Метод проблемного обучения.

Организация учебного процесса на основе создания проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения усвоение материала происходит в ходе активной поисковой деят-ти ученика, в проц. решения им комплекса познавательных задач. Проблемная ситуация хар-ся как такое психическое состояние ученика, котор. возникает в процессе выполнения задания и требует открытия новых знаний о предмете, способе им действии. Причиной возникнов. Проблемной ситуации явл-ся необходимость в раскрытии нового способа действия. Для ученика выход из ситуации - не только получение новых знаний, но и личностное развитие. Проблемная ситуация. 1. Необходимость выполнять действие, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном способе или условии действия. 2. то неизвестное (новое знание), котор. должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации. 3. Конкретные возможности учащихся в выполнении предложенного задания.

Правила создания пробл.ситуаций: 1. Надо сформулировать задание так, чтобы ученик при выполнении мог открывать и усваивать новые знания. Условия: а)задания должны основываться на тех знаниях и умениях, котор.уже владеет учащийся. б). неизвестное, которое неоходимо открыть ученику, представляет общий способ действия. в). Выполнение пробл. задания должно стать потребностью учащегося. 2. Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ученика и предшествовать объяснению нового материала. В кач-ве пробл. заданий магут быть: учебные задачи, вопросы, практич.зад.

Уровни проблемности: 1. Проблемное изложение учебного материала (преподаватель формулирует проблему и показывает пути ее решения) ученик воспроизводит весь ход. 2. Проблемное изложение материала учителем и дальнейшее самостоят. решение проблемы со стороны ученика. 3. Педагог формулирует проблему, показывает пути поиска выхода из нее, определяет круг недостающих знаний. Ученик сам решает проблему с помощью образования внутрипредметных и межпредметных связей. 4. Поисковая (исследоват.) деят-ть педагога заключается в создании таких проблемных ситуаций, с котор. учащиеся еще не знакомы. Ученик находит проблему, формулирует ее и решает ее самостоятельно.