I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
1.1. Изучите материалы курса лекций по теме семинара (см. источник № 8, Тема 4 в электронном варианте, предложенная для СУРС).Составьте ее опорный конспект. Подготовьтесь к презентации опорного конспекта на семинаре.
1.2. Прочитайте высказывания. Обсудите в парах, о каких аспектах проблемы прав ребенка и защиты детства говорится в этих высказываниях.
Нет проблемы, как воспитывать детей, есть только один вопрос, как жить вместе: взрослым и детям (Л.Н. Толстой).
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (Всеобщая декларация прав человека. Статья 1).
Детству следует оказывать величайшее уважение (Ювенал).
[...] к детям больше нельзя относиться как еще к неличностям, ожидающим зрелости в вестибюле общественной жизни (Марта С. Панс).
Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище, но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности (Г. Гмайнер).
1.3. Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).
Напишите реферат на одну из предложенных тем. Подготовьтесь к тезисному изложению его содержания на семинарском занятии.
Темы рефератов:
1)Исторические и социально-педагогические предпосылки прав ребенка.
2) Конвенция о правах ребенка: предпосылки разработки, структура, принципы, основные положения.
3) Реализация и защита прав ребенка в Республике Беларусь.
Примечание: при написании рефератов наряду с другими источниками воспользуйтесь источниками № 2, 3, 5, 6, 7, 9 из списка рекомендуемой литературы.
1.5. Выполните письменно упражнения в пособии: Права ребенка : обучение, реализация, защита : пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка /авт. – сост. Т.М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 с. (источник № 7 из списка рекомендуемой литературы):
1) Упражнение № 6, С. 49.
2) Упражнение № 6, С. 180.
Подготовьтесь к перекрестной дискуссии по проблеме «Соблюдаются ли права ребенка в образовательном процессе школы?».Приведите аргументы «за» и «против», составьте таблицу.
Таблица 2
Форма таблицы для перекрестной дискуссии
Аргументы «за» | Тема дискуссии | Аргументы «против» |
Соблюдаются ли права ребенка в образовательном процессе школы? |
II. Проведение занятия
Реализация игрового метода «Кто знает больше?»
2.2. Обсуждение в парах и в группе высказываний (задание 1.2).
2.3. Презентация опорных конспектов (задание 1.1).
Заслушивание учебных сообщений и рефератов с формулированием вопросов выступающим.