Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь.
Цель изучения темы - сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть общую культуру как условие профессионализма педагога;
2) сформировать представление о «педагогической культуре» как феномене, составной части общей культуры и качестве личности;
3) установить взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Общая и профессиональная культура педагога.
Общая культура как условие профессионализма педагога.
Педагогическая культура как самостоятельный феномен и как составная часть общей культуры. Разнообразие подходов в определении «педагогической культуры». Педагогическая культура как интегральное качество (синтез высокого профессионализма и внутренних качеств) личности учителя, которое проектирует его общую культуру в сферу профессии, и является целью профессионального самосовершенствования, мерой творческого присвоения и преобразования опыта, накопленного человечеством в области воспитания и образования, и условием, предпосылкой эффективной педагогической деятельности. Компоненты педагогической культуры (аксиологический, технологический, личностно-творческий) и их характеристика. Основные средства (или способы) овладения педагогической культурой: деятельность и общение. Противоречия функционирования и формирования педагогической культуры (Н.В. Седова). Педагогическое творчество как одно из проявлений педагогической культуры. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогического труда.
Методы: лекция.
Литература: 1, 5, 7, 8, 10, 12-16, 18-20, 22, 27, 32-36, 38-40, 42, 44, 45.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое педагогическая культура? Какие подходы существуют в определении феномена «педагогическая культура»?
2) Кому необходимо овладевать педагогической культурой?
3) В чём состоят сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры?
4) Дайте определение профессионально-педагогической культуры.
5) Рассмотрите и объясните соотношение понятий «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура».
6) Охарактеризуйте компоненты педагогической культуры.
7) Есть ли необходимость культурологической составляющей в подготовке педагога?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) На основе самоанализа своей общей культуры составьте развёрнутый план её развития на время обучения в вузе.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Способы развития профессиональной педагогической культуры».
2) Реферат на тему: «Этика поведения и общения учителя в процессе педагогической деятельности».
3) Эссе на тему: «Как я представляю себя в мире педагогической профессии».
4) Эссе на тему: «Зачем учителю иностранного языка знать… (например, историю или концепции современного естествознания?)».
Тема 4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
Цель изучения темы - сформировать у студентов целостное представление о профессионально-личностном становлении и развитии педагога
Задачи изучения темы:
1) дать студентам представление о профессионально-личностном «пути» педагога;
2) способствовать формированию у студентов мотивации на непрерывное профессиональное самосовершенствование;
3) способствовать формированию первичных умений непрерывного профессионально-педагогического саморазвития у студентов.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Понятие о профессиональном идеале. Педагогическая профессиограмма. Образ «Мастера-Учителя» в педагогике. Соотношение творчества и ремесленничества в педагогике. Профессия «учитель предмета» и профессия «педагог» – проблемы соотношения. Творческое и консервативное начала в профессии. Цель как идеал и как планируемый уровень достижения.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Система непрерывного педагогического образования (допрофессиональный и профессиональный этапы, последипломное образование учителя). Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога. Этапы профессионально-личностного становления и развития педагога.
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к личности и профессиональной компетентности педагога. Общая характеристика ГОС ВПО, содержание основных положений документа. Основные требования к личности специалиста. Основные требования к деятельности специалиста. Профессиональная компетентность педагога.
Методы: лекция.
Литература: 1, 5, 10, 11, 15, 17-19, 22, 26, 27, 29, 32-35, 37, 39, 41, 42, 45, 46.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое «профессиограмма»?
2) Каковы цель и задачи современного педагогического образования?
3) Какие и почему можно выделить этапы непрерывного образования педагога? Что характерно для каждого из них?
4) Что такое самооценка, и какова её роль в профессиональном самовоспитании учителя?
5) Каковы задачи и содержание профессионального самовоспитания педагога?
6) Охарактеризуйте движущие силы процесса профессионального самовоспитания.
7) Каковы средства и методы профессионального самовоспитания?
8) Что такое ГОС ВПО?
9) Охарактеризуйте основные требования ГОС ВПО к личности педагога.
10) Охарактеризуйте основные требования ГОС ВПО к профессиональной компетентности педагога.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Творческая ли профессия «педагог»? Педагог – «ремесленник» или «творец»? Может ли творчество быть массовым?
2) Сформулируйте собственные задачи профессионального самовоспитания на данном этапе вузовского обучения и обоснуйте их.
3) Можно ли научиться творчеству или это врожденное качество?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Современная система непрерывного профессионально-педагогического образования в России».
2) Реферат на тему: «Вузовский этап в формировании в системе непрерывного образования педагога».
3) Эссе на тему: «Саморазвитие педагога».
Тема 5. Учитель и поиск средств самовыражения, профессиональной самореализации.
Цель изучения темы – заложить основы в формирование собственной выразительности будущих педагогов.
Задачи изучения темы:
1) изучить теоретические основы коммуникативной культуры педагога;
2) сформировать у студентов начальные умения в сфере педагогического общения.
Объем темы: 6 часов.
Содержание темы:
Мастерство педагогического взаимодействия. Особенности педагогического общения.
Взаимодействие педагогической и актерской деятельности. Основные средства выразительности. Самообразование и формирование собственной выразительности.
Основы ораторского и актерского мастерства педагога. Невербальный и вербальный аспекты общения.
Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Общение тактильное. Особенности невербального поведения учителя.
Речь учителя как компонент педагогического мастерства. Речевое поведение. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.
Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).
Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.
Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.
Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.
Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения.
Гигиена голоса учителя.
Тренинг по отработке навыков невербального и вербального педагогического общения.
Методы: лекция, практическое занятие.
Литература: 1, 4, 5, 8, 13, 21, 38, 39, 41, 42.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое «общение»? В чём заключаются его основные функции?
2) Какова специфика педагогического общения?
3) Какие невербальные средства общения вы знаете? Насколько, на ваш взгляд, осознают их значение учителя?
4) Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности?
5) Каковы функции речи учителя как компонента педагогического мастерства?
6) Что такое коммуникативные качества речи?
7) Какие типы выразительности речи вы знаете?
8) Что можно выразить интонацией?
9) Каковы основные правила гигиены голоса учителя?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?
2) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?
3) Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.
4) Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Роль системы К.С. Станиславского для развития мастерства педагога».
2) Реферат на тему: «Педагогический такт учителя».
3) Реферат на тему: «Речевое поведение педагога как компонент его профессионального мастерства».
4) Эссе на тему: «Можно ли убить словом?».
5) Эссе на тему: «Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель)».