Функции движущей силы и закономерности целостного пед.процесса

Целостный педагогический процесс направлен на реализацию таких функций, как образовательная, развивающая и воспитательная. Требования обучающего и противоречия между ними являются движущей силой педагогического процесса и возможностями выполнения таких требований и задач воспитуемым. Выдвигаемые требования – это познавательная, трудовая, практическая, общественно-полезная направленность знаний, информации, обучения вообще. Если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых, то такое противоречие будет являться источником движения системы и приведет к решению общих задач с воспитателем. В противном случае противоречие не будет способствовать эффективному развитию системы, если задачи, поставленные перед воспитанником, будут очень трудными или легкими, т. е. не будут соответствовать возможностям воспитуемых. Поэтому очень важная задача педагогов состоит в том, чтобы иметь способность изучать ученический и педагогический коллективы и его отдельных членов, эффективно определять близкие, средние и далекие задачи и цели развития, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера. Педагогический или учебно-воспитательный процесс представляет собой не суммирование процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельную полную и цельную систему, явление, имеющее свои структуру, факторы, закономерности развития.

Образовательная функция реализуется прежде всего в процессе обучения, а также во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Развивающая функция педагогического процесса предполагает развитие личности в процессе обучения и воспитания, которое выражается в качественных изменениях деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений. «Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий в первую очередь самого ребенка» (П.П. Блонский). Эта функция реализуется при любой организации педагогического процесса, но интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на чем делается акцент: на знаниях, умениях и навыках или на формировании мотивационной и познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого.

Воспитательная функцияпроявляется во всем: в образовательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником; в личности воспитателей и их профессионализме; в учебных планах и программах; формах, методах и средствах, используемых в педагогическом процессе.

целостный педагогический процесс – сложное педагогическое явление, понимание движущих сил которого поможет учителю осуществлять его организацию сознательно и в интересах личности воспитанника.

Проблема закономерностей целостного педагогического процесса находится в состоянии разработки. Нет единых подходов ни в понимании, что считать закономерностями в педагогике, ни в перечне самих закономерностей. Однако само понятие закономерности педагогического процесса прочно вошло в науку.

Под закономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности. Можно выделить следующие группы закономерностей педагогического процесса: закономерности, обусловленные социальными условиями; закономерности, обусловленные природой человека; закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса.

^ Закономерности, обусловленные социальными условиями, выражают зависимость педагогического процесса от общественных потребностей и условий. От этого зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения; условия, в которых они будут осуществляться; как будут использоваться полученные результаты. Общество испытывает потребность в распространении информационных технологий и в большом количестве специалистов в этой сфере, но из-за экономических условий в стране оснащенность школ современными компьютерами даже в крупных городах страны составляет лишь 30-40% .

^ Закономерности, обусловленные природой человека устанавливают определяющую роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

^ Закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса, раскрывают взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.