Современные мировые системы музыкального воспитания и образования.
Венгрия. Основой школьной системы является 8-ми классная неполная средняя школа. Цели и задачи муз. образования–воспитание осведомленной в музыке молодежи. В основу преподавания введены игровые элементы и элементы углубленных впечатлений. Яркими представителями венгерской муз.педагогики являются: Белла Барток, Золтан Кодаи. Основным в их системе является опора на нар.музыку и венгерский фольклор. Метод Кодаи-это целый комплекс: ручные знаки, венгерская нар.песня, общеобразовательные школы с муз.уклоном, хоровое пение акапелла. Система строго учитывает возрастные особенности детей, и в соответствии с этим строится методика развития муз.слуха и муз.обучения в целом. В Венгрии 6 специальных муз.училищ. По окончании которых дети могут продолжить обучение в Муз.Академии Ф.Листа (срок обучения: 3года-педагоги; 5-исполнители).
Австрия. Основополагающей является система немецкого композитора, музыковеда и педагога Карла Орфа (1895-1982). Методика детского и юношеского муз.воспитания Орфа опирается на использование муз.фольклора, нашла свое отражение в «шульверке»-5-ти томное собрание пьес для хора, упражнений в произношении и декламации, ритмич.упражнениях, театрализованных сценок. «Шульверк»-это система элементарного муз.обучения (игра, элементарная музыка, инструменты, тексты, формы движения). Задача муз.воспитания-стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.
Принципы системы К.Орфа в муз.образовании:
1.Использование естественной основы для развития личности: К.Орф сравнивает элементарную музыку и природу (кукушка). 2.Формирование личности фантазия и способность к переживанию. «В музыку идти через коллективное музицирование, через игры, связанные с пантомимикой, ритмом».
Общие элементы этих систем (Кодаи, Орф): 1. Опора на нар.музыку. 2. Воспит. музыкальной культуры личности ребенка,через развит. Муз.способн. Кодай придавал важное знач.пению, т.к. оно больше развив. слух. Метод обучения – игра. Муз. грамм. – с пентатоники. К. Орф – 5-томное пособие по муз.воспит. «шульверг» (собрание муз.произвед, направленное на развит.способн.) Особое внимание уделял игре на элементарн. муз.инструментах. Пение,движение под музыку, декломация под музыку. Фольклорные мелодии.
Американская система – это синтез метода «Родного языка» Сузуки. Однако, если японцы больше уделяют внимания индивидуальному обучению, то американцы предпочитают коллективную форму обучения, что приносит тоже хорошие результаты (хоры, в стране несколько тысяч школьных оркестров, джаз-оркестров). В школах ежедневно по 20-30 минут занимаются пением: играют под музыку, поют песни и молитвы, проводят ритмические упражнения. Значительный интерес проявляется к старинной музыке: в колледжах и университетах изучают старинную нотацию. Специальное муз.образование дается в колледжах 3-х типов: исполнительский, музыковедчаский и педагогический. Полный срок обучения для получения звания доктора музыки – 7 лет. Консерватории присоединены к университетам.