Алгоритм действия для анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач

1. Характеристика педагогической системы:
- назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
- дайте оценку уровня развития педагогической системы;
- каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

2. Выявление объектов и субъектов воспитания:
- определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);
- дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
- определите стили отношений, руководства, общения педагога;
- дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
- оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
- сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;
-определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
-конкретизируйте задачу, которую следует решить

Алгоритм решения педагогической ситуации

1. Выдвижение гипотезы:
- выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
-прогнозирование их результативности;
- рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
- выбор методов педагогического воздействия;
- определение соответствующих методических приемов;
- выбор организационных форм;
- подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3 . Детализация:
- продумывание оперативной структуры действий педагога.
4. Анализ предполагаемых результатов:
- характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению зада


Раздел 1. Введение в педагогическую профессию