Тема 2: Процесс развития личности

Модуль 1. Основы педагогических знаний

Включает 9 семинаров (18 часов) и рубежный контроль (2 часа). Зачет.

 

Тема 1: «Педагогика как наука. Медицинская педагогика»

Цель занятия:сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача-педиатра.

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

· основные исторические этапы развития педагогики;

· структуру педагогической науки;

· взаимосвязь педагогики с другими науками;

· понятие о медицинской педагогике;

· основные методы педагогического исследования;

Студент должен уметь:

· объяснять место педагогики в системе наук о человеке и профессиональной деятельности врача-педиатра;

· использовать понятийный аппарат педагогической науки;

· использовать полученные знания в процессе дальнейшего обучения.

Основные понятия темы:

1. педагогика; 2. воспитание; 3. образование; 4. медицинская педагогика.

Вопросы к семинару

1. Основные исторические этапы развития педагогики как науки.

2. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.

3. Структура педагогической науки (система педагогических наук).

4. Связь педагогики с другими науками.

5. Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Методы педагогического исследования.

2. Характеристика основных категорий педагогики: воспитание, обучение, образование.

3. Педагогические составляющие деятельности врача-педиатра.

Темы рефератов

1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель, Сократ и др.).

2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.

3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.

4. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.

5. Медицинская педагогика как наука.

6. Тенденции развития образования в России.

Задание для самостоятельной работы

1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.

2. Составьте схему «Связь педагогики с другими науками» проанализируйте ее.

Тема 2: Процесс развития личности

Цель занятия:понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.

Дидактические цели занятия

Студент должен знать:

· понятия индивид, личность, индивидуальность;

· структурную организации личности человека;

· факторы, влияющие на развитие личности;

· понятие самообразование, самовоспитание.

Студент должен уметь:

· оперировать основными понятиями темы;

· использовать знания о закономерностях развития, индивидуально-психологических, возрастных и социокультурных особенностях обучающихся.

 

Основные понятия темы:

1. индивид; 2. личность; 3. индивидуальность; 4. развитие; 5. формирование.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.

2. Понятие о процессе развития и формирования личности.

3. Роль наследственности в развитии человека.

4. Влияние среды на развитие личности.

5. Влияние воспитания на развитие личности.

6. Самовоспитание и самообразование в становлении личности врача-педиатра.

 

Вопросы для самостоятельного изучения к семинару

1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.