Пути формирования педагогического мастерства педагога-музыкантата (ПМ)

Мастерство -комплекс св-в личности, обеспечиваюших высокий уровень организации проф. муз. деят-ти, самоорганизующаяся система в стр-ре личности педагога. Пед.мастерство - комплекс св-в личности, таких как гуманистическая направленность деят-ти преподавателя (позволяет целесообразно в соответствии с требованиями времени выстраивать педпроцесс), профессионализм преподавателя (фундамент различных признаков педмастерства), педагогические способности (обеспечивают скорость соверш. маст-ва преподавателя), педагогич.техника (чтобы осуществлялась целостность, связность и результативность пед.деят-ти). Гуманистическая направленность включает в себя идеалы, интересы, ценностн. ориентации педагога-музыканта. Ценностные ориентации педагога могут быть направлены на себя (самоутверждение в глазах учеников и коллег по работе), на пед.процесс (педагог заботится о ср-вах, методах и содержании образования, цель-овладение приёмами в работе с учениками), на учащихся (цель педаг. деят-ти -достучаться до каждого ученика), на цель педагог.деят-ти (всестороннее развитие личности уч-ка, это педагоги-гуманитсы). Гуманистическое направление педагога выражается в его активной позиции по всем вопросам воспитательного процесса.

5 уровней ПМ(Кузьмина Н.В):

1.Репродуктивный- педагог умеет пересказать другому то, что знает сам и так, как знает сам. 2 Адаптивный- педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело. 3.Локальномоделирующий знания- педагог не только умеет передавать и трансформировать информацию, но и моделирует систему знаний по отдельным вопросам. 4. Системномоделирующий знания - пед умеет моделировать систему деят-ти, формировать систему знаний по своему предмету. 5. Системномоделирующая деят-ть и поведение – педагог знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и как, какими средствами.

3 периода формирования ПМ: подготовительный (обучение), период становления педагога(2-3 года), совершенствование ПМ.

Пути совершенств ПМ преподавателя: самост работа; учеба на курсах повышения квалификации; проведение преподавателями всех видов занятий; участие преподавателей в научно-исследовательской работе; хорошо организованная методическая работа в вузе и на кафедре; создание условий в вузе и на кафедре для совершенствования педагогического мастерства; обобщение и обсуждение практики работы методистов вуза; систематический контроль за степенью подготовленности преподавателя к педагогической деят-ти (- оценка уровня их педагогического мастерства).

 


 

45.Техника речи педагога-музыканта

Голос - важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу педагога предъявляется ряд требований: 1) Голос не должен вызывать неприятные ощущения у слушателей, а должен обладать благозвучностью. 2)Педагогу необходимо изменять характеристки своего голоса с учетом ситуации общения. 3)Педагог должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять, отдавать слушателю, говорить не для себя, а для ученика, голос должен облад полетностью. 4)Голос - основное орудие пед. воздействия, с его помощью педагог должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. 5)Педагогу приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, его голос обязан быть достаточно выносливым.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция - четкое и ясное произношение звуков речи. Хоровая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Работа над дикцией педагога заключ-ся в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хоровую дикцию (Скороговорки,упражнения для губ). Речь педагога наполнена эмоциями и интеллектуальным содержанием, кот назыв-ся выразительностью - явл-ся обязательным элементом. Это обусловливает специфичность устной речи, в которой - интонация, жесты, мимика.

Ф-ции речи:1)коммуникативная (отношений ученик-учитель); 2)презентация знаний; 3)организационная (организация учебно-практической деят-ти уч-ся); 4)психологическая (создание условий для психологической свободы уч-ся); 5)обеспечение продуктами деят-ти.

Особенности педагогической речевой деят-ти:1)специально организованные учителем; 2)конечным результатом явл-ся достижение поставленной гуманитарной цели; 3)отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей; 4)строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния уч-ков, информации,которую получают уч-ки от уч-ля; 5)речь учителяля явл-ся предметом постоянного пед. анализа и совершенствования.

Показатели коммуникативных критериев: 1)соответствие нормам и правилам пед. этики; 2)импровизация учителя; 3)экспрессивность его звучащей речи; уровни экспрессивности: артистический, лексико-семантич (правильный выбор слов), синтаксич (использование восклицательных предложений, риторических вопросов), нормативная правильность речи.

Техника речи: Дыхание: 1)физиологическое, 2)речевое: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Голос: особенности: сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Предупреждение причин нарушения голоса:после 3-4 час работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха. Дикция. Ритмика-темп и ритм. Интонация - пауза, темп и мелодия речи. Анализ речи педагога, часто использует выражение коммуникативное поведение - процесс говорения, организации речи и невербального поведения педагога, кот влияет на организацию эмоц-психологической атмосферы педагогического общения, на характер взаимоотношений между учителем и учениками, на стиль их деят-ти.