Тема 1.1. Определение роли педагогической профессии в современном обществе

Задача № 1. Как-то молодой хирург, только что окончивший медицинский институт, оказался в группе учителей, ведущих разговор о своей профессии.

- Я не кончал педагогического вуза,- сказал он,- но мог бы преподавать в школе любой предмет.

- Я тоже мог бы работать хирургом,- возразил ему один из учителей,- но только до первой операции.

- Сколько людей, имеющих сельскохозяйственное, техническое образование, никогда не изучавших педагогику, психологию и методику, успешно работают в школе,- отстаивал свое мнение хирург.- Важно на первых порах показать человеку, как составлять план, конспект урока, и усвоить ряд советов завуча: не давать домашнего задания под звонок, ставить сначала вопрос, а потом можно вполне оперировать знанием учебного материала, своими коммуникативными способностями и добиваться приличных результатов в педагогической практике. Главное учителю хорошо знать свой предмет, добросовестно относиться к своей работе, и все будет хорошо без вашей педагогики.

- Но ведь педагогическое мастерство - это творческая деятельность,- возразил один из участников спора,- конечно, оно может быть выработано в процессе непосредственного учительского труда. Но ограничиваться в педагогической работе только практическими рекомендациями, очевидно, недостаточно. Иначе учитель превратится в кустаря, ремесленника.

- О чем спор,- включился в разговор другой учитель,- ведь сама школа, как ни странно, обходится без педагогики. Главное опыт, а все остальное приложится.

- Ну, нет,- возразил ему один из коллег,- прежде всего нужно обращать больше внимания на теоретическую подготовку будущего учителя, учить анализировать соответствующие ситуации; опираясь на знание закономерностей развития личности ученика и закономерностей процессов воспитания и обучения, развивать профессионально-педагогическое мышление.

- О какой теории может идти речь?! Педагогика - это ведь не медицина. В ней нет точных диагнозов и рецептов,- продолжал развивать свою точку зрения молодой хирург.- Вчерашний школьник, не приступив еще к изучению педагогики, уже знает ее... То есть, конечно, знает не педагогику, а очень многое из того, что вроде бы относится все-таки к ней.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения профессиограммы учителя и психологической структуры деятельности.

2.Почему иногда бытует мнение о том, что педагогика - это не наука? Докажите или опровергните данную точку зрения, приведя 3-4 аргумента.

3.Какую роль педагогика выполняет в профессиональном становлении учителя, в совершенствовании его педагогического мастерства.

Задача № 2.Ответ Лизы Скрипченко был очень хорошим. Но учительница попросила:

- Прочти, пожалуйста, стихотворение какого-нибудь советского поэта?

- Можно я прочту свое собственное стихотворение?

- Конечно,- ответил один из ассистентов, Олег Владимирович.

- Только напишите это стихотворение на листе бумаги и сдайте потом нам.

Стихотворение было о счастье, о недосягаемости идеала, в стремлении к которому человек совершенствуется как личность:

В спорах решаем мы часто,

Есть ли на свете счастье,

Сложное или простое,

Маленькое или большое...

С автором стихотворения можно спорить, но отказать ему в определенных способностях, в ищущей мысли было невозможно. Даже как-то не верилось, что такие раздумья могли занимать шестнадцатилетнюю школьницу.

Олег Владимирович воскликнул, потрясая листком, на котором было написано стихотворение: "Ну и умница! Позавидуешь тому, у кого есть такие ученики". Затем, положив листок на самое видное место, вышел из класса. Когда вернулся, стихотворения на месте не оказалось.

- Ольга Васильевна,- шепотом обратился Олег Владимирович к соседке,- не у вас ли стихотворение Лизы Скрипченко? Я бы хотел его переписать.

- Стихотворение? - переспросила та.- Нет, не у меня. Я видела, как вы его положили на стол, а брать не брала. Спросите у Эммы Ивановны.

Но та тоже стихотворения не брала. Олег Владимирович стал его искать. Оказалось, что его отправили уже в стопку черновиков.

- Как могло попасть туда стихотворение? - возмущался Олег Владимирович.

- Что ж тут удивительного? - вразумляли его коллеги.- Ведь оно, как и другие черновики, написано на листе со штампом. Скрипченко нам стихотворение прочла. Чего же его теперь беречь?

Олегу Владимировичу стало не по себе от этого спокойного разъяснения.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения взаимосвязи профессиональных и личностных качеств педагога.

2.Если учитель перестал удивляться чему-нибудь в детях, особенно яркому, оригинальному в них, может ли он успешно решать задачи воспитания?

3.Какую взаимосвязь вы видите между личностной характеристикой учителя и его влиянием на учащихся?

4.Составьте 4-5 рекомендаций для учителя по организации общения с учениками.

Задача №3. В маленькой сельской школе организовали хор. Стали ежегодно устраивать внутришкольные праздники песни и конкурсы между классами на лучшее исполнение песен. Результаты оценивало жюри. В него вошли педагоги и активисты хора. Почетные награды присуждались классу, который не только хорошо спел, но и красиво вышел на сцену. Принимался во внимание внешний вид ребят, дикция, с какой объявляли очередной номер программы, дирижерская культура и то, насколько дисциплинированно ребята ушли со сцены. Уходя со сцены, каждый класс из артистов превращался в слушателей, и жюри придирчиво следило, как вели себя недавние исполнители, рассевшись в зрительном зале: если ты умеешь петь, то должен уметь слушать - этому тоже необходимо учить...

Хористы часто собирались все вместе слушать музыку. А потом шумно обсуждали услышанное на своеобразных музыкальных диспутах. Время летело незаметно. Наступил первый маленький юбилей: хор отметил свое пятилетие. С тех пор каждую весну коллектив хора отмечал свой день рождения специальным концертом. Систематически в коллективе практиковались интересные встречи, поездки, капустники, очередные выступления. После каждого выступления в студии возникает неторопливый и нелицеприятный разговор: как пели сегодня, как выглядели, что следует в будущем учесть. На этих "летучках" можно говорить все, что угодно, любые критические замечания высказываются свободно в любой адрес. Но одно правило обязательно, нерушимо: недоброжелательное отношение запрещается.

В работе студии главное: не выработка профессионального мастерства, а организация правильного процесса воспитания, в котором гармонически слиты начала чисто профессиональные с началами нравственными. Дело вовсе не в том, изберет ли впоследствии кто-то из студийцев профессию певца или хормейстера, главное то, что где бы ни работали воспитанники, они будут нести людям накопленные в детские и отроческие годы богатства своего духовного мира.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организации процесса воспитания с учетом его особенностей.

2.Выявите существенные признаки понятия воспитание, докажите, что в данной педагогической ситуации описывается процесс воспитания, приведите 3-4 аргумента.

3.Важна ли взаимосвязь профессиональных умений и нравственных качеств личности? Аргументируйте свой ответ.

Задача № 4. Это была первая тройка по математике. Пятиклассник Слава Лихачев бережно принял дневник из рук учительницы. Сел за парту. Он еще раз взглянул в него и убедился, что тройка не миф, не фантазия, а счастливая реальность. Мысли мальчика то и дело возвращались к одержанной победе. Он думал о том, как начнет теперь исправлять двойки по другим предметам, как он наконец-то разделается со славой трудного ученика, о том, как обрадуется мать. Опьяненный приятными мыслями, Славка не заметил, как пролетело пол-урока. Он то и дело приоткрывал дневник и поглядывал на заветную отметку. Ему казалось - вот сейчас он откроет дневник, а ее уже и след простыл. Но стоило ему открыть дневник - троечка первая кидалась к нему навстречу. В один из таких моментов, как будто издалека, он услышал голос Татьяны Ивановны:

- Лихачев, что ты все с дневником возишься? А ну-ка повтори мой вопрос!

Повторить вопрос Слава не мог. Он не услышал его.

- Давай сюда дневник! - оскорбилась его молчанием учительница. Славка инстинктивно спрятал дневник в парту. Но это подлило масла в огонь.

И не успел Славка что-то возразить, о чем-то попросить, как тройку, на которую он возлагал такие большие надежды, учительница переправила на двойку...

Он стиснул зубы, стукнул кулаком по дневнику, нагло ухмыльнулся в лицо учительнице.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения профессиограммы учителя.

2.Какие педагогические способности и личностные качества учителя проявились и какие не нашли своего проявления в данной педагогической ситуации.

3.Предложите варианты действий учителя в подобной ситуации. Что следует предпринять для исправления этой педагогической ошибки?

4.Сделайте вывод о значении развития педагогических способностей учителя в профессиональной деятельности.

Задача №5. Урока Костя не выучил, что было ясно всем. И как ни старался, так ничего вспомнить не мог. Костя стоял и досадовал на себя, на свою соседку по парте Лену, которая не могла ему подсказать, на меня, который так много, по его мнению, задает всегда по истории. Вконец раздосадованный, он не выдержал и надерзил мне. Непонятно, мол, зачем вообще нужна эта история? И что за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке, допустим, правил Тутанхамон, имя которого не скоро и выговоришь. Вот химия или физика - другое дело, на них не жаль ни сил, ни времени потратить.

- Зачем высказался-то? - укорял Костю на перемене его друг Толя.- Теперь вот влетит. Мать, еще погоди, вызовут.

- Но если я в самом деле не люблю историю! - горячился Костя.

- Он не любит... - насмешливо передразнил Толя.- А ты думаешь, я

больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их любить. Их не любить, а изучать надо, понял? Пойди и извинись перед учителем. Погорячился, мол, наболтал лишнего, простите.

- Но я действительно не люблю историю.

- А я тебя не за это ругаю, а за твою глупость. Мало ли кто чего не любит. Не забывай: скоро нам характеристики будут писать.

Согласитесь, услышать такой разговор учителю не совсем приятно. Но полезно. А Костя так и не пришел извиняться .

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организация процесса обучения и психологической структуры деятельности.

2.Какие условия организации процесса обучения не учел учитель в своей работе.

3.Какой компонент в структуре деятельности учителя отсутствует?

4.Разработайте 4-5 рекомендаций учителю по организации процесса обучения в данном классе.

Задача № 6. Паша Семенов бойко, уверенно отвечает урок. Обычно чуточку медлительный, неуверенный в себе, он сейчас как-то преобразился.

- Османские завоеватели отличались неслыханной жестокостью,- рассказывал он.

- Но болгарские партизаны уходили в леса и вели мужественную борьбу с османскими захватчиками.

Свой ответ он заканчивает словами: "Наши дали клятву бороться до конца".

- Постой, постой, о чем ты говоришь? Кто это наши? - спрашивает учитель истории.

Паша смолк и посмотрел на него так, словно увидел впервые. Он не понял, почему его остановили.

- Конечно, наши. Ведь болгарские партизаны вели справедливую войну!

Паша смотрел на учителя уверенно, ни на минуту не сомневаясь в своей правоте. И даже был удивлен: как это учитель не может понять таких простых вещей?

История - точная наука. Со стороны воспитательной - мальчик прав, у него верное чутье на своих и чужих. Как снять противоречие между воспитательными и образовательными задачами обучения в данной ситуации?

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения профессиограммы учителя.

2.Какие педагогические способности и личностные качества учителя проявились и какие не нашли своего проявления в данной педагогической ситуации.

3.Предложите варианты действий учителя в подобной ситуации.

4.Сделайте вывод о значении развития педагогических способностей учителя в профессиональной деятельности.

5.Создайте свой вариант профессиограммы учителя.

Задание № 7.Проанализируйте педагогическую ситуацию, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса:

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1.Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2.Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3.Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4.Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы.

Задача № 8. Я помню, как первого сентября в IV класс, где я учился, вошла маленькая, горбатая старушка, что-то сказала еле слышно, и мы затихли. И вот так же тихо и спокойно двигались мы в ее присутствии, так же спокойно разговаривали в течение всего года, хотя весь III класс самозабвенно орали, а во время уроков путешествовали друг к другу на четвереньках. Я был слишком мал, чтобы понять, какими чарами она нас заворожила, и потому не могу раскрыть секреты ее педагогики, но совершенно убежден, что она ничего не умела делать из того, что делал с нами в VII классе пришедший с университетской скамьи учитель литературы, который на краю скалы над морем (это было в Одессе), смеясь и актерствуя, пел оперные арии, под наши крики летел с высокой скалы в воду, исчезал чуть ли не на три минуты, появлялся вновь - радостный, юный, ослепительный. Он вел нас в походы, устраивал праздники поэзии в лодках. И мы тоже были звонкие, певучие, спортивные.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения взаимосвязи личных и профессиональных качеств педагога.

2.Какие личные качества проявились в первом и во втором случае, аргументируйте свой ответ 3-4 аргументами.

3.Какие профессиональные качества и педагогические способности проявились в первом и во втором случае, аргументируйте свой ответ 3-4 аргументами.

4.Дайте определение понятия авторитет педагога. По каким критериям оценивается авторитет педагога?

5.Сопоставьте особенности педагогического взаимодействия педагогов, сделайте вывод о влиянии взаимосвязи личных и профессиональных качеств на формирование авторитета педагога.

6. Разработайте иерархию критериев по которым учащиеся определяют авторитета педагога.

Задача № 9. Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.

- Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? - спросил он.

- Что же ты хочешь нарисовать? - удивилась учительница.

- Дерево эвкалипт,- сказал мальчик задумчиво.

- Нарисуй,- согласилась учительница. Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

- Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? - спросил он.

- Объясни, пожалуйста, что это такое,- сказала учительница с интересом.

- Синяя птица,- сказал мальчик очень серьезно.

- Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик, спустя какой-то срок, снова поднял руку.

- Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел,- сказал он тихо.- Можно?

- Например?

- Мамонта, когда он просыпается,- сказал мальчик виновато.

- Мамонта? - переспросила учительница, внимательно глядя на него.

- Мамонта,- вздохнул мальчик.

- Ну что ж,- сказала учительница.- В конце концов можно и мамонта.

Урок закончился, весь класс отдал учительнице альбомы, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой "бубликом".

Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист бумаги.

Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта - и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с розовым стволом и голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали его цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший гигантскими цветущими травами...

Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие его пальцы были слабее, чем его воображение, его мечта: лист бумаги остался чистым. Мальчик не выполнил задания. Учительница была вправе, очевидно, поставить ему двойку.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения психологической структуры деятельности.

2.Какие компоненты в психологической структуре деятельности ученика можно выделить, аргументируйте ответ

3.Какие компоненты в психологической структуре деятельности учителя можно выделить, аргументируйте ответ

4.Сопоставьте деятельность мальчика и учителя, ответьте на вопрос почему у мальчика нет результата деятельности?

5.Сделайте вывод о взаимосвязи деятельности учителя и ученика в педагогическом процессе.

6. Разработайте свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

Задача № 10.В комнату, где рисуют ребята, робко входит девочка с нераспечатанной коробкой красок. Первый ее рисунок на листке - потеки черных, оранжевых и зеленых пятен и линий. В глазах растерянность и робость! "Боюсь, не умею". Учитель обращается к ребятам, показывая им рисунок: "Посмотрите, это же сказка! Из какой это сказки, ребята?" А в душу закрадывается холодок страха: "А вдруг не поймут? Трудно тогда будет с этой девочкой".

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения гуманистической функции педагогической профессии.

2.Дайте определение понятию «гуманизм», «гуманность», «педагогическая аксиология», «педагогические ценности».

3.Проявилась ли гуманистическая функция педагогической профессии в данной ситуации. Оцените дидактический прием учителя. Ответ аргументируйте 4-5 аргументами.

4.Как бы поступили вы в данной ситуации?

Задача № 11.Молодой воспитатель, прибывший в детский дом за день до выхода на работу взял у директора личные дела и альбом с фотографиями ребят.

-зачем вам фотографии? -поинтересовался директор-

-Буду покорять ваших ребятишек, - улыбаясь, ответил воспитатель.

-Чем? Фотографиями?

-Да, фотографиями. Вот увидите!

…он не стал ждать, когда его отрекомендуют ребятам, и пришел к ним за час до работы.

-Вы знаете, ребята, кем я буду у вас работать?

- слышали…Воспитателем!- безразлично ответил рыжеватый мальчуган, не вынимая рук из кармана.

-Ты Вася Бондарев?

Дети удивленно переглянулись: откуда он знает его имя? А Вся, думая, что воспитатель случайно назвал его, задорно выпалил:

-Вот и совсем не Вася, а Петя! Меня Петей зовут!

-Нет,-твердо сказал воспитатель.-Тебя зовут Васей, фамилия твоя Бондарев. Скажи мне, за что ты не любишь девочек и колотишь их?

Ребята засмеялись, а Вася смущенно потупил взор.

Подошел худенький мальчик и недоверчиво спросил:

-А меня знаете как зовут?

-Знаю, Костя! Твоя фамилия Меньшов.

На лицах детей теперь уже ясно обозначилось восхищение. Они обступили воспитателя тесным кольцом и наперебой стали спрашивать:

-А меня как зовут? А меня? – Каждому очень хотелось, чтобы новый воспитатель знал и его.

Через час воспитатель вышел на улицу в окружении ребят.

1.Какие профессионально-значимые личностные качества проявились (или не проявились) в данных описаниях? Аргументируйте свое мнение 4-5 аргументами.

2.Дайте характеристику этим качествам личности, докажите их важность в педагогической деятельности.

3.Какие педагогические способности проявил молодой педагог? Аргументируйте свое мнение 4-5 аргументами.