Тема 1. Педагогическая профессия.

Цель изучения темы – сформировать у студентов пред­ставление о характерных чертах педагогической профессии.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть основные вехи процесса становления и разви­тия педагогической профессии в истории человечества;

2) охарактеризовать различные типы педагогических профес­сий;

3) выявить основные тенденции в современном состоянии отече­ственной системы образования в целом и школе в ча­стности.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Мир профессий. Профессии типа «человек-человек».

Общая характеристика педагогической профессии. Школа – история рождения явления. Возникновение и становле­ние педагогической профессии: допрофессиональный этап, ус­ловно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Особенности становления и развития педагогической профессии в России.

Типология современных педагогических профессий.

Современная школа: поиски и достижения. Виды учреж­дений, представляющих образователь­ные услуги. Школа как система, обеспечивающая возможность совместной педагогиче­ской деятельности. Поиск нового облика современной школы.

Перспективы развития педагогической профессии.

Методы: лекция.

Литература: 1, 2, 3, 7, 9, 10, 15-17, 22-25, 27, 28, 30, 31, 33, 39, 42, 43.

Вопросы для самопроверки:

1) В чём состоит своеобразие педагогической профессии?

2) Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?

3) Назовите основные качества, характеризующие представи­теля группы профессий «человек-человек».

4) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы возникнове­ния и развития педагогической профессии.

5) В чём заключаются особенности становления и развития педагогической профессии в России?

6) Охарактеризуйте различные типы профессиональной педаго­гиче­ской направленности.

7) В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учи­тель», «воспитатель»?

8) Каковы тенденции развития школьного образования в совре­менной России?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составить словарь по основам работы с литературными ис­точниками («план», «конспект», «реферат», «глоссарий», «саммари», «аннота­ция», «тезис», «антитезис»).

2) Можете ли вы на основе своего личного ученического опыта, личных ценностей и приоритетов оценить ситуацию в со­временной системе школьного образования? Какими вам видятся «плюсы» и «минусы» современной российской школы?

3) Найдите и выпишите высказывания общественных деяте­лей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогиче­ской профессии.

4) Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогиче­ской профессии.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Особенности становления и развития педагогической профессии в России».

2) Эссе на тему: «Каковы мотивы выбора мною педагогической профессии?».

3) Эссе на тему: «Есть ли явные противопоказания к выбору профессии «педагог»?

4) Эссе на тему: «Я и школа».