выпускников отделения ин. яз.

Программа подготовки к итоговой государственной аттестации

Разделы и темы:

Введение в педагогическую профессию.

1. Общая характеристика педагогической профессии.

2. Личность учителя и его профессиональная деятельность.

3. Педагогическая деятельность. Сущность, цель, содержание.

4. Понятие «педагогическое мастерство». Структура педагогического мастерства.

5. Требование к профессиональному мастерству учителя. Профессиограмма учителя.

6. Педагогическое общение. Функции, структура и стили педагогического общения.

7. Педагогический такт учителя.

8. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Общие основы педагогики.

  1. Педагогика как наука о воспитании.
  2. Педагогика в системе педагогических наук.
  3. Связь педагогики с другими науками.
  4. Методология и методы научно-педагогического исследования.
  5. Цель общественного воспитания на современном этапе.
  6. Комплексный подход к реализации цели воспитания.
  7. Личность как педагогическая категория. Развитие и формирование личности.
  8. Целостный педагогический процесс.

Теория обучения.

1. Сущность процесса обучения.

2. Структура процесса обучения.

3. Закономерности и принципы процесса обучения.

4. Содержание образования. Государственные документы, отражающие содержание образования.

5. Методы, приемы и средства обучения.

6. Урок - основная форма организации обучения.

7. Анализ различных форм организации обучения в школе.

8. Диагностика процесса обучения.

9. Технологический подход к обучению.

10. Модель полного усвоения.

11. Исследовательский подход к обучению.

Теория воспитания.

1. Сущность процесса воспитания.

2. Этапы воспитательного процесса.

3. Современные концепции воспитания.

4. Воспитательная система школы.

5. Этапы развития и критерии эффективности воспитательной системы.

6. Закономерности и принципы процесса воспитания.

7. Содержание воспитания.

8. Воспитание нравственных ценностей личности.

9. Методы приемы и средства воспитания.

10. Коллектив как средство воспитания. Воспитание личности в коллективе.

11. Стадии и пути формирования коллектива.

12. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.

Литература:

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. М., 2005.

Подласый И.П. Педагогика.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., 2004.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003

Смирнов В.И. Общая педагогика.

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.

Введение в педагогическую деятельность. Под ред. Роботовой А.С. М., 2002

Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

 

 


 

Вопросы:

 

  1. Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия.
  2. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
  3. Методология и методы научно-педагогического исследования.
  4. Методы научно-педагогического исследования. Использование педагогической диагностики в работе учителя.
  5. Цель общественного воспитания на современном этапе. Комплексный подход к реализации цели воспитания.
  6. Личность как педагогическая категория.
  7. Факторы развития и формирования личности.
  8. Сущность целостного педагогического процесса.
  9. Закономерности целостного педагогического процесса.
  10. Этапы целостного педагогического процесса.
  11. Сущность процесса воспитания.
  12. Проблемы общественного воспитания на современном этапе.
  13. Современные концепции воспитания.
  14. Воспитательная система школы.
  15. Этапы развития и критерии эффективности воспитательной системы.
  16. Закономерности процесса воспитания.
  17. Принципы процесса воспитания.
  18. Содержание воспитания.
  19. Интеллектуальное воспитание.
  20. Трудовое воспитание.
  21. Физическое воспитание.
  22. Нравственное воспитание.
  23. Эстетическое воспитание.
  24. Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания.
  25. Характеристика методов формирования сознания.
  26. Характеристика методов формирования опыта социального поведения и организации деятельности.
  27. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности.
  28. Сущностная характеристика понятия «коллектив». Признаки коллектива. Классификация коллектива.
  29. Воспитание личности в коллективе. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.
  30. Коллектив как средство воспитания. Стадии и пути формирования коллектива.
  31. Понятие «педагогическое мастерство». Структура педагогического мастерства. Требование к профессиональному мастерству учителя. Профессиограмма учителя.
  32. Педагогическое общение. Функции, структура и стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.
  33. Убеждение и внушение в педагогическом процессе. Мастерство внушающего и убеждающего воздействия.

 

 

Вопросы и задания по разделам и темам:

  1. Докажите, что педагогика— это наука, культура, искусство.
  2. Используя факты современной жизни, показать возрастающую роль воспитания на современном этапе.
  3. Выделить основные проблемы педагогики на современном этапе развития общества.
  4. Продумать условия эффективности использования методов научно-педагогического исследования.
  5. В процессе взаимовлияния среды и воспитания на формирование личности, в чем конкретно сказывается роль воспитания.
  6. Сформулируйте цель общественного воспитания на сегодняшнем этапе развития общества и докажите ее актуальность.
  7. Проанализируйте цель воспитания в разных концепциях воспитания.
  8. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.
  9. Объясните взаимосвязь дидактических категорий.
  10. В чем специфика предмета дидактики и чем она отличается от предмета других наук.
  11. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию функций обучения в учебном процессе.
  12. Проанализируйте структуру процесса обучения на конкретном примере.
  13. Сравните структуру обучения в традиционном и инновационном обучении
  14. Дайте краткую характеристику принципов обучения.
  15. Укажите, в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя.
  16. На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования словесных методов обучения.
  17. Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
  18. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.
  19. Сформулируйте достоинства и недостатки классно - урочной системы уроков на современном этапе.
  20. Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.
  21. Выделите достоинства и недостатки технологического подхода к обучению.
  22. Проведите сравнительный анализ сущностных характеристик процесса воспитания и обучения.
  23. Выделите основные проблемы воспитания на современном этапе.
  24. Определите, от чего зависит эффективность воспитательного процесса.
  25. Определите, в каком соотношении находятся понятия: «социализация личности», «формирование личности», «воспитание».
  26. Приведите примеры внутренних противоречий процесса воспитания.
  27. Подробно опишите последовательные действия по воспитанию любого личностного качества.
  28. Докажите, что мораль представляет собой систему отношений личности к различным сторонам действительности.
  29. Попытайтесь определить пути осуществления нравственного воспитания в педагогическом процессе.
  30. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении методов воспитания?
  31. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Педагогические понятия:Внушение, Воспитание, Воспитательная система, Гипотеза, Диагностика обученности, Закономерность обучения и воспитания, Комплексный подход к воспитанию, Концепция воспитания, Личность, Методы воспитания и обучения, Методы научно-педагогического исследования, Наказание, Наследственность, Нравственное воспитание, Образование, Образовательная программа, Образовательная система, Образовательный маршрут, Образовательный процесс, Обучение, Парадигма, Педагогика, Педагогическая диагностика, Педагогическая система, Педагогический процесс, Принципы обучения и воспитания, Развитие, Рынок образовательных услуг, Самовоспитание, Содержание образования, Социализация, Среда, Стандарт, Структура урока, Технология обучения и воспитания, Убеждение, Учебная программа, Учебный план, Учение, Формирование, Цель общественного воспитания


Педагогические понятия:

  1. Внушение
  2. Воспитание
  3. Воспитательная система
  4. Гипотеза
  5. Диагностика обученности
  6. Закономерность обучения и воспитания
  7. Комплексный подход к воспитанию
  8. Концепция воспитания
  9. Личность
  10. Методы воспитания и обучения
  11. Методы научно-педагогического исследования
  12. Наказание
  13. Наследственность
  14. Нравственное воспитание
  15. Образование
  16. Образовательная программа
  17. Образовательная система
  18. Образовательный маршрут
  19. Образовательный процесс
  20. Обучение
  21. Парадигма
  22. Педагогика
  23. Педагогическая диагностика
  24. Педагогическая система
  25. Педагогический процесс
  26. Принципы обучения и воспитания
  27. Развитие
  28. Рынок образовательных услуг
  29. Самовоспитание
  30. Содержание образования
  31. Социализация
  32. Среда
  33. Стандарт
  34. Структура урока
  35. Технология обучения и воспитания
  36. Убеждение
  37. Учебная программа
  38. Учебный план
  39. Учение
  40. Формирование
  41. Цель общественного воспитания