Песталоцци
Концепция воспит.и образования
Детально изложено в его тракте «Мысли о воспитании»где содерж.программа воспит.джентельмена-делового чел-ка,нового общества.
Дж.должен получить умственное, нравственное,физ.воспит. не в школе,а дома
Детей необходимо закаливать,употребл.простую,здоровую пищу
Локк обосновывал необход.строгого воспит. Призывал вырабатывать мужество,настойчивость.
Дж. умеет достичь собств.счастья.
Главные воспит средства не рассуждения, а пример,среда и окружение реб.
Воспит.привычек должно начинаться с раннего детства
Положит.результ.нельзя добиться грубостью,насилием.Необход.результат дадут ласковые слова, как бы случайное внушение в форме напоминания.
Против телесных наказаний.
Дж.должен получить умствен.воспит.
Надо обуч.чтению,письму,рисованию,геом,арифм,верховой езде,этике,ист,бухгалт,танцам родному,франц.
Локк придавал знач.религиозному воспит.призывал не приучать к обрядам, а вызывать любовь и почтение детей к богу как высшему существу.
Концепция нравственного воспитания
Была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм морали
«Естеств. Моральныз закон»,выдвинутый Локком был подчинен идеи правового гос-ва кот.должно обесреч.реализ.стремление людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собствен.
Задача развития в личности внутрен.потребн. к активному утверждению в себе нравствен.принципов рассматривалась Локком в качестве цели воспит.Новизна его подходов заключ.в том,что процесс становления и воспит.чел-ка рассматривался им как единство физ.и умствен.развития.
Локк считал6что ребенок-существо обладающее самоценностью и требущее к себе уважения.Он подчеркивал,что едва можно найти 2детей в воспит кот.можно было бы использ.совершенно одинковые методы и приемы. Он считал,что заучивание правил повед.бемыслен.надо показыв.на наглядных примерах.В кач-ве нравствен.метода он рекомендов.убеждение,обращ.вним.на то,что дети хорошо понимают,чувствительн.к одобрению или порицанию
Песталоцци
Иоганн Песталоцци (1746-1827)выдающийся швейцарский педагог,внес существен.вклад в прогрессивн.мысли и выстипил 1 из основоположн.методики нач.обуч.Существен.отличием Песталоцци от большинства было то,что свои пед,идеи он выводил из практики и старался проверять их на действенность в деятельности открывавшихс м самим воспит.образов.учрежд. 1 из них была школа для бедняков,кот..он открыл в своем мал.имении Нейсгоф.Свой идеал народной школы он попытался реализов.еще в «учрежд.для бедных» в Нейсгофе где его воспит. Естественным путем готовились к свому буд.соц.положению.Наблюдая за трудом детей в своем воспит.учрежд.Пест.пришел к выводу что сам по себе выполняемый труд педаг.нейтрален,первостепенное же знач.имет воспит.воздействие личности педагога.Пед.наблюдения и выводы из своей практич.работы Иоганн изложил в сочинениях«Письмо другу о пребывании в Станце»,Лингард и Гертруда» худ.роман о семье кузнеца и жены,кот обуч,детей.Мать-осн.воспит.ребенка
В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том,что стремление детей к деятельн.и развитие их природных сил требуют мах.упрощения приемов и методов обуч.в нач.школе.Так у него родилась идея об элементарном первонач.обуч как инстременте развития личностивоспит. В послед.годы эту идею он превратил в опред.концепцию «метод Песталоцци» под кот.понималась система обуч. детей,оринтированного на их всестороннеразвитие,формиров. «ума.сердца,руки».
Ведущей в пед.конц. И.Г. была новая трактовка идеи природосообразност воспит.,понимаемого как необход.строить его в соответствен.с внутрен.природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физ.сил.Хотя на практике реб.воспит. в конкретных соц.условиях,в рамках опред.сословия и готовится к тому,чтобы занять в обществе предназначенное место. Песталоцци была выделены силы троякого рода:
· Силы знания,сост.в предрасположен.к внешнеу и внутрен.созерцанию
· Силы умения.выастающ.из задатков к всестороннему развитию тела
· Силы души,выраст.из задатков к тому,чтобы любить,стыдиться и владеть собой
Соотв.этому Пес.и первонач,элементарное обуч,подразделял на умствен,.физ.,нравствен.
Поэтому цель воспит.сост.в том,чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу»благ.кот.может устанавл,известное равновесие между чувственными.физ,.и нравствен, силами отдельной личности.Выработку такого равновесия сил Пест.считал 1из вед.задач первонач.обуч.
Св-ть средств образов.позвол.помочь воспит.в его естеств.стремлении к смо развитию.была представл.идеями И.Г. об «элемнтраном образов»кот он обощенно именовал как «метод» Само назв. «эл.образов,» подразумевало такую организ. Обучения при кот,в объектах познания и деятельн.детей выделялся простейшие элементы что позволяло неприрывно продвигаться от 1 ступени до возможн.степени совершенства.Пест. утверждал6что ребенка можно хорошо воспит. Только при условии,если мы понимаем его внутрен.ощущения к чему он способен чего он хочет.
Главная задача рационально поставленного обуч. сост.в педагогически продуманной организ.наблюдений ребенка. С целью упорядочитьнаблюдения ребенка над сложным миром и облегчить их И.Г.выделилпростейшие элементы, кот. Должны служить исходным моментом нач.обуч.
· Число (простейший эл.числа-ед.)
· Форма (простейший эл.формы – прямая линия)
· Слово (пр.эл.сл. - звук)
В процессе обуч.И.Г.рекомендовал руководствоваться 3 правилами:
· Учит смотреть на каждый предмет как на 1 целое
· Знакомить с формой каждого предмета,его мрой и пропорциями
· Знакомить с наименованием наблюдаемых
Для формирования у детей соответсв.умений им была разработана азбука наблюдений,сост.из последовательн.рядов упражнений.Разрабатывая идет развив.образов.и элементарного обуч.И.Г.был 1 из основопол.конц. развив.образования. В работах Пест. Акцент делался на то,что развитие речи ребенка должно опираться на практику из жизни и отражать его чувств.опыт.
· Нравств. Деят.воспитанников И.Г.П. представлена собой не искусствен.упр. с соблюд.формальных норм и предписаний, а вытекала из самой жизни,взаим.м/людьми
· Исходным эл.физ.разв. И.Г. считал,способность к движению в скставах ребенка. Также он вклясал и разв.органов чувств.Поэтому в его учрежд.гимнастич.упр.сочетались с играми,различн.видами спорта,экскурсиями, с занятиями музыки,пением рисованием.Благ.идеям и деятельн. Песталоци в дидактике начался поворотвнимания от учета внешней природы к природе чел-ка.
Спарта
Воспитательный процесс в Спарте начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, – «он приносил его в «лесху», (место для просмотра ребенка,где решалось убить его или нет.оценивалось здоровье).Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд – «агелу», где дети жили и ели вместе .Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что указывает на доминирующее влияние физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Объединяясь в отряды, воспит. До 18 лет под руководством педономов-спец.лиц назначаемых гос-вом. сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые «ирены»». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста.С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа..Воспитание дев. В Спарте мало отлич. От воспит. Мальчиков. На 1 мечте у них была физ.сиа и выносливость,ведь их готовили в матери буд.гражданинов –воинов. Дев.заним.гимнастикой наравне с мальч,,упражнялись в беге,метании диска,даже борьбе,учили пению и танцам.Воспитанников приучали к бдительному надзору за рабами, кот.в Сппарте наз. Илотами.Умственному воспит.отводили незначительное место. Лица,занимавшие гос.посты вели с воспит.беседы на политич,общественные и моральные темы.1 из средств решения главной задачи воспитания было участие в криптиях- ночных облавах на кварталы проживания илотов. Достигнув 18-20 лет юноши поступали в эфебию,где проходили спец.подготовку к военной службе.Брачный возвраст у дев.18-20,у мальч.30-35, За уклонение от своевременного вступления в брак в женихах чел-ка строго карали