телесные контакты с матерью
Особенности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Закономерности психического развития лиц с отклонениями в развитии
Специальная психология тесно связана с такими науками, как …
Нейропсихология
Специальная педагогика
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1. Упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей
2. Способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся
3. Единство наглядных, практических и других методов с целью создания специальной дидактической среды в процессе предметно-практического обучения
1) методы обучения
2)методы учения
3)специальные образовательные технологии
К задачам специальной педагогики, решаемым совместно со специальной психологией, относится …
изучение закономерностей и особенностей развития детей
и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности
Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста
1) дизонтогенез
2)ретардация
3)акселерация
Важными условиями нормального психического развития ребенка младенческого возраста являются …
Эмоциональное общение с взрослым
телесные контакты с матерью
К факторам, определяющим картину аномального развития, относятся …
время возникновения первичного дефекта
соотношение первичных и вторичных нарушений
Психологический анализ механизма нарушений психического развития сформулирован В. В. Лебединским и включает следующие параметры дизонтогенеза:
локализация нарушения, время поражения
анализ структуры дефекта, межфункциональных связей
Согласно патогенетической классификации М. С. Певзнер существуют следующие формы олигофрении :
с нарушениями анализаторов; с лобной недостаточностью
неосложненная; с нарушением нейродинамики
Основными нарушениями при задержке психического развития (ЗПР) являются …
замедление темпа формирования познавательной сферы
замедление темпа формирования личностной сферы
Согласно классификации Р. М. Боскис выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:
глухие, слабослышащие
позднооглохшие
К видам аутистических расстройств относят синдромы …
Аспергера
Каннера
Психопатии следует отличать от …
Психозов
психопатоподобных состояний
К категории со сложной структурой дефекта относят детей, у которых одновременно наблюдаются …
умственная отсталость и выраженные нарушения зрения и слуха
слепоглухота
С целью максимальной социализации и адаптации в обществе в старших классах школы 8 вида для умственно отсталых детей проводятся занятия по …
социально-бытовой ориентировке
У слабовидящих детей отмечается способность …
определять предметные и пространственные свойства окружающей среды
В специальной системе обучения языку в школе слабослышащих ведущими задачами являются …
расширение возможностей самостоятельного обогащения речи вне специального обучения
уточнение и активизация самостоятельно приобретенного речевого материала
Выберите форму речевой патологии по определению структуры дефекта.
1. Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, а среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы
2. Речевая патология, при которой первичным нарушением является расстройство темпо-ритмической стороны речи, а вторично страдает коммуникативная сфера
3. Нарушение речи, при котором ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем
1) алалия
2)заикание
3)дизартрия
К симптомам нарушения психического развития при ДЦП относятся нарушения …
эмоционально-волевой сферы
познавательной деятельности
Установите соответствие между ведущей системой обучения при РДА и ее определением.
1. Метод создания ситуаций, формирующих желаемое поведение в речи, в овладении учебными предметами и производственными навыками и т.д.
2. Программа, направленная на создание условий существования, соответствующих особенностям ребенка с РДА
3. Методика коррекции эмоционально-волевой сферы, в которой большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров
1) оперантное обучение
2)TEACC-программа
3)комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция
Специальный образовательный стандарт учитывает …
специфику социокультурных и этнокультурных условий проживания
степень выраженности нарушения и вызываемые им ограничения возможностей
Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, предусматривающий обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, опирается на …
сензитивные периоды
К отличительным особенностям использования классно-урочной системы в специальной школе по сравнению с общеобразовательной школой относятся …
организация уроков по смешанному или комбинированному типу
система пропедевтической работы
Соотнесите невербальное средство с его описанием.
1. Применение различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе
2. Система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы
3. Техническая аппаратура для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала
1) артпедагогика и арттерапия
2)моделирование
3)технические средства обучения (ТСО)
Соотнесите предметные области специальной педагогики и категории лиц с ограниченными возможностями
1. Олигофренопедагогика
2. Сурдопедагогика
3. Логопедия
4. Тифлосурдопедагогика
1) лица с нарушением интеллекта
2)лица с нарушениями слуха: глухими, позднооглохшими и слабослышащими
3)лица с нарушением речи
4)лица с нарушениями слуха и зрения: слепоглухими
По классификации, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией дефекта, к расстройствам деятельности мозга относят …
умственную отсталость
речевые нарушения
Компенсаторная перестройка включает механизмы …
Восстановления
Замещения
Социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) называются …
результат процесса активного приспособления к условиям среды
процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды
1. Целями специальной психологии являются …
определение причин, структуры, механизма нарушений развития
изучение индивидуально-типических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. Специальная психология базируется на следующих методологических принципах …
детерменизма, развития
единства сознания и деятельности |
3. Установите соответствие между общими, конкретными и частными целями специальной педагогики.
1. Цель специальной педагогики как науки
2. Цель специальной педагогики общего порядка
3. Цель специальной педагогики по отношению к категории неслышащих детей
1-достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимой жизни
2-коррекция и компенсация недостатка педагогическими средствами; абилитация и реабилитация
3-овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха
4. К задачам специальной педагогики, решаемым совместно с общей педагогикой, относится …
интеграция в образовании
5. Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста
1-дизонтогенез
2-ретардация
3-акселерация
6. Важными условиями нормального психического развития ребенка младенческого возраста являются …
эмоциональное общение с взрослым
телесные контакты с матерью
7. Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, в аномальном развитии нужно различать две группы симптомов:
Вторичные
Первичные
8. Анализ временного параметра дизонтогенеза предполагает изучение следующих факторов:
сензитивные периоды психической функции
длительность формирования функции в онтогенезе
9. К группе врожденных факторов, приводящих к умственной отсталости, относятся …
внутриутробные инфекции
вирусные заболевания
10. Сложные варианты ЗПР сопровождают энцефалопатические расстройства, к которым относятся …
апатико-адинамические расстройства
церебрастенические явления, аффективные нарушения
11. Современная классификация детского церебрального паралича основывается на следующих факторах …
клинической характеристике ДЦП
степени тяжести ДЦП
12. Сущность дизонтогенеза при аутизме составляет триада нарушений, к которым можно отнести …
сам аутизм, ритуальность поведения
расстройство коммуникативной функции речи
13. Современная классификация психопатий включает следующие типы
гипертимический, эпилептоидный
14. К комплексным нарушениям развития относят …
слепота и системное нарушение речи
глухота и ДЦП
15. С целью максимальной социализации и адаптации в обществе в старших классах школы 8 вида для умственно отсталых детей проводятся занятия по …
социально-бытовой ориентировке
16. У слабовидящих детей отмечается способность …
определять предметные и пространственные свойства окружающей среды
17. К особенностям познавательной деятельности и речевого развития слабослышащих детей относят …
конкретность мышления
затрудненность словесного общения
18. Установите соответствие между нарушением письменной речи, характеризующимся специфическими ошибками (письма и чтения), и их определением.
1. Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций
2. Нарушение чтения, при котором отмечается полная неспособность к овладению процессом чтения
3. Частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью высших психических функций
1-Дислексия
2-алексия
3-дисграфия
19. К симптомам нарушения психического развития при ДЦП относятся нарушения …
эмоционально-волевой сферы
познавательной деятельности
20. Установите соответствие между ведущей системой обучения при РДА и ее определением.
1. Метод создания ситуаций, формирующих желаемое поведение в речи, в овладении учебными предметами и производственными навыками и т.д.
2. Программа, направленная на создание условий существования, соответствующих особенностям ребенка с РДА
3. Методика коррекции эмоционально-волевой сферы, в которой большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров
1-оперантное обучение
2-TEACC-программа
3-комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция
21. Освоение не только общего среднего образования, но и получение высшего профессионального образования возможно для лиц …
с нарушением опорно-двигательного аппарата
с нарушением речи
22. Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, предусматривающий обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, опирается на …
сензитивные периоды
23. К групповым формам проведения уроков в специальной школе относятся …
дифференцированно-групповые
бригадные
24. Установите соответствие между аудиовизуальными средствами обучения и целями их использования.
1 Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры
2. Средства визуализации речи, например, динамические графики, профили артикуляции
3. ПК как средство преобразования среды жизнедеятельности и обучения
1-зрительное восприятие учебного материала
2-диагностика и коррекция правильного произношения
3-моделирование учебных задач и ситуаций, контроль и самоконтроль
25. Установите соответствие между определениями и понятиями.
1. Сфера педагогической теории и практики, решающая индивидуальные, сложные, нестандартные педагогические задачи социализации и самореализации человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и социальной активности
2. Интегративная самостоятельная научная область, опирающаяся на ряд научных отраслей и охватывающая проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования детей и взрослых с нарушением физического и умственного развития, подготовки к труду и самостоятельной жизни в обществе
3. Коррекция неблагоприятной среды и образовательных условий, в которых ребенок без значительных физических и психических нарушений ощущает дискомфорт, нуждаясь в психолого-педагогической помощи и поддержке
1-специальная педагогика
2-дефектология
3-коррекционная педагогика
26. По классификации, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией дефекта, к расстройствам деятельности мозга относят …
речевые нарушения
27. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется …
социализацией
28. Современное понятие реабилитации подразумевает …
участие в данном процессе специалистов разных областей медицины, психологии, педагогики, социальных работников
комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-экономических мер
1. Целями специальной психологии являются …
определение причин, структуры, механизма нарушений развития
изучение индивидуально-типических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. Специальная психология базируется на следующих методологических принципах …
детерменизма, развития
единства сознания и деятельности |
3. Установите соответствие между общими, конкретными и частными целями специальной педагогики.
1. Цель специальной педагогики как науки
2. Цель специальной педагогики общего порядка
3. Цель специальной педагогики по отношению к категории неслышащих детей
1-достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимой жизни
2-коррекция и компенсация недостатка педагогическими средствами; абилитация и реабилитация
3-овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха
4. К задачам специальной педагогики, решаемым совместно с общей педагогикой, относится …
интеграция в образовании
5. Выберите для каждой категории специальной психологии правильное определение:
1. Различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период
2. Отставание в отдельных периодах психического и физического развития
3. Развитие психики, при котором одна из функций опережает сроки развития, типичные для конкретного возраста
1-дизонтогенез
2-ретардация
3-акселерация
6. Важными условиями нормального психического развития ребенка младенческого возраста являются …
эмоциональное общение с взрослым
телесные контакты с матерью
7. Согласно положению Л. С. Выготского о системном строении дефекта, в аномальном развитии нужно различать две группы симптомов:
Вторичные
Первичные
8. Анализ временного параметра дизонтогенеза предполагает изучение следующих факторов:
сензитивные периоды психической функции
длительность формирования функции в онтогенезе
9. К группе врожденных факторов, приводящих к умственной отсталости, относятся …
внутриутробные инфекции
вирусные заболевания
10. Сложные варианты ЗПР сопровождают энцефалопатические расстройства, к которым относятся …
апатико-адинамические расстройства
церебрастенические явления, аффективные нарушения
11. Современная классификация детского церебрального паралича основывается на следующих факторах …
клинической характеристике ДЦП
степени тяжести ДЦП
12. Сущность дизонтогенеза при аутизме составляет триада нарушений, к которым можно отнести …
сам аутизм, ритуальность поведения
расстройство коммуникативной функции речи
13. Современная классификация психопатий включает следующие типы
гипертимический, эпилептоидный
14. К комплексным нарушениям развития относят …
слепота и системное нарушение речи
глухота и ДЦП
15. С целью максимальной социализации и адаптации в обществе в старших классах школы 8 вида для умственно отсталых детей проводятся занятия по …
социально-бытовой ориентировке
16. У слабовидящих детей отмечается способность …
определять предметные и пространственные свойства окружающей среды
17. К особенностям познавательной деятельности и речевого развития слабослышащих детей относят …
конкретность мышления
затрудненность словесного общения
18. Установите соответствие между нарушением письменной речи, характеризующимся специфическими ошибками (письма и чтения), и их определением.
1. Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций
2. Нарушение чтения, при котором отмечается полная неспособность к овладению процессом чтения
3. Частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью высших психических функций
1-Дислексия
2-алексия
3-дисграфия
19. К симптомам нарушения психического развития при ДЦП относятся нарушения …
эмоционально-волевой сферы
познавательной деятельности
20. Установите соответствие между ведущей системой обучения при РДА и ее определением.
1. Метод создания ситуаций, формирующих желаемое поведение в речи, в овладении учебными предметами и производственными навыками и т.д.
2. Программа, направленная на создание условий существования, соответствующих особенностям ребенка с РДА
3. Методика коррекции эмоционально-волевой сферы, в которой большое значение отводится постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров
1-оперантное обучение
2-TEACC-программа
3-комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция
21. Освоение не только общего среднего образования, но и получение высшего профессионального образования возможно для лиц …
с нарушением опорно-двигательного аппарата
с нарушением речи
22. Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, предусматривающий обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, опирается на …
сензитивные периоды
23. К групповым формам проведения уроков в специальной школе относятся …
дифференцированно-групповые
бригадные
24. Установите соответствие между аудиовизуальными средствами обучения и целями их использования.
1 Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры
2. Средства визуализации речи, например, динамические графики, профили артикуляции
3. ПК как средство преобразования среды жизнедеятельности и обучения
1-зрительное восприятие учебного материала
2-диагностика и коррекция правильного произношения
3-моделирование учебных задач и ситуаций, контроль и самоконтроль
25. Установите соответствие между определениями и понятиями.
1. Сфера педагогической теории и практики, решающая индивидуальные, сложные, нестандартные педагогические задачи социализации и самореализации человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и социальной активности
2. Интегративная самостоятельная научная область, опирающаяся на ряд научных отраслей и охватывающая проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования детей и взрослых с нарушением физического и умственного развития, подготовки к труду и самостоятельной жизни в обществе
3. Коррекция неблагоприятной среды и образовательных условий, в которых ребенок без значительных физических и психических нарушений ощущает дискомфорт, нуждаясь в психолого-педагогической помощи и поддержке
1-специальная педагогика
2-дефектология
3-коррекционная педагогика
26. По классификации, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией дефекта, к расстройствам деятельности мозга относят …
речевые нарушения
27. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется …
социализацией
28. Современное понятие реабилитации подразумевает …
участие в данном процессе специалистов разных областей медицины, психологии, педагогики, социальных работников
комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, социально-экономических мер
o