Задача № 1.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете: «Стучу, бренчу, хожу весь век, а не человек»

Ученик: Часы.

Учитель: Какой новый звук слышится в этом слове?

Ученик: Звук Ч.

Учитель: На огне стоит и одной ноздрей храпит.

Ученик: Чайник.

Учитель: Какой новый звук слышится в этом слове?

Ученик: Звук Ч.

Учитель: Все его бьют, а он не плачет, а все скачет.

Ученик: Мяч.

Учитель: Какой новый звук в этом слове?

Ученик: Звук Ч.

Учитель: Посмотрите на доску и назовите предметы, названия которых начинаются со звука Ч (на доске появляются иллюстрации - чашка, блюдце, носок).

Я буду произносить разные слова. Вы внимательно слушайте и, если в слове есть звук Ч, хлопните в ладоши, если звука Ч не слышно, хлопать не надо. Произносит слова: чайка, ручка, учитель, школа, ручка, класс.

Учащиеся правильно выполняют задание.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения логики учебного процесса и структуры процесса усвоения.

2.Дайте определение понятию обучение. Раскройте структуру процесса усвоения, кратко охарактеризуйте каждый компонент.

3.Какой компонент процесса усвоения иллюстрирует данная педагогическая ситуация. Докажите, используя 2-3 аргумента.

4.Какие факторы влияющие на восприятие учебной информации были учтены учителем? Аргументируйте свое мнение 3-4 аргументами.

5.На какие анализаторы опиралось восприятие учащихся в указанных моментах урока? Докажите.

Задача № 2.Перед чтением статей, характеризующих наступление весны, учитель выходит с первоклассниками в сад.

Учитель: Посмотрите, видна ли земля, камешки, песок на дорожках.

Ученики: Нет, земля еще покрыта снегом. Большие сугробы снега. Снег покрыл все.

Учитель: Да, вы правы еще много снега и в саду и на крышах. А посмотрите на край крыши. Что там есть?

Ученики: Это сосульки, такие как ледяные палочки.

Учитель: Откуда же появились сосульки?

Ученики: Вчера было солнце, снег на крыше растаял, и потекла вода. А потом капли замерзли и выросли сосульки.

Учитель: В какое время года появляются сосульки?

Ученики: Когда солнце начинает пригревать.

Учитель: Но ведь и летом солнце пригревает.

Ученики: Ведь летом тепло. Дождь пройдет и опять все также. А теперь и холодно и тепло, водичка замерзает.

Учитель: Да, дети правильно. Весной, когда солнце пригревает, снег начинает таять и сбегать с крыш каплями воды. А к вечеру становится холодно. Капли замерзают и образуются …

Ученики: Сосульки (хором).

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения логики учебного процесса и структуры процесса усвоения.

2.Дайте определение понятию обучение. Раскройте структуру процесса усвоения, кратко охарактеризуйте каждый компонент.

3.Какой компонент процесса усвоения иллюстрирует данная педагогическая ситуация. Докажите, используя 2-3 аргумента.

4.Какие факторы влияющие на восприятие учебной информации были учтены учителем? Аргументируйте свое мнение 3-4 аргументами.

5.На какие анализаторы опиралось восприятие учащихся в указанных моментах урока? Докажите.

Задача № 3.На уроке во втором классе учитель, показав детям репу, редьку и редиску, спросил, чем различаются эти овощи? Ученики отвечали: «По цвету»; «По виду»; «По вкусу».

Овощи сравниваются по цвету, уточняются представления детей о цвете и его оттенках.

Далее идет сравнение этих овощей по форме.

Учитель: Теперь будете узнавать эти овощи на ощупь. Пойдет Миша. (Ему завязывают глаза, дают в руки редьку и репу) Учитель спрашивает: «Что это?» (Мальчик редьку принимает за репу и наоборот).

Учитель: Миша не различает их потому что по форме они очень похожи. Как их можно было отличить?

Ученик: По цвету.

Завязывают глаза девочке она на ощупь узнает морковь, кабачок, огурец, капусту, редиску.

принимает за репу и наоборот).

Учитель: Овощи отличаются по цвету, по форме, по вкусу. Сейчас мы это узнаем.(Учитель кладет на парты салфетки и кусочки репы и редьки. Дети пробуют.) Валя, тебе понравилась репа?

Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька?

Ученица: горькая.

Учитель: Проходит по рядам, дает ребятам нюхать лук. Все нюхают, смеются, морщатся. Учитель раздает детям листочки петрушки и предлагает растереть и понюхать.

Учитель: По каким признакам мы различаем овощи?

Ученики: По цвету и форме, по вкусу и запаху.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения логики учебного процесса и структуры процесса усвоения.

2.Раскройте структуру процесса усвоения, кратко охарактеризуйте каждый компонент.

3.Какой компонент процесса усвоения иллюстрирует данная педагогическая ситуация. Докажите, используя 2-3 аргумента.

4.Каким образом учитель установил на уроке взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности учащихся. Какие анализаторы участвовали в восприятии овощей?

5. Учитывались ли при этом возрастные особенности школьников. Аргументируйте свой ответ.

Задача № 4.В начале года я приняла VI класс. Среди учеников был Юра. Не успевал он по русскому языку. Мне было искренне жаль его. Не верилось, что сообразительный подросток не способен одолеть грамматику и писать грамотно. Я начала заниматься с Юрой дополнительно. Однажды в минуту откровенности он сказал мне:

- Нина Игнатьевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. По русскому языку я учусь с I класса плохо. И не буду успевать. Я неспособный. Мне это давно известно...

- Откуда тебе известно?

- Все так говорят.

- И ты веришь в это?

- Верю...

- Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет - тот добьется? И ты можешь добиться. Давай заниматься.

Занимались мы усердно. Прошел месяц. И вот я поставила Юре первую четверку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание.

На следующий день пришла в школу мать Юры.

- Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?

- Правда. Он стал лучше заниматься.

- Нина Игнатьевна, вы не представляете, что у нас было вчера дома. Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:

- Четверка! Четверка!

Я не сразу поняла в чем дело. Очень перепугалась.

- Какая четверка? - спрашиваю.

- Учительница поставила.

С тех пор мальчик стал лучше работать. Случались у него и неудачи. Но по русскому языку он уже успевал. Ярлык "неспособный" и "ленивый" долго мешал ему поверить в себя.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования положительной мотивации к обучению, опираясь на знания психологической структуры деятельности.

2.Почему удалось добиться положительных результатов не только в обучении, но и в воспитании подростка?

3. Воспитание и развитие, обучение и развитие - в чем взаимосвязь этих процессов и что следует учитывать педагогу, чтобы воспитание и обучение решали развивающие цели?

Задача № 5. Нас, родителей, уверяли, что нашим детям повезло: Наталья Евгеньевна - лучший методист района!

Через неделю она потребовала приклеить или пришить петельку из ниток к тетрадям. Я недоумевал: "Зачем?" Сын объяснил: в классную доску вбит позорный гвоздик. На него вешается раскрытая тетрадка, когда в ней появляется двойка. Для этого и нужна петелька. Отметка выводится красным карандашом величиной в полстраницы, чтобы видно было даже с задней парты.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения оценки и отметки, а также формирования учебной мотивации школьников.

2.Какое воспитательное значение учитель видит в данном «методическом» приеме?

3.Учитывает ли учитель роль эмоций в процессе обучения?

4.Сделайте вывод о значении данного методического приема на формирование личности младшего школьника.

Задача № 6. На Юру жаловались все: прогуливает, на уроках невнимателен. Мне казалось, мальчик хорошо соображает, но поглощен чем-то вне школы. Чем? Я поехал к нему домой выяснить причину прогулов. Расстояние от школы до его дома было не близкое. Зачем он так удлинил путь до школы? Ведь школ рядом с домом достаточно. Дверь открыл отец.

- Вам Юру? Он еще в лаборатории. Присядьте, он скоро вернется. На фоне скромной обстановки выделялся огромный шкаф, набитый книгами. Смотрю корешки. Труды Бутлерова, Менделеева, вузовские учебники, номера журналов "Природа", "Наука и жизнь", "История химии", биографии ученых.

- Вы химик? - спрашиваю отца.

- Нет, слесарь. Химия, надеюсь, станет делом жизни Юры. Он ею увлекается. Деньги на книги? Я даю, да и сам он уже два года подрабатывает. А школу выбрал, узнав, что ваши ребята проходят практику в институте имени Д. И. Менделеева.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования учебной мотивации, опираясь на знание психологической структуры деятельности.

2.Чем можно объяснить устойчивое увлечение мальчика химией и равнодушие к учебным занятиям в школе?

3.Объясните причины такого противоречия.

4.Как использовать учителю увлечения мальчика в формировании познавательных потребностей как важного условия всестороннего и гармонического развития его личности?

Задача № 7. На уроке ученица бойко начала читать стихотворение наизусть, вдруг замолчала. Начала снова, опять запнулась и расплакалась.

- Я учила,- еле выговорила она.

- Ничего, не волнуйся. Вспомни, а пока ответит Вася.

Девочка, слушая товарища, успокоилась. Голос ее зазвучал уверенно, выразительно. Отметка - пять.

После урока, на котором присутствовали студенты, разгорелся спор, не слишком ли щедро оценен ответ.

- Нет, отметку я снижать не могу,- сказала учительница.- Девочка старательная, но очень волнуется у доски. Если не прощать ей волнения, пропадет уверенность и вовсе будет плохо. Вот Алеше я такого не прощаю. Если он ошибается, значит, не учил. С ним без строгости нельзя, ленится. В первые годы работы я старалась одинаково относиться к каждому поступку, не вдаваясь в мотивы. Мне казалось, разное отношение будет обижать школьников, мешать их дружбе, а потом поняла, что просто прячусь за эти слова, боясь глубже заглянуть в детскую душу. Со временем убедилась, что не только я, но и ученики могут понять, почему педагог, казалось бы, одинаковым явлениям дает разную оценку.

1.Проанализируйте ситуацию с точки зрения контроля за результатами обучения

2.Выявите противоречие, возникшее на этапе оценивания учебной деятельности. Предложите свой вариант решения данного противоречия.

3.Какие приемы использует учитель для реализации индивидуального подхода к оцениванию учащихся?

4.Как формируется мотивация к учебной деятельности у девочки и у мальчика. Какие мотивы являются доминирующими?

5.Разработайте 5 -7 рекомендаций учителю по оцениванию учебной деятельности младших школьников

Задание № 8.Учительница русского языка так начала урок в 4 классе:

- Ребята, назовите прилагательные, обозначающие качество узла, который нельзя развязать.

- Морской, - выкрикнул кто–то из ребят.

- Почему же? Морской узел – это лишь способ связывать канаты, делать на них петли. Его можно развязать.

Ребята задумались… Глаза «загорелись». Но ответа не находили. Пришлось давать наводящие вопросы, чтобы ребята назвали железнодорожный узел.

- Теперь задам вам легкий вопрос. Назовите прилагательное среднего рода, имеющее в конце три «е».

Снова заблестели глаза, какая – то тишина в классе. Учительница с хитрецой посматривала на ребят.

- Не вспоминается? А гуся вы видели?

- Видели. Но он же длинношеий?

- Гусь относится к животным?

- А-а-а, - весело загудели ребята. – Длинношеее животное…

1.Проанализируйте урок с точки зрения психологической структуры деятельности

2.Опираясь на знания о психологической структуре деятельности, определите, о каком структурном элементе идет речь в педагогической ситуации?

3.Сформулируйте цель данного этапа

4.Выявите положительные моменты подобной организации начала урока

5.Предложите свой вариант организации данного этапа урока в соответствии с поставленной целью

Задание № 9.На уроке ученица бойко начала читать стихотворение наизусть, вдруг замолчала. Начала снова, опять запнулась и расплакалась.

- Я учила,- еле выговорила она.

- Ничего, не волнуйся. Вспомни, а пока ответит Вася.

Девочка, слушая товарища, успокоилась. Голос ее зазвучал уверенно, выразительно. Отметка - пять.

После урока, на котором присутствовали студенты, разгорелся спор, не слишком ли щедро оценен ответ.

- Нет, отметку я снижать не могу,- сказала учительница.- Девочка старательная, но очень волнуется у доски. Если не прощать ей волнения, пропадет уверенность и вовсе будет плохо. Вот Алеше я такого не прощаю. Если он ошибается, значит, не учил. С ним без строгости нельзя, ленится. В первые годы работы я старалась одинаково относиться к каждому поступку, не вдаваясь в мотивы. Мне казалось, разное отношение будет обижать школьников, мешать их дружбе, а потом поняла, что просто прячусь за эти слова, боясь глубже заглянуть в детскую душу. Со временем убедилась, что не только я, но и ученики могут понять, почему педагог, казалось бы, одинаковым явлениям дает разную оценку.

1.Проанализируйте ситуацию с точки зрения контроля за результатами обучения

2.Выявите противоречие, возникшее на этапе оценивания учебной деятельности. Предложите свой вариант решения данного противоречия.

3.Какие приемы использует учитель для реализации индивидуального подхода к оцениванию учащихся?

4.Как формируется мотивация к учебной деятельности у девочки и у мальчика. Какие мотивы являются доминирующими?

5.Разработайте 5 -7 рекомендаций учителю по оцениванию учебной деятельности младших школьников

Задача № 10. В класс пришел новый классный руководитель. Он тщательно изучил документацию каждого ученика за три предшествующих года. Оказалось, что ранее довольно благополучный класс постепенно растерял, своих отличников и хорошистов. Учитель задумался:

- Куда исчезают способные ученики?

Им было установлено, что 90% учеников его класса ежедневно что-то недоучивают, недовыполняют, недоделывают. Он рассчитал допустимый и реально выполнимый объем домашних заданий на один день. Получилась явная перегрузка. Пришлось заняться координацией, добиться равновесия "трудных" и "легких" уроков в расписании. Потом выявил причину получения двоек: за утерянную тетрадь, забытый дома циркуль, подсказку и разговоры на уроке, пререкания с учителем, невнимательность.

В беседах со своими воспитанниками установил, что не на всех уроках складываются здоровые отношения между ними и учителями-предметниками. Анализ посещенных уроков привел его к выводу: учитель в своем общении с учениками иногда забывает, что перед ним человек, обладающий такими же человеческими свойствами, как и он сам. Уступает ученик лишь в возрасте и положении. Забывая об этом, учитель отказывает ученику в праве на ответный гнев, ответное недоверие и ответное неуважение. Все это (по неписаным законам) - привилегия учителя.

После сбора конкретных фактов классный руководитель организовал разговор с учителями-предметниками о роли познавательного интереса как важного мотива учения старшеклассников, о том, как скучающих загрузить работой, поручить им доклады на трудные темы, заставить порыться в библиотеках... о том, какую роль играет объективная оценка знаний учащихся в формировании их ответственного отношения к учению. И дело стало налаживаться.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивации к процессу обучения, опираясь на знания психологической структуры деятельности.

2.Какие методы использовал учитель для диагностики причин снижения познавательной активности старшеклассников?

3.Какова роль объективной оценки в формировании положительной мотивации к процессу обучения, обоснуйте свой ответ 3-4 аргументами.

4.Сделайте вывод о значении связи педагогической науки с практической деятельностью учителя.

Задача № 11.Володя ученик 6-го класса, не проявлял никакого интереса к уроку географии. Учительница применяла всевозможные меры воздействия на него, но отношение его к предмету оставалось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог провести спокойно, сосредоточившись на чем-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса. Не замечая учительницы во время урока, Володя без стеснения говорил:

-Не люблю я географию, скучно на ней,- и продолжал заниматься посторонним делом.

Перед учительницей встал вопрос: как привлечь Володю к активной работе на уроке. С этой целью она тщательно изучила характер и поведение нерадивого ученика, пошла к нему домой. Из беседы с родителями учительница узнала, что у мальчика есть свои увлечения. Первое собака. Часами он мог заниматься со своей собакой, дрессировать ее.

А второе- столярное дело. Бабушка пожаловалась учительнице, что Володя «перепортил» немало досок: все время мастерит что-то.

После этого учительница провела в классе беседу о дикой собаке Динго, о ее родине Австралии, а затем перевела речь на служебных собак, на то , как их дрессируют, и здесь рассказала ученикам как, учит свою собаку Володя И неусидчивый Володя на этой беседе как будто прирос к парте: глаза его впервые открыто и прямо смотрели на учительницу , и первый раз она увидела в них выражение интереса.

А когда учительница рассказала о Володе и его любимом деле, он всегда бойкий и дерзкий, залился краской и очень смутился. Но вскоре Володя успокоился и с большим удовольствием стал отвечать на вопросы ребят, как он дрессирует собаку, кто его научил этому, что она умеет делать… По поручению учительницы Володя охотно сделал из дерева много различных пособий. На уроках она давала ему дополнительную нагрузку –составить план по рассказу урока, выписать из него трудные слова, подобрать иллюстрации. Володя стал неузнаваем. Он перестал скучать на уроках. К концу четверти заявил:

-Оказывается, география не такая уж скучная!

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения формирования мотивов учения школьников.

2. Дайте определение понятия мотив учения школьников. Раскройте классификацию мотивов учения школьников.

3.Определите, какие мотивы учения преобладают у Володи на каждом этапе обучения, иллюстрируйте примерами из педагогической ситуации.

4.Как изменяется мотивация к учебной деятельности у мальчика. Какие мотивы являются доминирующими?

5. Какова роль учителя в формировании учебной мотивации мальчика? Аргументируйте свой ответ.