III. Материалы для подготовки и проведения занятия (краткая информационная справка о методах и технологиях, реализуемых в ходе занятия)
«Круглый стол» - форма взаимодействия учащихся, метод (технология) организации их мыследеятельности, смыслотворчества, полилога, имеющий целью развитие мышления учащихся, формирование умений вести обсуждение проблемы, дискуссию, сотрудничать.
Алгоритм реализации:
1. Ведущие объявляют тему и цель «круглого стола», представляют участников.
2. Объявляются правила «круглого стола» (например, «Пришел – не молчи», «Закон поднятой руки», «Коротко о главном», «Отвергаешь – предлагай»), которым должны следовать все участники.
3. Ведущие определяют вопросы «круглого стола», по каждому из которых может назначаться экспертная группа.
4. Объявляется дискуссия по предложенным вопросам: сначала по первому вопросу, затем по второму и т.д. При обсуждении каждого из вопросов ведущий предлагает участникам поочередно высказывать свое мнение.
5. Экспертные группы фиксируют все неповторяющиеся мнения участников и затем поочередно подводят итоги дискуссии по каждому отдельному вопросу.
6. Организуется рефлексия содержания и хода дискуссии.
7. Ведущие подводят итоги «круглого стола»: обобщают выступления экспертных групп; благодарят участников и объявляют закрытие «круглого стола».
Семинарское занятие № 15
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Требования к компетентности по теме
· знать и уметь раскрывать сущность воспитательного коллектива, его структуру и функции; уметь охарактеризовать этапы формирования коллектива и определять этапы (стадии) развития реальных коллективов;
· знать и уметь раскрывать методические аспекты руководства процессом формирования ученического коллектива, понимать значение коллективной деятельности, самоуправления, общественного мнения, традиций, перспектив как атрибутов коллектива;
· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятие «ученическое самоуправление», уметь установить его взаимосвязь с понятием «соуправление»;
· знать и уметь характеризовать формы школьного ученического самоуправления, раскрывать условия и пути его развития; уметь показать роль педагогического коллектива в развитии ученического самоуправления.
Вопросы для изучения и обсуждения
1.Развитие теории воспитательного коллектива в педагогике.
2.Коллектив как группа высокого уровня развития. Понятие воспитательного коллектива.
3.Структура и этапы развития коллектива.
4. Педагогическое руководство формированием коллектива.
5.Ученическое самоуправление: сущность, формы, пути развития.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:
Основная:
1.Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика : учебник для студентов высших учебных заведений / И.З. Гликман. – М. : НИИ школьных технологий, 2008. – С. 131-155.
2. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск : Аверсэв., 2003. – С. 161-175.
3.Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбародова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– С. 89-105.
4.Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск : «ТетраСистемс», 2001. - С. 189-200.
5.Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 162-167; С. 176-179.
6.Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 348-364.
Дополнительная:
1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая : учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск : МГВРК, 2007. – С. 333-353; 374-381.
2.Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процессе : учеб. пособие. В 3 ч. / С.С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2008. – Ч.2. - С. 192-206.
3.Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – С. 191-209.
4. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 440-461.
5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. .- Кн. 2 : Процесс воспитания. – С. 60-91.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под общей ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2010. – С. 124-125.
7.Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 362-384.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 349-367.