педагога.

Педагогическая культура как самостоятельный феномен и как составная часть общей культуры. Разнообразие подходов в определении «педагогической культуры». Педагогическая куль­тура как интегральное качество (синтез высокого профессиона­лизма и внутренних качеств) личности учителя, которое проек­тирует его общую культуру в сферу профессии, и является це­лью профессионального самосовершенствования, мерой твор­ческого присвоения и преобразования опыта, накопленного че­ловечеством в области воспитания и образования, и условием, предпосылкой эффективной педагогической деятельности. Ком­поненты педагогической культуры (аксиологический, технологи­ческий, личностно-творческий) и их характеристика. Основные средства (или способы) овладения педагогической культурой: деятельность и общение. Противоречия функционирования и формирования педагогической культуры (Н.В. Седова). Педаго­гическое творчество как одно из проявлений педагогической культуры. Научная эрудиция, ценностные ориентации как ком­поненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогиче­ского труда.

Методы: лекция.

Литература: 1, 5, 7, 8, 10, 12-16, 18-20, 22, 27, 32-36, 38-40, 42, 44, 45.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое педагогическая культура? Какие подходы сущест­вуют в определении феномена «педагогическая культура»?

2) Кому необходимо овладевать педагогической культурой?

3) В чём состоят сущность и взаимосвязь общей и педагогиче­ской культуры?

4) Дайте определение профессионально-педагогической куль­туры.

5) Рассмотрите и объясните соотношение понятий «профессио­нальная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура».

6) Охарактеризуйте компоненты педагогической культуры.

7) Есть ли необходимость культурологической составляющей в подготовке педагога?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На основе самоанализа своей общей культуры составьте развёрнутый план её развития на время обучения в вузе.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Способы развития профессиональной педагогической культуры».

2) Реферат на тему: «Этика поведения и общения учителя в процессе педагогической деятельности».

3) Эссе на тему: «Как я представляю себя в мире педагогиче­ской профессии».

4) Эссе на тему: «Зачем учителю иностранного языка знать… (например, историю или концепции современного естество­знания?)».

Тема 4. Профессионально-личностное становление и разви­тие педагога.

Цель изучения темы - сформировать у студентов целост­ное представление о профессионально-личностном становле­нии и развитии педагога

Задачи изучения темы:

1) дать студентам представление о профессионально-личност­ном «пути» педагога;

2) способствовать формированию у студентов мотивации на не­прерывное профессио­нальное самосовершенствование;

3) способствовать формированию первичных умений непрерыв­ного профессионально-педагогиче­ского самораз­вития у студентов.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Понятие о профессиональном идеале. Педагогическая профессиограмма. Образ «Мастера-Учителя» в педагогике. Со­отноше­ние творчества и ремесленничества в педагогике. Про­фессия «учитель пред­мета» и профессия «педагог» – проблемы соотношения. Творческое и консервативное начала в профес­сии. Цель как идеал и как планируемый уровень достижения.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Система непрерывного педагогического образования (допрофессиональный и профессиональный этапы, последип­ломное образование учителя). Основы профессиональной ори­ентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педаго­гической профессии. Содержание высшего педагогического об­разования. Профессиональное самовоспитание и самообразо­вание педагога. Этапы профессионально-личностного станов­ления и развития пе­дагога.

Требования Государственного образовательного стан­дарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к личности и профессиональной компетентности педагога. Общая характеристика ГОС ВПО, содержание основных поло­жений документа. Основные требования к личности специали­ста. Основные требования к деятельности специалиста. Про­фессиональная компетентность педагога.

Методы: лекция.

Литература: 1, 5, 10, 11, 15, 17-19, 22, 26, 27, 29, 32-35, 37, 39, 41, 42, 45, 46.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «профессиограмма»?

2) Каковы цель и задачи современного педагогического образо­вания?

3) Какие и почему можно выделить этапы непрерывного образо­вания педагога? Что характерно для каждого из них?

4) Что такое самооценка, и какова её роль в профессиональ­ном самовоспитании учителя?

5) Каковы задачи и содержание профессионального самовоспи­тания педагога?

6) Охарактеризуйте движущие силы процесса профессиональ­ного самовоспитания.

7) Каковы средства и методы профессионального самовос­пита­ния?

8) Что такое ГОС ВПО?

9) Охарактеризуйте основные требования ГОС ВПО к личности педагога.

10) Охарактеризуйте основные требования ГОС ВПО к профес­сиональной компетентности педагога.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Творческая ли профессия «педагог»? Педагог – «ремеслен­ник» или «творец»? Может ли творчество быть массовым?

2) Сформулируйте собственные задачи профессионального самовос­питания на данном этапе вузовского обучения и обоснуйте их.

3) Можно ли научиться творчеству или это врожденное каче­ство?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Современная система непрерывного про­фессионально-педагогического образования в России».

2) Реферат на тему: «Вузовский этап в формировании в сис­теме непрерывного образования педагога».

3) Эссе на тему: «Саморазвитие педагога».

Тема 5. Учитель и поиск средств самовыражения, профес­сиональной самореализации.

Цель изучения темы – заложить основы в формирование собственной выразительности будущих педагогов.

Задачи изучения темы:

1) изучить теоретические основы коммуникативной культуры педагога;

2) сформировать у студентов начальные умения в сфере педаго­гического общения.

Объем темы: 6 часов.

Содержание темы:

Мастерство педагогического взаимодействия. Особенно­сти педагогического общения.

Взаимодействие педагогической и актерской деятельно­сти. Основные средства выразительности. Самообразование и формирование собственной выразительности.

Основы ораторского и актерского мастерства педагога. Невербальный и вербальный аспекты общения.

Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изо­бразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Общение тактильное. Особенности невер­бального поведения учителя.

Речь учителя как компонент педагогического мастерства. Речевое поведение. Коммуникативные качества речи как сис­тема, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносли­вость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность го­лоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

Выразительность речи. Типы выразительности (содержа­тельная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, ме­лодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

Специфика проявления выразительности в профессио­нальной учебно-научной речи.

Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных ка­честв речи в процессе общения.

Гигиена голоса учителя.

Тренинг по отработке навыков невербального и вербаль­ного педагогического общения.

Методы: лекция, практическое занятие.

Литература: 1, 4, 5, 8, 13, 21, 38, 39, 41, 42.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «общение»? В чём заключаются его основные функ­ции?

2) Какова специфика педагогического общения?

3) Какие невербальные средства общения вы знаете? На­сколько, на ваш взгляд, осознают их значение учителя?

4) Чем речевая деятельность отличается от других видов дея­тельности?

5) Каковы функции речи учителя как компонента педагогиче­ского мастерства?

6) Что такое коммуникативные качества речи?

7) Какие типы выразительности речи вы знаете?

8) Что можно выразить интонацией?

9) Каковы основные правила гигиены голоса учителя?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

2) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

3) Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятель­ности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.

4) Какие качества голоса являются профессионально значи­мыми для учителя? Проанализируйте свойства своего го­лоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Роль системы К.С. Станиславского для развития мастерства педагога».

2) Реферат на тему: «Педагогический такт учителя».

3) Реферат на тему: «Речевое поведение педагога как компо­нент его профессионального мастерства».

4) Эссе на тему: «Можно ли убить словом?».

5) Эссе на тему: «Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель)».