Тема 2: Процесс развития личности
Модуль 1. Основы педагогических знаний
Включает 9 семинаров (18 часов) и рубежный контроль (2 часа). Зачет.
Тема 1: «Педагогика как наука. Медицинская педагогика»
Цель занятия:сформировать представление о педагогике как науке и определение ее места и роли в будущей профессиональной деятельности врача-педиатра.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· основные исторические этапы развития педагогики;
· структуру педагогической науки;
· взаимосвязь педагогики с другими науками;
· понятие о медицинской педагогике;
· основные методы педагогического исследования;
Студент должен уметь:
· объяснять место педагогики в системе наук о человеке и профессиональной деятельности врача-педиатра;
· использовать понятийный аппарат педагогической науки;
· использовать полученные знания в процессе дальнейшего обучения.
Основные понятия темы:
1. педагогика; 2. воспитание; | 3. образование; 4. медицинская педагогика. |
Вопросы к семинару
1. Основные исторические этапы развития педагогики как науки.
2. Педагогика как наука – ее объект, предмет, задачи.
3. Структура педагогической науки (система педагогических наук).
4. Связь педагогики с другими науками.
5. Медицинская педагогика как составную часть современной системы педагогических наук.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Методы педагогического исследования.
2. Характеристика основных категорий педагогики: воспитание, обучение, образование.
3. Педагогические составляющие деятельности врача-педиатра.
Темы рефератов
1. Древние мыслители о воспитании (Платон, Аристотель, Сократ и др.).
2. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики.
3. Педагогическое наследие врача-педагога Н.И. Пирогова.
4. Педагогическое исследование в работе преподавателя высшей школы.
5. Медицинская педагогика как наука.
6. Тенденции развития образования в России.
Задание для самостоятельной работы
1. Выпишите в тетрадь основные понятия темы.
2. Составьте схему «Связь педагогики с другими науками» проанализируйте ее.
Тема 2: Процесс развития личности
Цель занятия:понимание студентами основных закономерностей и факторов развития личности для осознанного использования полученных знаний в процессе обучения и воспитания пациентов.
Дидактические цели занятия
Студент должен знать:
· понятия индивид, личность, индивидуальность;
· структурную организации личности человека;
· факторы, влияющие на развитие личности;
· понятие самообразование, самовоспитание.
Студент должен уметь:
· оперировать основными понятиями темы;
· использовать знания о закономерностях развития, индивидуально-психологических, возрастных и социокультурных особенностях обучающихся.
Основные понятия темы:
1. индивид; 2. личность; 3. индивидуальность; | 4. развитие; 5. формирование. |
Вопросы для самоподготовки
1. Понятие индивид, личность, индивидуальность в педагогике – их особенности и взаимосвязь.
2. Понятие о процессе развития и формирования личности.
3. Роль наследственности в развитии человека.
4. Влияние среды на развитие личности.
5. Влияние воспитания на развитие личности.
6. Самовоспитание и самообразование в становлении личности врача-педиатра.
Вопросы для самостоятельного изучения к семинару
1. Значение непрерывного образования в развитии врача-профессионала.